Регистрация

"Руссо и забытые мастера" - гении по наитию: выставка художников-самоучек в Германии

Мне нравится5       0  
Музей Фолькванга в Эссене представляет интереснейшую выставку «Тень авангарда. Руссо и забытые мастера». Художники-самоучки, работы которых по художественному, эстетическому богатству и силе выражения соперничают с лучшими работами художников-модернистов — в экспозиции представлены работы 13-ти мастеров наивного искусства, среди них Анри Руссо, Андре Бошан, Серафина Луи, Моррис Хиршфильд, Адальберт Трилхазе, Мишель Луи Элшемиус, Камиля Бомбуа, а также работы их знаменитых современников: Поля Гогена, Оноре Домье, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фенана Леже и других.
Первенство среди тех творцов, кто сам себя создал, конечно, отводится гениальному Анри Руссо. Глядя на его картины, Гоген восклицал: «Это истина и будущее. Это — настоящая живопись».
Анри Руссо. Портрет Пьера Лоти

А вот критики, увидев работы Руссо на выставках Осеннего Салона в Париже, насмехались над ним, обвиняя в том, что тот нарушает абсолютно все правила живописи: «Месье Руссо рисует ногами с завязанными глазами» говорил один критик, другой замечал: «Я не видел ничего смешнее, чем портреты Руссо и „Звездная ночь“ Ван Гога». С тех пор многое изменилось, картины Руссо принесли ему бессмертие, а художник завоевал почетное звание отца современного искусства.

А.Руссо «Портрет Пьера Лоти», 1906

Пикассо был очень впечатлен искусством Руссо и называл его стиль «чистым». «Таможенник» Анри никогда не пытался делать то, что от него ожидали, понимая, что изобретает нечто невероятное — новый язык живописи. И, возможно, основатель наивного искусства на самом деле не был сам столь наивен?..
Анри Руссо. Футболисты
Футболисты
1908, 100.5×80.3 см
Нередко неизвестные творцы-самоучки становились мощным источником вдохновения для своих знаменитейших коллег Организаторы выставки включили ряд первоклассных произведений художников-модернистов, чтобы показать эту интересную параллель: «Идея в том, чтобы проследить эффект, который произвели „дилетанты“ на искусство, подобный тому, как блюз и джаз оказал на музыку ХХ века».
Вашему вниманию — некоторые работы тех, кого сегодня назвали «тенью авангарда»
Несмотря на то, что американец Мишель Луи Элшемиус (1846−1941) имел художественное образование, причем учился он у академиста Вильяма Бугро в Париже, его творчество относят к наивному искусству. Элшемиус был большим оригиналом: он мог написать 50 сонетов за несколько часов, комедию на 102 страницы за 26 часов и картину за 15 минут. Однако признание, которого так жаждал художник, к нему долго не приходило.
Элшемиус объяснял это так: «Конечно, я не художник для общества, я богема и занимаюсь идеальным представлением природы, как Тернер, или великий символист Блейк».
Элшемиус «Мул на ферме», 1907, 80×102,9, Музей искусств в Нойбергере
Первым «открыл» художника в 1917 году Марсель Дюшан и сразу же пригласил принять участие в парижской выставке, после которой художника заметили. В 1920-е годы работы Элшемиуса начинает покупать крупный американский коллекционер Дункан Филипс. В 1927 году он приобрел картину «Самоа», этот романтический пейзаж с фигурой напоминали ему любимого Коро и Иннесса.
Картину он повесил на почетном месте в компании современных американских художников и их недавних предшественников: «Элшемиус должен висеть рядом с Хомером, Икинсом и Райдером, чтобы составить американскую группу из четырех шедевров, совершенно оригинальных и свободных от иностранного влияния».
На выставке представлен еще один американский художник — Моррис Хиршфильд (1872−1946). Он родился в Польше, а в 18 лет вместе с семьей эмигрировал в Америку. Вместе со своим братом они открыли завод по пошиву женских костюмов и пальто, и дела шли довольно успешно. В 65 лет он ушел на пенсию и занялся тем, о чем мечтал в детстве — рисованием, и с утра до вечера проводил время в своей спальне перед мольбертом.
Через несколько лет на его работы обратили внимание коллекционеры, а в 1941 году Музей современного искусства в Нью-Йорке купил две картины, и через два года провел персональную выставку художника. Однако в прессе появились разгромные рецензии…
«Это была одна из самых ненавистных выставок, которую когда-либо устраивал Музей современного искусства». Страсти разгорелись до такой степени, что директора музея уволили.




Хершфильд достойно перенес свой «громкий успех» и продолжал писать картины. За свою девятилетнюю карьеру художника он создал около 70 картин.


Хиршфильд «Девушка в зеркале», 1940, х, м, 51,6×69,1, Музей современного искусства, Нью-Йорк



С именем французской художницы Серафины Луи (1864−1942) не связано никаких скандалов. Ее фантастические картины с изображениями причудливых деревьев и цветов пришлись по душе и критикам, и публике. Сегодня ее жизнь и творчество тоже в центре внимания, причем не только искусствоведов — о ее необыкновенной судьбе в 2008 году был снят фильм «Серафина», получивший семь премий Сезара.
Ее жизнь была очень непростой: в семь лет девочка осталась сиротой, и первое время ее опекала старшая сестра, а затем Серафина 20 лет прислуживала в женском монастыре в Клермон-де-Уаз. Религия наложила отпечаток на всю ее жизнь и вдохновила найти свое призвание в искусстве. Серафина покинула монастырь и начала работать экономкой в семьях в городе Санлис (поэтому часто художницу еще называют Серафина из Санлиса), а по ночам рисовала при свечах.

В 1912 году она начала работать в доме коллекционера Вильгельма Уде, он и заметил картины Серафины. Благодаря его поддержке и организованным выставкам Серафина стала признанным мастером наивного искусства. В 1932 году после приступа безумия ее поместили в клинику для умалишенных в Клермоне с диагнозом «хронический психоз».
Уде называл работы Серафины их «экстатической исповедью». Ее духовные поиски нашли выход в изображении райской природы, в то время как художница балансировала между экзальтацией и психическим заболеванием.
Вильгельм Уде — критик, коллекционер и арт-дилер, — сыграл важную роль в начале ХХ века для утверждения направления наивного искусства. Свою первую выставку в 1908 году он посвятил Анри Руссо. В 1920-е годы он содействовал мастерам-самоучкам Серафине Луи, Камилю Бомбуа и Андре Бошану, называя их творчество «Primitifs moderns». Самую крупную выставку «Художники Священного Сердца» он организовал в 1928 году, называя своих подопечных «гениями от сердца и интуиции».
Художника Адальберта Трилхазе (1858−1936) называли «немецким Руссо». Рисовать он начал, когда ему было 60 лет, после переезда в Дюссельдорф в 1919 году. Его поддержала Иоганна Эй, арт-дилер и владелица кафе, в котором встречались ее протеже — художники Макс Эрнст и Отто Дикс (те ласково называли ее «Мамаша Эй»). В 1930-ее годы Трилхаза постигла та же участь, что и многих других немецких художников: нацисты объявили его искусство «дегенеративным» и запретили рисовать. К счастью, сохранились 75 картин и 250 рисунков Трилхазе. Его любимыми сюжетами были темы из Ветхого Завета, художник постоянно читал Священное писание, размышлял и рисовал.
Искусствоведы утверждают, что картины Андре Бошана (1873−1958) напоминают фрески кватроченто. В 1921 году он выставил свои работы на Осеннем салоне и сразу стал популярным в жанре наивного искусства. Его знаменитыми поклонниками были Ле Корбюзье и Сергей Дягилев. В 1928 году русский импрессарио заказал художнику дизайн костюмов и декораций для балета «Аполлон Мусагет».
Мартин  Рамирес. Коллаж

На выставке также представлены мастера живописи, фотографии и скульптуры:

— Билл Трейлор (Bill Traylor),

— Мирослав Тиши (Miroslav Tichý),

— Эрик Бодекер (Erich Bödeker),

— Мартин Рамирес,

— Блинки Палермо (Blinky Palermo),

— Майк Келли (Mike Kelley),

— Пола Модерсон-Бекер (Paula Modersohn-Becker).



Мартин Рамирес «Коллаж», 1952

Выставка «Тень авангарда» в Музее Фолькванга в Эссене приглашает познакомиться с необыкновенными мастерами до 10 января 2016 года.
В новости использованы материалы и фотографии с сайта Музея Фолькванг www. museum-folkwang.de. Заглавная иллюстрация — картина М. Хиршфильда «Ангорский кот», 1937−1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк
КомментироватьКомментарии
HELP