Время возникновения, ориентиры и художники классицизма
Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании, Германии, Англии, Нидерландах, США и России, где возник в процессе европеизации при Екатерине II, которая ввела моду на всё французское.Эталоном для классицизма была греко-римская античность, что отражено в названии направления: фр. classicisme происходит от лат. classicus,
Утверждение Декарта Cogito ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») как нельзя лучше характеризует философию классицизма. Произведение классицистического искусства строилось по строгим канонам и стремилось стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Целью творчества было познание истины, а задачей — воспитание человека по законам морали и нравственности. Важная тема позднего классицизма — столкновение гражданского долга и личных интересов, которыми жертвовали во благо высших идеалов.
Классицизм выстроил иерархию жанров, смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая, мифологическая и религиозная живопись, к низким — натюрморт , пейзаж , портрет .
Самые известные художники-классицисты: Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова, Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро, Андре Ленотр, Кристофер Рен, Дж. Кваренги, Чарлз Камерон, Василий Баженов, Матвей Казаков.
Периодизация: разные страны - разные системы
Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному, в связи с чем возникает путаница в терминах.Во Франции классицизмом называют стиль XVII — начала XVIII в., времен правления Короля-солнца Людовика XIV. Неоклассицизмом — стиль второй половины XVIII в. — первой трети XIX в.
В российском искусствоведении принята иная датировка:
I. Классицизм XVII в. Возникает во Франции при Людовике XIV в эпоху становления абсолютной монархии, которая противопоставляет идею рационализма, порядка и системы хаосу и разрозненности феодальных княжеств. За эталон берется греко-римская античность. Важные вехи: рационализм Декарта и его программный труд «Рассуждение о методе» (1637); трактат «Поэтическое искусство» (1674) Никола Буало; строительство Версаля — «храма гармонии», в котором царит строгая иерархия; творчество художников Никола Пуссена (1594−1665) и Клода Лоррена (1600−1682); открытие Академии живописи и скульптуры в Париже (1648); трагедии Корнеля (1606−1684) и Расина (1639−1699), которых называли новыми Эсхилом и Еврипидом.
II. Классицизм
В России классицизм господствует со второй половины XVIII до первой трети XIX вв. при «просвещенной императрице» Екатерине II, одержимой культом государственности. В искусстве позднего классицизма царит культ героического. Важные вехи: творчество художников Жака-Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Карла Брюллова, скульпторов Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; возведение Триумфальной арки (1806−1836) и Вандомской колонны в Париже, Бранденбургских ворот в Берлине (1788−1791), основание Академии художеств в России (1757), строительство Санкт-Петербурга — Северной Пальмиры, самого масштабного шедевра классицизма.
В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем, сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм .
Классицизм XVII века: начало и расцвет
Классицизм XVII в. российский историк искусства Сергей Даниэль называет «эпохой Пуссена», так как французский художник Никола Пуссен (1594−1665) является родоначальником раннего европейского классицизма и самым ярким его представителем.Рисование с натуры не допускалось: изначально незначительная натура должна быть усовершенствована, облагорожена и упорядочена.
В философии же царит культ разума: рационализм Декарта получает всеобщее признание, его идеи приходятся в буквальном смысле слова ко двору: основанный на строгой иерархии порядок — то, что нужно для становления абсолютной монархии. По приказу Короля-солнца Людовика XIV строится Версаль — воплощение классицистических идей рационализма, порядка и системы. В 1667—1678 гг. возводится восточное крыло Лувра, в котором впервые элементы эстетики классицизма собраны воедино: опора на классические ордерные пропорции, строгое членение по горизонтали и вертикали, симметрия, расположенный в центре здания фасад, выделенный фронтоном.
Версаль. Общий вид. Строительство дворца начато в 1668 г. Предназначенный для Короля-солнца Людовика XIV, Версаль наполнен солярной символикой: дворец ориентирован по солнцу, аллеи парка похожи на лучи, парк украшает фонтан бога солнца Аполлона.
И даже художники мыслят картину как действие, выраженное пластикой жеста, регулируемое светом и цветом. Никола Пуссен, с его убеждением в том, что законы искусства обусловлены разумом, с его страстью к античности и ярким талантом, становится выразителем философии классицизма в живописи.
Никола Пуссен. «Суд Соломона», 1649, Лувр.
Эту картину Пуссен считал своей лучшей работой. Вот как описывает ее историк искусства Сергей Даниэль: «Суд Соломона в пуссеновской интерпретации — это суд, рассчитанный на публичное обозрение. Существенно не событие как таковое, а идея, с которой оно должно соотноситься, которую оно должно репрезентировать, — идея высшей справедливости, беспристрастности, мудрости. Совершенство композиции Пуссена можно было бы обозначить теми же словами, какими с библейских времен характеризуют мудрый суд, — соломоново решение».
В идиллические картины природы живописец-философ вводит мотив vanitas: руины античных дворцов и храмов на его картинах — это напоминание о бренности человеческого существования, вечна лишь обновляющаяся природа. Кроме того, руины — это обращение к памяти, связующей прошлое и настоящее, дань Мнемозине, матери муз. Впоследствии эстетику руин будут воспевать романтики в XIX веке.
Клод Лоррен. «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской», 1646, Государственный Эрмитаж.
