• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Романтизм: страстная натура

Мне нравится8  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Романтизм пришел на смену строгому классицизму в живописи и принес новый багаж: переживания, волнения, краски, и особую выразительность. Нередко стиль романтизма путают с «романтическими» образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII — начала XIX в.в. от музыки до живописи — личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром.
Ян Матейко. Станчик
Станчик
Ян Матейко
Главное для представителей романтизма в живописи — передать и показать эмоции героя. Они лучше всего проявятся в неординарных обстоятельствах, в необычные моменты жизни, отсюда и сюжеты. В ход идут реалистично нарисованные, волнующие эпичные сцены: Библейские, исторические темы, мифы, мистика, события недавнего прошлого, с живыми, порывистыми движениями персонажей и их эмоциями. На пейзажах — дыхание природы (перед грозой!), а на портретах — вся гамма чувств. Вот он, подлинный романтизм на полотнах Жерико, Делакруа, Тернера, Гойи, Брюллова, Айвазовского, Тропинина!
Франсиско Гойя. Рождение Богородицы
Рождение Богородицы
Франсиско Гойя
1774, 306×790 см

Революция идей.

Стиль романтизма пришел на смену классицизму с его правилами гармонии, сдержанности и стремлением к чистому идеалу согласно велению Истории. Невозможно было оставаться в рамках застывших канонов эпохи Просвещения и восхищаться лишь античными красотами да наследием Рафаэля и Микеланджело! Великая Французская революция, свобода, равенство, братство, крах буржуазных ценностей, новые учения немецких философов с пристальным вниманием к душевным поискам героя… И художники в стремлении раскрывать внутренний мир человека рисуют ярче и смелее: меньше геометрических схем и сдержанных жестов, больше красок, эмоций, движения на картинах. Публика поначалу была действительно шокирована: после строгих линий, театральных жестов и холодной красоты ангелов — буйные, а порой и вовсе демонические страсти! «Темной стороне» натуры романтики уделяют немало внимания, и фраза «призраки Гойи» уже давно стала нарицательной. Но главное — то, что эмоциональностью своих живых полотен художники романтизма будто включают зрителей в круг персонажей, и вместо отстраненного любования картиной возникает эффект сопричастности.
Теодор Жерико. Плот Медузы
Плот и оплот романтизма.
«Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата „Медуза“» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, — чуть ли не «день рождения» стиля. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи — налицо! Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях»: гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г., и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту.

На картине Жерико — появление парусника «Аргус», который видят измученные люди после 12 дней испытаний. При том, что художник в итоге изрядно затушевал раны на телах и не раскрывал тему каннибализма, — зрители были потрясены реалистичностью и «человечностью» картины. А последователь и друг Жерико — Делакруа (он позировал для картины в роли… мертвеца), увидев полотно впервые, «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Делакруа стал верным соратником Жерико и одним из ярких представителей художников нового направления — романтизма. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля — «Свобода, ведущая народ» (1830). Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее, исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции!». Но сколько — вдохновили! В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность — у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ
Свобода, ведущая народ
Эжен Делакруа
1830, 260×325 см

Известные художники – представители романтизма

Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, П. Ж. Давид д’Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд, Дж. Констебл, Р. Бонингтон, У. Тёрнер, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Й. А. Кох, Дж. Иннесс, А. П. Райдер, В. Мадарас, Л. Галле, Й. Манес, П. Михаловский, Я. Матейко, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. А. Иванов, К. П. Брюллов, И. К. Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал
Девятый вал
Иван Константинович Айвазовский
1850, 221×332 см

Знаковые работы

- Теодор Жерико — «Плот «Медузы» (Théodore Géricault — «Le Radeau de la Méduse», 1819. Это одна из первых наиболее известных работ эпохи романтизма
 — Эжен Делакруа — «Свобода, ведущая народ» (Eugène Delacroix — «La Liberté guidant le peuple») 1830. Картина, выставленная в Парижском Салоне, получила признание публики, но, купленная правительством, была скрыта от нее.
 — Карл Брюллов — «Последний день Помпеи» (1830−1833). Картина прекрасно характеризует стиль романтизма в русской живописи.
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи
Последний день Помпеи
Карл Павлович Брюллов
Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу
  • Вы – профан … если считаете Уилла Тернера лишь романтическим героем фильма «Пираты Карибского моря»! Британец Уильям Тернер – один из ярких представителей художников романтизма. Впрочем, морская тема без внимания не осталась: одна из его известных картин - «Последний рейс корабля «Отважный»» (1838)
  • Вы эксперт, если … с ходу узнаете лик писателя Николая Васильевича Гоголя «в массовке» на полотне «Явление Христа Народу» (1837 - 1857) Александра Иванова. Ну а внезапный визит тещи навеет вам название картины его ученика Брюллова «Последний день Помпеи».

Вот так история!

Известнейший портрет польского композитора, пианиста Фридерика Шопена кисти его друга Эжена Делакруа — лишь часть картины! Увы, двойной портрет «Шопен и Жорж Санд» в первозданном виде не существует с 1880 г., когда он был разрезан, по разным источникам — «жадными владельцами, чтобы распродать дороже», или же «по настоянию Жорж Санд».
Портрет писательницы и музы-мучительницы, слушающей игру Шопена «за кадром», хранится в собрании Ордрупгаард (Копенгаген, Дания), а портрет Шопена в 1907 г. по завещанию владельца попал в Лувр (Париж, Франция). Оригинальный набросок Делакруа с двумя фигурами на одном листе также хранится в Лувре.
Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится8  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: