1. Неуч в Салоне Независимых (Париж, 1885): без перспективы!
Жюри официального Салона никогда бы не приняло его работы, зато Независимый с радостью «отхватил» работы странного самоучки. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков, интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов.
На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители, и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо.
2. Фэнтези и фантазии... на таможне!
Скромный таможенный служащий (отсюда прозвище «Таможенник») распространял легенду о том, что во время службы в армии побывал в Мексике — ведь надо же было как-то объяснить, откуда возник весь этот мир буйных зарослей, огромных, выше человеческого роста, сказочных цветов и диких, библейских схваток животных.Мы видим «Сон» Руссо (заглавная иллюстрация), где он, ничтоже сумняшеся, перенес спящую Ядвигу (незнакомка — героиня его картин и пьесы) в этот фантастический лес прямо вместе с диваном.
3. «Пикассо и Ко»: признание
«Прямодушие, страсть, гений» — отозвался один из критиков о Руссо. Поль Синьяк, Одилон Редон, Камиль Писсаро, Поль Гоген, — все они высоко ценили искусство Руссо. Художники и поэты дарили его дружбой, подшучивали над его доверчивостью и любили за душевную чистоту и талант. Приведем лишь один пример — зато какой!Пабло Пикассо не расставался с Портретом женщины (Ядвига), который приобрел за 5 франков еще до знакомства с автором.
Архивное фото, Музей Пикассо, Париж
4. Большому кораблю поэта… место в России!
В благодарность Гийому Аполинеру за посвящение поэмы, Таможенник нарисовал картину «Поэт и его муза», где изобразил «музу» поэта, славившуюся на весь Париж своей осиной талией, в виде весьма основательной дамы. Обидевшемуся Аполлинеру он объяснил, что «большому поэту нужна большая муза». Отвергнутую поэтом картину купил московский купец Сергей Иванович Щукин, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
5. «А по полям жиреет воронье»
Соскакивающее с ящеро-коня коротконогое растрепанное существо — дама, и мужчина — сам Руссо, — единственные живые персонажи драмы самого большого его полотна. А среди груды тел он изобразил первого мужа своей второй жены (то, на котором сидит птица).
6. Стихи и цветная стихия: чем Руссо оригинален
— Названия: отказавшись от законов живописи, Руссо из конца века 19 сразу шагнул в конец века 20-го. Он, как это делают ныне концептуалисты, сопровождал свои творения длинными подписями, иногда — в стихах!«Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает ее; пантера с нетерпением ждет, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники оторвали кусок плоти несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит».
— Оттенки: художник похвастался известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, что в картине «Нападение ягуара на лошадь» использовал 22 оттенка зеленого. В фаворе также оттенки голубого и «темных тонов» (предмет восхищения Поля Гогена).
— Материалы: хотя «Портрет Ядвиги» продавец предложил купить Пикассо ради огромного холста, многие работы Руссо выполнены на низкосортной и дешевой основе, в отличие от очень качественного красочного слоя. Поэтому одну из его работ в собрании ГМИИ уже «перевели» на новый холст.
7. Сначала было пение
Говорят, в школе Анри преуспевал лишь в математике и пении. Гениальный самоучка, он написал «Вальс Клеманс» (в память об умершей жене), две театральные пьесы «Посещение выставки» и «Месть русской сироты». Пробавлялся частными уроками сольфеджио, декламации и рисунка. Для друзей играл на скрипке.
8. Только не в тюрьму!
Один из его учеников воспользовался доверчивостью учителя и втянул его в незаконную обналичку денег. Художник предстал пред судом и был приговорен к двум годам… условно: увидев доказательства полнейшей наивности художника — его картины — зал взорвался хохотом. В благодарность за смягчение приговора счастливый Руссо прямо в зале заседаний предложил судье написать портреты его близких. Он вообще часто рисовал портреты, картины и раздаривал их знакомым.9. Картины — жертвы предрассудков
В семье Руссо понятие «художник» ассоциировалось с развращенностью. После смерти друга Робер Делоне поспешил к его дочери, но опоздал: она разорвала и выбросила сотни его рисунков, уцелели только записные книжки, куда Руссо вклеивал газетные рецензии о своем творчестве.
*иллюстрация — Портрет второй жены художника (с керосиновой лампой), 1903
10. Приключения с ценами
Сейчас известно около 100 полотен Анри Руссо. Они разбросаны по всему миру в музейных и частных собраниях. Считается, что в конце жизни Руссо достиг коммерческого успеха, хотя некогда мэр Лаваля, родного города художника, отказался купить его картину за 2 000 франков. Но сегодня Таможенник мог бы сколотить приличное состояние — его работы небольшого размера котируются от 300 000 до 500 000 евро — приценитесь, взгляните! В 2002 г. «Пейзаж с фабричной трубой» ушел с аукциона за 361 500$ при начальной цене 100 000$.Руссо вообще все время попадает в хорошую компанию даже в злоключениях своих картин!
В 2002 г. во Франции были похищены из частной коллекции 30 картин Пикассо и Руссо. Произошло это в ночь с 30 на 31 декабря, так что шутка о «подарке Санты» — ну просто страшный «Сон» коллекционера! А в 2011 г. на аукционе распродавались предметы из дома Майкла Джексона, в том числе и картины Анри Руссо.
«В 1907 году Пикассо обнаружил в магазине папаши Сулье огромный женский портрет
Он спросил папашу Сулье, можно ли купить это полотно за пять франков, на что торговец ответил: «Конечно, эту дрянь написал художник по фамилии Руссо, но сам по себе холст вполне хорош, и вы смогли бы найти ему достойное применение». Когда они вытащили заинтересовавшее его полотно из-под груды художественного мусора, Пикассо с восторгом обнаружил, что это был портрет
Когда Пикассо позднее показал это полотно самому Руссо, старик объяснил, что это был портрет