Регистрация
Джошуа Рейнольдс
Джошуа
 Рейнольдс
Подписаться36                
Подписаться36                
Биография и информация
 
10 декабря 1768 года в Лондоне состоялось торжественное открытие Royal Academy of Arts — Королевской Академии художеств. Круг академиков и в наши дни узок, ограничен всего 80-ю местами, а тогда путем голосования от всего Королевства были избраны наидостойнейшие, лучшие из лучших, числом в 40 человек. И лишь вопроса о том, кто первым возглавит Академию, ни у кого не возникло: разумеется, Джошуа Рейнолдс (Joshua Reynolds)! Самый известный лондонский портретист и мастер исторической живописи, он отличался широчайшей эрудицией, немало путешествовал, выступал как теоретик искусства и действительно много сделал для институализации и мирового признания английского изобразительного искусства ХVIII века.

Рейнолдс родился 16 июля 1723 г. в семье англиканского священника, учительствовавшего в приходской школе городка Плимптон в графстве Девоншир. Родители надеялись, что сын станет доктором. Вероятно, так и случилось бы, попади ему в руки какой-нибудь медицинский трактат — человеком он был от рождения, во-первых, очень увлекающимся, а во-вторых, чрезвычайно одарённым. Но в восемь лет Джошуа прочёл книгу о перспективе. Вкупе с тем, что к этому возрасту у Рейнолдса недурно выходило копировать старинные гравюры, книга решила его судьбу.

Отец направляет его в Лондон, в мастерскую Томаса Хадсона — популярного, хотя и весьма поверхностного портретиста. Прилежание и талант Джошуа были таковы, что уже через 2−3 года учитель Хадсон стал испытывать творческую ревность, и ученик вынужден был вернуться домой, в Девоншир. К счастью, помимо художественных способностей, Рейнолдс имел настоящий талант сходиться с людьми, увлекать их за собой. Эти качества сделают его одним из крупнейших авторитетов своего времени, знаменитых не только своим искусством, но и широтой своих связей. В 1747 году Рейнолдс знакомится с военным моряком, будущим адмиралом Огастесом Кеппелом и получает приглашение участвовать в морском путешествии.

Они побывали в Алжире, Лиссабоне и на Майорке. Но, достигнув Италии, Рейнолдс сошёл на берег и на корабль больше не вернулся: искусство старых мастеров не оставило ему выбора. Рейнолдс и раньше разделял мнение ценителей о том, что Микеладжело, Веронезе, Корреджо и другие итальянцы дали миру недосягаемые образцы прекрасного, а современный художник не имеет иного пути, кроме как учиться у великих. Было бы непростительно упустить такую возможность. Три года он провел в Риме, копируя рисунок Рафаэля, изучая колорит Тициана, оттачивая до совершенства собственное мастерство; успел посетить Венецию и Флоренцию, а в 1752 году возвратился на родину.

Рейнолдс оседает в Лондоне и очень быстро получает известность как портретист, причем капитан Кеппел во второй раз невольно посодействовал успехам друга. В благодарность за Италию Рейнолдс написал «Портрет коммодора Кеппела». Бравый и прекрасный капитан стоит в позе Аполлона Бельведерского на фоне мятежного моря и грозового неба, всем своим видом олицетворяя лозунг «Англия — владычица морей». Портрет вызывал у зрителей такое восхищение, что, по легенде, Рейнолдс даже не отдал его Кеппелу, оставил висеть у себя в мастерской в качестве образца для заказчиков. Их поток год от года только рос: заказать портрет у Рейнолдса «в возвышенном статуарном стиле» считали за честь писатели и политики, актёры и представители британской знати. Рейнолдс становится своего рода законодателем моды, арбитром элегантности. Он очень удачно умеет передать на портрете сходство с моделью и в то же время тонко польстить, идеализировать и возвысить портретируемого. Само перечисление портретов светских красавиц, написанных Рейнолдсом, более напоминает список приглашённых на придворный приём: «Кэтрин, леди Бамфилд», «Джорджиана, герцогиня Девонширская», «Элизабет, герцогиня Гамильтон-Эрджилл», «Мэри Амелия, графиня Салсбери»… Эти портреты заурядны в своей торжественности, а вот реалистический и отнюдь не парадный «Портрет Нелли О`Брайен» — истинная вершина творчества Рейнолдса.

Рейнолдс не принадлежал к типу художников, которых не интересует ничего, кроме живописи. Выдающийся общественный темперамент и амбициозность вводят его в круг современных политиков. Вместе с друзьями-писателями он учреждает Лондонский литературный клуб, организует выставки и аукционы. Создание Королевской Академии художеств — тоже во многом инициатива Джошуа Рейнолдса. По сложившейся традиции, раз в два года Рейнолдс читал в Академии лекции об искусстве, поражая широтой познаний, мощью обобщений и грандиозностью задач, которые, с его точки зрения, должны ставиться перед искусством. 15 лекций Рейнолдса многократно переиздавались, были переведены на многие европейские языки.
«Не следует думать, что Рейнолдс был высокопарным занудой, — предостерегает теоретик искусства Эрнст Гомбрих. — Подобное впечатление рассеивается при более внимательном знакомстве с его живописным и литературным наследием».

Мнения о натуре Рейнолдса двоятся. Безусловный интеллектуал, но и сноб, каких поискать. Изворотливый и в то же время щедрый. Его лекции были полны пафоса, но при этом совершенно искренни. Он был, несомненно, очень талантлив как живописец, но не брезговал «выпускать под собственным лейблом» впечатляющее количество посредственных картин, чтобы удовлетворить всех заказчиков.

Рейнолдс не был женат, но делал предложение переехавшей в Лондон немецкой художнице Ангелике Кауфман, а, будучи отвергнут, в виде мести познакомил Ангелику с жиголо Фредериком Брандтом. Последний втянул влюбившуюся художницу в такую авантюрную сеть и неприятности, что за этой интригой следила вся светская Европа, а Виктор Гюго позднее написал по её мотивам драму «Рюи Блаз».

За заслуги Рейнолдс получил титул пэра, и с того времени его именуют «сэр Джошуа». Именно так к нему обращается в письмах Томас Гейнсборо. Вообще, говоря о Рейнолдсе, никак нельзя не упомянуть о Гейнсборо. Два самых даровитых мастера своего поколения, два знаменитейших британских портретиста — конечно, молва приписывала им все сложности взаимоотношений конкурентов. Но не следует забывать, что, будучи соперниками, оба были до мозга костей английскими джентльменами. Да, Гейнсборо предпочитал более камерные стиль жизни и стиль живописи и не имел такого веса в обществе, как Рейнолдс. Да, Рейнолдс ревниво относился к лёгкости кисти и виртуозности исполнения некоторых вещей Гейнсборо. Но оба старались сгладить антагонизм в отношениях. Рейнолдс однажды даже предлагал кому-то из коллекционеров выменять своего Тициана на «Девочку с поросятами» Гейнборо, дескать, «это лучшее из того, что Гейнсборо написал и еще напишет». А Гейнсборо перед смертью очень просил «дорогого сэра Джошуа» прийти посмотреть и оценить его «Дровосека». И Рейнолдс вправду без промедления пришёл, а после смерти Гейнсборо опекал его вдову и включил в свои «Лекции» раздел о значении живописи соперника.

Рейнолдс пережил Гейнсборо всего на 4 года и тоже умер от рака. За несколько лет до смерти он постепенно начал терять слух и зрение, а в последний год своей жизни был абсолютно слеп. Его последними картинами, настоящими шедеврами светотени, написанными незадолго до полного погружения во тьму, стали три аллегорических полотна, заказанные Екатериной II и князем Потёмкиным и хранящиеся теперь в Эрмитаже. Похоронен выдающийся просветитель, глава английской школы живописи Джошуа Рейнолдс в лондонском соборе Святого Павла.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
+21

Лента
30 ноября 1741 года родилась немецкая художница Ангелика Кауфман.

...В конце 1760-х придворный Лондон передавал слух о том, что Ангелика покорила сердце самого сэра Джошуа Рейнольдса — создателя и бессменного президента Королевской академии художеств, прославленного (и, кстати, самого дорогого на тот момент) британского живописца. Сэр Джошуа писал портрет Кауфман, она в знак ответной признательности писала сэра Джошуа; закоренелый холостяк увлёкся Ангеликой, сделал предложение, но неожиданно получил отказ. В чем была причина, сейчас уже сложно сказать: то ли художница побоялась оказаться в тени огромной славы Рейнолдса, то ли под влиянием идей сентиментализма, витавших в то время в воздухе, не решилась на брак без горячей любви.

Видимо, Рейнолдс был неплохим психологом, потому что именно на понимании умонастроений Кауфман будет построена его месть. Однажды он познакомит Ангелику с красивым и чрезвычайно красноречивым молодым человеком, от которого были без ума обитательницы лондонских литературных и художественных салонов. Тот представлялся графом Горном, меценатом и покровителем искусства, хотя на самом деле не был ни тем, ни другим — его имя было Фредерик Брандт, он был прожженный авантюрист и жиголо. И вот тут-то Ангелика, как велит сентиментализм, поверила не рассудку, а чувству, вспыхнувшему в ней к псевдо-графу. Правда, она долго не решалась дать согласие на брак, не зная, как его воспримет живущий в другой стране любимый отец. Но тут Горн заявил, что его обвиняют в политическом преступлении, а брак с Кауфман, любимицей Королевы, может стать его спасением… Вся светская Европа тогда следила за этим романом, но когда Кауфман стала женой Горна, Рейнолдс поведал о том, что поддельный граф просто использовал её доверчивость. Не в силах пережить чудовищный обман, Кауфман подала на развод. Она заплатила мужу отступные, вернулась в Италию и потом долгое время жила в уединении, залечивая душевные раны. По мотивам этой истории уже в XIX веке Виктор Гюго создаст драму «Рюи Блаз». А сама Кауфман напишет проникновенную «Прощание Гектора и Андромахи» — иносказание о своём разбитом сердце.

Полную биографию художницы можно прочитать в Артхиве:
Ангелика Кауфман
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Новые открытия сделала команда, исследующая картины на панелях двух ярчайших представителей фламандского барокко  Якоба Йорданса и Антониса ван Дейка . На этот раз сюрпризы преподнёс эскиз маслом, выполненный вторым художником примерно в 1638 году. Знаменитое «Шествие Карла I и рыцарей Ордена Подвязки» было прообразом для задуманного, но так и не вытканного гобелена, который должен был…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 109 работ
Джошуа Рейнольдс. Портрет адмирала лорда Хитфилда
3
Портрет адмирала лорда Хитфилда
1788, 113.7×142.2 см
Джошуа Рейнольдс. Младенец Геркулес, удушающий змей, подосланных Герой
2
Младенец Геркулес, удушающий змей, подосланных Герой
1786, 297×303 см
Джошуа Рейнольдс. Джорджиана, герцогиня Девонширская
6
Джорджиана, герцогиня Девонширская
1776, 145×237 см
Джошуа Рейнольдс. Портрет полковника Джорджа К. Г. Каусмейкера, командира гвардейского гренадерского полка
1
Портрет полковника Джорджа К. Г. Каусмейкера, командира гвардейского гренадерского полка
1770, 143×234 см
Джошуа Рейнольдс. Полковник Джон Хейз Сент-Леджер, фрагмент
1
Полковник Джон Хейз Сент-Леджер, фрагмент
1770, 146×236 см
Джошуа Рейнольдс. Портрет Сары Сиддонс в виде музы Трагедии
4
Портрет Сары Сиддонс в виде музы Трагедии
1789, 240×148 см
Джошуа Рейнольдс. Леди Джейн Холлидей
2
Леди Джейн Холлидей
1779, 148×239 см
Джошуа Рейнольдс. Герцогиня Девоншир и леди Джорджиана Кэвендиш
2
Герцогиня Девоншир и леди Джорджиана Кэвендиш
1784, 55×44 см
Джошуа Рейнольдс. Портрет леди Каролины Говард
1
Портрет леди Каролины Говард
1778, 113×143 см
Посмотреть 109 работ художника
HELP