Уинслоу Хомер (англ.
Winslow Homer, 24 февраля 1836, Бостон, США – 29 сентября 1910, Проутс Нек, США) – американский художник, получивший настоящее признание только после смерти. Хомер не имел специального образования, но брал частные уроки живописи и учился в Национальной академии дизайна. Начал художественную карьеру с работы в литографической компании, затем долгие годы сотрудничал с журналом Harper's Weekly в качестве иллюстратора. В конце жизни, уже будучи известным художником, Хомер удаляется от людей и полностью посвящает себя работе.
Особенности творчества художника Уинслоу Хомера: основную массу его работ составляют реалистические пейзажи и жанровые сцены, при этом особую любовь художник питал к изображениям моря. Некоторое время он живет в английском рыбацком поселении, а последние годы жизни проводит в своей студии на берегу моря.
Известные картины Уинслоу Хомера: «Туман надвигается»,
«Гольфстрим»,
«Пленные с фронта»,
«Катание на коньках в центральном парке»,
«Щелчок кнутом (Игра)».
«Если полвека назад вы являлись представителем американского среднего класса, в вашем доме обязательно была пара репродукций Ван Гога и пара репродукций Уинслоу Хомера», - эти слова Питера Вуда, заслуженного профессора истории Университета Дьюка, служат великолепной иллюстрацией для отображения отношения американцев к Хомеру, которого в свое время ставили на одну ступень с великим голландцем и до сих пор продолжают считать в определенном смысле национальным достоянием.
Хомер был одним из любимых художников Эрнеста Хемингуэя. В предисловии к роману «Прощай, оружие» он говорит, что, если бы ему вздумалось написать роман, действие которого происходит на Багамских островах, ему бы хотелось, чтобы иллюстрации к такой книге сделал Уинслоу Хомер (Winslow Homer).
Ранние годы и работа иллюстратором
В конце XVIII – начале XIX века, во время становления американского изобразительного искусства и появления собственной художественной школы, основную массу художников в США составляли талантливые самоучки и любители, в основном писавшие пейзажи и портреты в реалистическом стиле. К ним, безусловно, можно отнести и Хомера, который получил первые уроки живописи от собственной матери Хенриетты Бенсон Хомер (она была художницей-любительницей, писавшей акварели, и во многом благодаря ей Уинслоу Хомер еще в школьные годы начинает рисовать). Профессиональные живописцы Америки того времени отдавали предпочтение патриотическим полотнам и портретам политических деятелей.
Хомер начал свою карьеру в искусстве, став подмастерьем в литографической компании Джона Баффорда в Бостоне. В конце 50-х он начинает работать на Harper’s Weekly, и это сотрудничество продолжается после переезда художника в Нью-Йорк. На первых порах работа Хомера заключалась в том, чтобы копировать фотографии. Дело в том, что в то время для переноса фотоснимка на газетные или журнальные страницы требовалось сначала превратить его в гравюру. Для этого фотография печаталась на пластине, литограф делал по ней рисунок, который затем переносился в зеркальном отображении на большой деревянный блок. И уже с помощью этого огромного «штампа» гравюры печатались в газете.
Работа Хомера оставляла мало простора для фантазии и творческой реализации, поскольку главной задачей было как можно более точно перенести детали с фотографии на рисунок. Чаще всего эти гравюры публиковались даже без упоминания имени Хомера. Со временем Harper’s начинает расширять обязанности художника, его отправляют на разные мероприятия, где он делает
зарисовки с натуры. К примеру, издание публикует несколько рисунков, сделанных Хомером на
инаугурации Авраама Линкольна. Но даже при том, что это были уже собственные работы Хомера, они, тем не менее, далеко не всегда подписывались его именем в журнале. Часто его представляли просто как «специального художника» (по аналогии со специальным корреспондентом). Это же обозначение использовалось и для других художников, сотрудничавших с журналом, поэтому сейчас довольно сложно определить, какие именно иллюстрации принадлежат Хомеру, особенно спорны вещи, относящиеся к его ранним годам в журнале. Некоторые из работ Хомера можно узнать по его автографу в углу, другие все же были подписаны его именем, а кое-какие приписываются ему из-за узнаваемого стиля рисунков.
Хомер продолжает работать иллюстратором вплоть до 1875 года, хотя на тот момент он уже успел стать известным в США художником, картины которого хорошо продавались. Он так и не получил профессионального художественного образования, но в конце 50-х – начале 60-х посещал занятия в Национальной академии дизайна (где в 1860 году была выставлена его популярная на тот момент акварель «Катание на коньках в центральном парке») и брал уроки живописи у Фредерика Рондела и Томаса Сейра Каммингса. Хомер даже мечтал отправиться в Европу, чтобы продолжить обучение, но осуществлению этих планов помешала Гражданская война.
Несмотря на известность, Хомер не спешит лишать себя источника постоянного дохода. Финансовые вопросы особенно беспокоили художника, поскольку его отец, истративший все заработанные в годы «золотой лихорадки» деньги, в последние годы жил за счет Хомера и двоих его братьев.
Море Уинслоу Хомера
Многие персонажи картин Хомера были реально существующими людьми, которых он изображал либо с натуры, либо по памяти. Ээмоциональная и выразительная картина
«Отлив» (1886) была написана после увиденной художником сцены спасения из воды двух неосторожных купальщиц. Одного из своих друзей, генерала Барлоу, с которым художник познакомился во время Гражданской войны, он увековечил на знаменитом полотне «Пленные с фронта» (1866). Еще один друг Хомера, художник и страстный любитель рыбалки Элифалет Терри, стал героем картины
"Вываживание рыбы" (Playing a fish, 1875-1895).
Одной из главных тем, к которой в своем творчестве Хомер обращался чаще всего, можно даже сказать, одним из главных действующих лиц на его полотнах было море. Скалистые берега, рыбацкие лодки, захватывающие дух закаты, вечная двойственность моря, одновременно являющегося и кормильцем, и врагом, необузданность стихии и ничтожность человека перед ее лицом – все это есть в картинах Хомера. Своих натурщиков, которых художник изображал в морских сюжетах, он иногда в самом деле погружал в воду, чтобы достовернее изобразить облепившую тело мокрую одежду.
Морская тематика становится преобладающей в работах Хомера в последние годы его жизни. Он часто путешествует, но неизменно возвращается в свою студию в Праутс Нек (штат Мэн), где работает в полном уединении. В этот период художник постоянно дорабатывает старые картины, а темами его новых произведений, особенно после смерти отца художника в 1898 году, становятся драматические сюжеты, исполненные одиночества, отчаяния, тоски и напоминания о неотвратимом приближении гибели. Это и предельно тревожная работа «Туман надвигается» (1885), и эмоциональная картина
«Линия жизни» (1884), запечатлевшая спасение женщины после кораблекрушения, и знаменитое полотно «Гольфстрим» (1889), на котором лодка дрейфует в окружении акул.
Еще в 1880-е годы, в период некоторого творческого спада, в характере Хомера начинает проявляться нелюдимость, он сознательно избегает общества людей. В конце концов, художник внезапно уезжает в Англию, где вдохновенно изображает сцены жизни рыбацкого поселения, восхищаясь стойкостью рыболовов и отвагой их женщин. Именно в этот период начинается взлет художественной карьеры Хомера, но его потребность в уединении тоже растет с каждым годом. В одной из последних работ,
«Лисьей охоте» (1893), он даже отказывается от изображения людей на полотне.
Художник умер в 1910 году в своей студии в Праутс Нек. Хотя уже в 1890-е годы Хомер получил широкое признание и его работы продавались за огромные деньги, новость о его кончине осталась практически незамеченной, а настоящее признание его художественных достижений пришло только после смерти. В начале XXI века Музей искусства Портленда выкупил дом-студию Хомера в Праутс Нек и отреставрировал его. Дом был открыт для публики в 2012 году.
Автор: Евгения Сидельникова