Сюжет взят из «Метаморфоз» Овидия: влюбленный в Сивиллу Феб предложил ей всё, что она пожелает. Пророчица зачерпнула пригоршню пыли и попросила себе столько лет жизни, сколько пылинок в ее ладони, забыв о требовании сохранить ей молодость. Желание недальновидной красавицы было исполнено: она жила очень долго, но состарилась и одряхлела. Вот как трактует картину Сергей Даниэль: «Лорреновский пейзаж заключает в себе возможность метафорического прочтения: как обрушились и поросли травой камни некогда величавого здания, так неумолимое время изменит облик ныне юной и прекрасной девы, вечно юной и вечно прекрасной останется только природа. В согласии с этим замыслом живописец противопоставляет уходящие в землю руины (левая часть композиции) молодым высокоствольным деревьям, устремленным к небу (правая часть), а обломки здания на авансцене картины контрастируют с живой стихией моря в глубине изображения».
Классицизм XVIII – первой трети XIX века: вторая волна
Классицизм «второй волны», или поздний классицизм начинается позже, чем календарное столетие — в 20-х годах XVIII века. А завершается в первой трети XIX века, превратившись в консервативный академизм .В XVIII в. происходит важный мировоззренческий переворот в европейском сознании. До этого времени европейцы считали, что живут в мире, о котором заботится Бог (в Древней Греции и Риме — боги), и человеческое существование поддерживается высшими силами. XVIII век оказывается первым столетием, когда человек начинает сомневаться в этой поддержке — происходит движение в сторону отказа от религиозности, появляются первые атеистические концепции.
Период с 1740-х по 1780-е гг. входит в историю под громким названием «эпоха Просвещения»: вся Европа прислушивается к голосу «короля Вольтера» (1694−1778), и настоящие короли стремятся снискать расположение человека, который олицетворяет собой бесстрашно-разоблачительную мысль эпохи. Вместе с Вольтером целая плеяда мыслителей: Монтескье, Дидро, Руссо и др. — совершают настоящую интеллектуальную революцию: гуманитарные науки, которые прежде безоговорочно подчинялись богословию, теперь освобождаются и становятся в один ряд с естественными и математическими. Нет больше непогрешимых авторитетов, священных истин, все в мире должно подвергаться сомнению и анализу, и для человеческой мысли не может быть запретов и ограничений.
Именно XVIII в. открывает современность — современный тип культуры. В эпоху Просвещения появляются первые художественные музеи и проводятся первые выставки: человека надо просвещать, чтобы мир изменился к лучшему. У художников формируется гражданская позиция, и искусство начинает реагировать на то, что происходит здесь и сейчас.
XVIII век — еще и век Великой французской революции (14 июля 1789 — 9 ноября 1799), которая кардинально изменила не только Францию, но и всю Европу.
В 1748 Европа испытывает потрясение другого рода: в ходе раскопок древних городов Помпей и Геркуланума обнаружены прекрасные произведения античного искусства, и увлечение античностью вспыхивает с новой силой и страстью. Образы героев Древнего Рима порождают желание подражать их примеру: высшую ценность приобретают гражданские добродетели — чувство долга, волевая самодисциплина, умение подчинять чувства контролю рассудка, но прежде всего — общему благу. Рим сохраняет статус интернациональной школы искусств, но столицей художественного мира становится Париж.
Классицизм Давида представляет собой антитезу классицизму Пуссена: если Пуссен созерцателен и философичен, то Давид прагматичен и тенденциозен. Поздний классицизм стал официальным стилем Французской революции и наполеоновского времени, так как для прославления республиканских добродетелей, в впоследствии — великолепия империи требовалось новое искусство.
Русский классицизм
В России стиль классицизм обрел широчайших размах и проявился во всех сферах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе и даже градостроительстве. Появился он во второй половине XVIII в. при Екатерине II, которая прониклась идеями Просвещения и переписывалась с самим Вольтером.— ранний классицизм (1760-е — перв. пол. 1780-х гг.)
— зрелый, или строгий классицизм (1780-е — 1790-е гг.)
— высокий классицизм, или русский ампир (перв. треть XIX в.).
Самыми известными русскими художниками-классицистами являются Карл Брюллов, портретисты Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский, художник Антон Лосенко. А самым масштабным памятником русского классицизма — город Санкт-Петербург, построенный лучшими архитекторами эпохи по канонам великого Андреа Палладио.
Классицизм: шпаргалка
— Читали «Метаморфозы» Овидия и «Историю» Тита Ливия и с легкостью узнаете сюжеты на картинах художников-классицистов.
— Можете найти отсылки к обожествляемому классицистами Рафаэлю на «Портрете мадемуазель Ривьер» Энгра и «Последнем дне Помпеи» Брюллова и назвать источники цитат.
— Понимаете, что главное в картине классицизма — не сюжет, а репрезентация какой-либо идеи.
Вы профан, если:
— Считаете картины классицистов скучными. Нужно просто иметь к ним смысловой «ключ» и помнить, что художники писали их в расчете на подкованного зрителя.
— Полагаете, что пейзажи Клода Лоррена — просто красивые картинки природы, а не философские аллегории.
— Удивляетесь, почему автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве «одел» их в античные хитоны.
Автор: Анна Пашина.
Подготовлено по материалам, в частности, следующих источников: С. Даниэль «Европейский классицизм»; Э. Г. Гомбрих «История искусства»; Е. Кожина «Искусство Франции XVIII века».