войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Джошуа
Рейнолдс

10 декабря 1768 года в Лондоне состоялось торжественное открытие Royal Academy of Arts – Королевской Академии художеств. Круг академиков и в наши дни узок, ограничен всего 80-ю местами, а тогда путем голосования от всего Королевства были избраны наидостойнейшие, лучшие из лучших, числом в 40 человек. И лишь вопроса о том, кто первым возглавит Академию, ни у кого не возникло: разумеется, Джошуа Рейнолдс (Joshua Reynolds)! Самый известный лондонский портретист и мастер исторической живописи, он отличался широчайшей эрудицией, немало путешествовал, выступал как теоретик искусства и действительно много сделал для институализации и мирового признания английского изобразительного искусства ХVIII века.

Рейнолдс родился 16 июля 1723 г. в семье англиканского священника, учительствовавшего в приходской школе городка Плимптон в графстве Девоншир. Родители надеялись, что сын станет доктором. Вероятно, так и случилось бы, попади ему в руки какой-нибудь медицинский трактат – человеком он был от рождения, во-первых, очень увлекающимся, а во-вторых, чрезвычайно одарённым. Но в восемь лет Джошуа прочёл книгу о перспективе. Вкупе с тем, что к этому возрасту у Рейнолдса недурно выходило копировать старинные гравюры, книга решила его судьбу.

Отец направляет его в Лондон, в мастерскую Томаса Хадсона – популярного, хотя и весьма поверхностного портретиста. Прилежание и талант Джошуа были таковы, что уже через 2-3 года учитель Хадсон стал испытывать творческую ревность, и ученик вынужден был вернуться домой, в Девоншир. К счастью, помимо художественных способностей, Рейнолдс имел настоящий талант сходиться с людьми, увлекать их за собой. Эти качества сделают его одним из крупнейших авторитетов своего времени, знаменитых не только своим искусством, но и широтой своих связей. В 1747 году Рейнолдс знакомится с военным моряком, будущим адмиралом Огастесом Кеппелом и получает приглашение участвовать в морском путешествии.

Они побывали в Алжире, Лиссабоне и на Майорке. Но, достигнув Италии, Рейнолдс сошёл на берег и на корабль больше не вернулся: искусство старых мастеров не оставило ему выбора. Рейнолдс и раньше разделял мнение ценителей о том, что Микеладжело, Веронезе, Корреджо и другие итальянцы дали миру недосягаемые образцы прекрасного, а современный художник не имеет иного пути, кроме как учиться у великих. Было бы непростительно упустить такую возможность. Три года он провел в Риме, копируя рисунок Рафаэля, изучая колорит Тициана, оттачивая до совершенства собственное мастерство; успел посетить Венецию и Флоренцию, а в 1752 году возвратился на родину.

Рейнолдс оседает в Лондоне и очень быстро получает известность как портретист, причем капитан Кеппел во второй раз невольно посодействовал успехам друга. В благодарность за Италию Рейнолдс написал «Портрет коммодора Кеппела». Бравый и прекрасный капитан стоит в позе Аполлона Бельведерского на фоне мятежного моря и грозового неба, всем своим видом олицетворяя лозунг «Англия – владычица морей». Портрет вызывал у зрителей такое восхищение, что, по легенде, Рейнолдс даже не отдал его Кеппелу, оставил висеть у себя в мастерской в качестве образца для заказчиков. Их поток год от года только рос: заказать портрет у Рейнолдса «в возвышенном статуарном стиле» считали за честь писатели и политики, актёры и представители британской знати. Рейнолдс становится своего рода законодателем моды, арбитром элегантности. Он очень удачно умеет передать на портрете сходство с моделью и в то же время тонко польстить, идеализировать и возвысить портретируемого. Само перечисление портретов светских красавиц, написанных Рейнолдсом, более напоминает список приглашённых на придворный приём: «Кэтрин, леди Бамфилд», «Джорджиана, герцогиня Девонширская», «Элизабет, герцогиня Гамильтон-Эрджилл», «Мэри Амелия, графиня Салсбери»… Эти портреты заурядны в своей торжественности, а вот реалистический и отнюдь не парадный «Портрет Нелли О`Брайен» – истинная вершина творчества Рейнолдса.

Рейнолдс не принадлежал к типу художников, которых не интересует ничего, кроме живописи. Выдающийся общественный темперамент и амбициозность вводят его в круг современных политиков. Вместе с друзьями-писателями он учреждает Лондонский литературный клуб, организует выставки и аукционы. Создание Королевской Академии художеств – тоже во многом инициатива Джошуа Рейнолдса. По сложившейся традиции, раз в два года Рейнолдс читал в Академии лекции об искусстве, поражая широтой познаний, мощью обобщений и грандиозностью задач, которые, с его точки зрения, должны ставиться перед искусством. 15 лекций Рейнолдса многократно переиздавались, были переведены на многие европейские языки.
«Не следует думать, что Рейнолдс был высокопарным занудой, - предостерегает теоретик искусства Эрнст Гомбрих. – Подобное впечатление рассеивается при более внимательном знакомстве с его живописным и литературным наследием».

Мнения о натуре Рейнолдса двоятся. Безусловный интеллектуал, но и сноб, каких поискать. Изворотливый и в то же время щедрый. Его лекции были полны пафоса, но при этом совершенно искренни. Он был, несомненно, очень талантлив как живописец, но не брезговал «выпускать под собственным лейблом» впечатляющее количество посредственных картин, чтобы удовлетворить всех заказчиков.

Рейнолдс не был женат, но делал предложение переехавшей в Лондон немецкой художнице Ангелике Кауфман, а, будучи отвергнут, в виде мести познакомил Ангелику с жиголо Фредериком Брандтом. Последний втянул влюбившуюся художницу в такую авантюрную сеть и неприятности, что за этой интригой следила вся светская Европа, а Виктор Гюго позднее написал по её мотивам драму «Рюи Блаз».

За заслуги Рейнолдс получил титул пэра, и с того времени его именуют «сэр Джошуа». Именно так к нему обращается в письмах Томас Гейнсборо. Вообще, говоря о Рейнолдсе, никак нельзя не упомянуть о Гейнсборо. Два самых даровитых мастера своего поколения, два знаменитейших британских портретиста - конечно, молва приписывала им все сложности взаимоотношений конкурентов. Но не следует забывать, что, будучи соперниками, оба были до мозга костей английскими джентльменами. Да, Гейнсборо предпочитал более камерные стиль жизни и стиль живописи и не имел такого веса в обществе, как Рейнолдс. Да, Рейнолдс ревниво относился к лёгкости кисти и виртуозности исполнения некоторых вещей Гейнсборо. Но оба старались сгладить антагонизм в отношениях. Рейнолдс однажды даже предлагал кому-то из коллекционеров выменять своего Тициана на «Девочку с поросятами» Гейнборо, дескать, «это лучшее из того, что Гейнсборо написал и еще напишет». А Гейнсборо перед смертью очень просил «дорогого сэра Джошуа» прийти посмотреть и оценить его «Дровосека». И Рейнолдс вправду без промедления пришёл, а после смерти Гейнсборо опекал его вдову и включил в свои «Лекции» раздел о значении живописи соперника.

Рейнолдс пережил Гейнсборо всего на 4 года и тоже умер от рака. За несколько лет до смерти он постепенно начал терять слух и зрение, а в последний год своей жизни был абсолютно слеп. Его последними картинами, настоящими шедеврами светотени, написанными незадолго до полного погружения во тьму, стали три аллегорических полотна, заказанные Екатериной II и князем Потёмкиным и хранящиеся теперь в Эрмитаже. Похоронен выдающийся просветитель, глава английской школы живописи Джошуа Рейнолдс в лондонском соборе Святого Павла.

Автор: Анна Вчерашняя
Перейти к биографии