Эти удивительные произведения искусства, которые нередко называют «иконами до иконописи» - не просто исторические ценности. Они могут служить великолепной и впечатляющей иллюстрацией взаимного проникновения культур.
Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения в Древнем Египте во времена римского владычества I—III веков нашей эры.
Первая находка в Фаюмском оазисе в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать, даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров.
Первая находка в Фаюмском оазисе в 1887 году закрепила за ними название фаюмские. Портреты так и продолжали именовать, даже обнаруживая подобные сокровища в других районах Египта. К настоящему моменту собрано около 750 древних шедевров.
Женская мумия с портретом. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж
Первые открытия
Первым египетские портреты для Европы открыл путешественник Пьетро делла Валле: в 1615 году он привез из Египта два образца. В 1820-х годах благодаря Леону де Лаборде и британскому консулу в Каире Генри Солту в Старом Свете появилось ещё несколько портретов.Но настоящую известность они обрели к концу XIX века. Тогда историк и путешественник Даниэль Мари Фуке, будучи в Египте, услышал историю о найденных в гробницах портретах усопших, запеленатых в мумии поверх лиц. Он сразу отправился на место находки, но обнаружил только два уцелевших изображения из пятидесяти.
Вскоре удивительные портреты привлекли австрийского коллекционера Теодора Графа. Он приобрел у перекупщиков часть живописных дощечек и показал египтологу и писателю Георгу Эберсу. Признание Эберсом подлинности и значимости находки позволило открыть её миру. В конце 1880-х годов портреты побывали на выставках во всех крупных европейских столицах, также были показаны в Нью-Йорке. Портретами заинтересовались, о них заговорили.
Новая сенсация не заставила себя долго ждать. В 1887 году британский археолог Флиндерс Питри обнаружил в некрополе римского города Хавары (близ Фаюма), по разным сведениям, 81 — 90 мумий с портретами. В следующую экспедицию, через два десятилетия, Питри отыскал ещё 70 портретов, однако часть из них оказалась в жалком состоянии. Но всё же работа Питри стала первым примером систематического изучения этих древних шедевров для последующих исследователей.
Новый этап в истории изучения фаюмских портретов положил немецкий археолог фон Кауфман. В 1892 году он открыл Гробницу Алины, а в ней — несколько знаменитых в наши дни портретов.
Союз культур
В IV веке до нашей эры Египет завоевала Греция, а в I веке до нашей эры — Рим. Сплетение культуры завоевателей и древнеегипетских традиций образовали новый невероятный поток.Греческое влияние сказывалось в умении художников передавать объем с помощью светотени, использовать перспективу, применять колористику. Из Греции пришла и одна из основных техник фаюмских портретов — энкаустика.
Древнеримская портретная живопись привнесла больше индивидуальности в изображения. Манера письма стала свободной, художники — внимательней к чертам лица.
Согласно древнеегипетской традиции, такие портреты должны служить предметом культа мертвых. И тут соседство разных культур породило два живописных направления: эллинистическое и египетское. Римляне, хоть и перенявшие местные обряды, сохранили свой обычай украшать портретами атриумы, и лишь после смерти — мумию. Портреты для римской знати писались опытными художниками и были высокого качества.
Второе направление не так заботилось о художественности и создавало портреты в местной египетской манере исключительно для погребального обряда. Постепенно египетское течение одержало верх над эллинистическим.
Эта особенность раскрывает одну из загадок фаюмских портретов…
Молодость портретируемых
На большинстве портретов изображены молодые люди и дети. Сначала это объясняли малой продолжительностью жизни. Наряду с этим возникла и версия о том, что портреты делались «впрок» в 15−25 лет. Современные исследователи благодаря компьютерной томографии подтвердили это предположение и пришли к выводу, что до того, как стать ритуальным атрибутом, портреты по греческому обычаю украшали гостевые комнаты жилых домов. Это означает, что возраст на портрете и возраст усопшего различаются, но не всегда. Всё же часть портретов выполнена уже на бинтах мумий, а значит — после смерти человека.…а также другие особенности:
Реальные люди. Фаюмские портреты, как древние фотографии, показывают настоящих людей, живших много веков назад. Поэтому каждый портрет — это история, это неповторимый внутренний мир и характер отдельного человека.Ассиметричные лица. Для жизни явление обычное, а древние художники так пытались передать перспективу образа.
Большие глаза. Писать людей с увеличенными глазами начали со II века нашей эры. И, скорее, здесь сказалась египетская культура. По верованиям древних египтян, душа покидает тело через рот, а возвращается через глаза. Поэтому в гробнице (на стене или на саркофаге) делались изображения усопшего — своеобразные «паспорта», — с открытыми, подчеркнутыми глазами. А вот замазать «врата души» — страшная месть.
Портреты для богов. По древнеегипетской традиции портреты, а до них маски, делались исключительно для ритуала погребения. Мастера не пытались самовыразиться, произвести впечатление на потомков. Предполагалось, что портреты не увидит ни одна живая душа, только боги. Это главное отличие портретов от обычной живописи.
Отрешенный взгляд. Люди на портретах редко изображались анфас — головы чаще повернуты на три четверти. При этом взгляд обращен не на зрителя, а как будто сквозь него, в бесконечность.
Отрешенный взгляд. Люди на портретах редко изображались анфас — головы чаще повернуты на три четверти. При этом взгляд обращен не на зрителя, а как будто сквозь него, в бесконечность.
Веяния моды
В древнем римском обществе, как и сегодня, мода не стояла на месте. Тон здесь задавала императорская семья. Каждый император отличался собственным стилем, а императрица придумывала индивидуальную прическу, образцы которой в виде моделей-головок отправляли из столицы в провинции. Мужчины ориентировались на императора, женщины копировали прическу императрицы. Это помогло наряду с научными данными датировать много портретов.Один нюанс: образцы причесок сильно запаздывали по пути в провинции. Поэтому в Фаюме дамские прически отставали от столичной моды лет на 20−30.
Материалы и техника
Портреты писали на дощечках из кипарисового дерева или кедра. Техник использовали две: энкаустику (расплавленный воск, фото ниже) и темперу. Первые и самые лучшие портреты исполнены восковыми красками. Для этой техники художники вместе с кистью применяли горячий металлический стержень, вроде тонкого ножа. Плавясь при высокой температуре, восковые краски застывали, создавая неровности и эффект объема.Для темперного портрета доставало только кисти. Работа обходилась дешевле, но не была более легкой. Растёртые на яичном желтке краски сохли в момент, поэтому и писать надо было быстро, точно и без исправлений.
Иногда мастер собственными пальцами «моделировал» форму лица — так впоследствии будут делать некоторые импрессионисты.
Яркий атрибут фаюмских портретов — сусальное золото. Золотился либо фон, либо только венки, драгоценности или детали одежды.
Со временем темпера окончательно заменила восковые краски. Вместе с техникой обеднел и стиль изображения: потеряв былую объемность, сделался схематичным и менее реальным.
Сама Римская империя разрушалась, уступая место другой силе — христианству. С распространением новой религии в Египте утрачиваются ритуальные традиции… и фаюмский портрет .
В 395 году Египет перешел к Византии.
«Предтеча иконописи»
«Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека».
Стремясь изобразить не только внешний облик, но и вечную душу усопшего, древние художники невольно повлияли на формирование иконописных канонов. Печальный, устремленный в вечность взгляд на фаюмских портретах как нельзя лучше подходил для передачи святых образов в религиозном искусстве Византии.
Конечно, христианская икона не выходит полностью из фаюмского портрета. И всё же эти древние образы не перестают иногда называть «иконами до иконописи», потому как в них впервые человека стали изображать «с точки зрения вечности».
Где можно увидеть?
Сегодня фаюмские портреты пополнили собрания главных музеев Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других городов мира. Бесценную коллекцию этих древних сокровищ хранит Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Самый значимый портрет московского музея изображает юношу в белой тоге и с венком из золотых лавровых листьев. Датированный I веком нашей эры, экспонат хорошо сохранился и стал важным источником для исследователей.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме