Регистрация

Музей Эшера в Гааге обвинили в демонстрации копий работ художника

Мне нравится2       0  
Голландский художник Мауриц Корнелис Эшер был мастером иллюзии. Он известен своими сложными математически выверенными рисунками, гравюрами и литографиями. Его работы выставляются по всему миру. Однако вокруг одной из главных галерей — Музея Эшера в Гааге, — похоже, разгорается вовсе не иллюзорный скандал.
Куратор Фонда Эшера Марк Фелдхайсен (Mark Veldhuysen) обвинил голландский музей в том, что тот выставляет не оригиналы ошеломляюще замысловатых чёрно-белых работ, а главным образом репродукции.
Фонд Эшера в 1968 году создал сам художник за четыре года до смерти, чтобы защитить собственное наследие. Музей Эшера в Гааге открылся в 2002 году. Он находится в здании дворца XVIII века, где некогда проживала королева Эмма.
«Последние 13 лет публику обманывали», — заявил агентству AFP представитель Фонда Марк Фелдхайсен.

Он признал, что многие работы Эшера напечатаны на хрупкой бумаге и нуждаются в реставрации. И нет ничего страшного в том, что одну-две работы на время восстановления заменяют репликами. «Но только в этом случае они должны вывешивать рядом уведомление, что это не оригинал», — добавил он. По словам Фелдхайсена, таких сообщений в Музее Эшера в Гааге нет.
«Это всё равно что прийти в Государственный музей в Амстердаме, чтобы посмотреть на „Ночной дозор“ Рембрандта, о котором говорят, что это — оригинал, а на деле он написан в Китае», — возмущается представитель Фонда.
Фелдхайсен несколько раз направлял свои жалобы руководству музея, и теперь Фонд пытается урегулировать ситуацию с помощью муниципальных властей, в чьём ведении находится галерея.

«Они сдают в аренду экспонаты из своей оригинальной коллекции, а сами выставляют подделки. Но при этом не предупреждают публику, что очень странно», — возмущается куратор Фонда.
Мауриц Корнелис Эшер. Автопортрет в зеркале

Мауриц Корнелис Эшер, который родился в 1898-м и умер в 1972 году, был одним из самых известных художников-графиков XX столетия. Его шедевры полны оптических иллюзий, которые бросают вызов гравитации. Это пространства «шиворот-навыворот», где потолки становятся полами и ничто не является тем, чем кажется.

Слева: Мауриц Корнелис Эшер, «Автопортрет в зеркале»

Одна из его самых знаменитых картин, «Восхождение и нисхождение» (1960), изображает две вереницы людей, которые бесконечно бредут вверх и вниз по четырём пролётам лестницы, не имеющей начала и конца. Эта литография, одолженная голландским музеем, сейчас является одним из экспонатов передвижной выставки «Удивительный мир Маурица Корнелиса Эшера». До конца прошлой недели она находилась в Эдинбурге, а в следующем месяце выставка откроется в Галерее Далиджа в Лондоне, где пробудет до 16 января.
Музей Эшера не откликнулся на просьбу AFP о комментарии. Однако директор галереи Бенно Темпель (Benno Tempel) ранее заявил голландской газете de Volkskrant, что удивлён критикой Фелдхайсена.
«Фонд утвердил лицензионный договор, заявив, что мы можем сделать репродукции. И на входе [в музей] есть сообщение об использовании репродукций», — пояснил он.
Мауриц Корнелис Эшер. Лужа
Мауриц Корнелис Эшер. День и ночь
  • Мауриц Корнелис Эшер, «Лужа»
  • Мауриц Корнелис Эшер, «День и ночь»
А вот куратор Фонда Эшера утверждает, что журналисты, которые были в музее, не смогли найти никаких уведомлений. К тому же наличие общего уведомления недостаточно: публика должна знать, какие именно работы были созданы не Эшером.
По материалам artdaily.com и cbc.ca. Главная иллюстрация — фрагмент «Автопортрета в сферическом зеркале» Маурица Корнелиса Эшера.
Комментировать Комментарии
HELP