Неоклассицизм — неоднозначный термин. В зарубежном искусствознании неоклассицизмом принято называть стиль второй половины XVIII — первой трети XIX века, совпадающий с эпохой Жака-Луи Давида и вступивший в свои права после раннего классицизма. Российские же историки искусства под неоклассицизмом понимают художественные явления последней трети XIX — начала ХХ века, переосмысляющие каноны греко-римской античности, Ренессанса и классицизма XVIII—XIX веков.
Неоклассицизм рубежа XIX—XX веков с его стремлением возродить и удержать классическую гармонию в стремительно меняющемся мире — характерное явление «fin de siècle», «финала века».
Периодизация
Конец XIX — начало ХХ века в Европе, России и США.
Почему возник?
Fin de siècle, эпоха конца века, — в буквальном смысле переломный период. В воздухе разлиты ожидание перемен и в то же время страх перед ними, предчувствие надвигающейся катастрофы и желание найти опору, чтобы устоять в этом вихре, сметающем всё привычное, казавшееся незыблемым. Неоклассицизм с его стремлением к соблюдению классических пропорций, логике, к ясной живописной пластике, возник как ответ ряда художников и архитекторов декоративной избыточности модерна, как попытка обрести утраченную гармонию.
Особенности стиля
В архитектуре — классические ордера, симметричная композиция, четкие силуэты, использование античных декоративных форм, стремление к созданию единых городских ансамблей (неоклассицизм в архитектуре — явление специфически петербургское: если неорусский стиль и модерн нашли особенно благоприятную почву в Москве, то неоклассицизм развивался преимущественно в Санкт-Петербурге), эстетизация прошлого — ретроспективизм.
В живописи и скульптуре — обращение к античному пантеону, образам греко-римской мифологии и литературы, идеализация натуры, культ прекрасного тела, строгие рисунок и композиция, четкие линии и силуэты.
Самые известные художники-неоклассицисты: Пьер Пюви де Шаванн, Фердинанд Ходлер, Леон Бакст, Валентин Серов (его позднее творчество), Анна Остроумова-Лебедева, Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Константин Богаевский, Василий Шухаев, Александр Яковлев.
Скульпторы-неоклассицисты: Адольф фон Гильдебранд, Эмиль Антуан Бурдель, Аристид Майоль.
Архитекторы: Огюст Перре, Иван Фомин, Федор Лидваль, Петер Беренс.
Конец XIX — начало ХХ века в Европе, России и США.
Почему возник?
Fin de siècle, эпоха конца века, — в буквальном смысле переломный период. В воздухе разлиты ожидание перемен и в то же время страх перед ними, предчувствие надвигающейся катастрофы и желание найти опору, чтобы устоять в этом вихре, сметающем всё привычное, казавшееся незыблемым. Неоклассицизм с его стремлением к соблюдению классических пропорций, логике, к ясной живописной пластике, возник как ответ ряда художников и архитекторов декоративной избыточности модерна, как попытка обрести утраченную гармонию.
Особенности стиля
В архитектуре — классические ордера, симметричная композиция, четкие силуэты, использование античных декоративных форм, стремление к созданию единых городских ансамблей (неоклассицизм в архитектуре — явление специфически петербургское: если неорусский стиль и модерн нашли особенно благоприятную почву в Москве, то неоклассицизм развивался преимущественно в Санкт-Петербурге), эстетизация прошлого — ретроспективизм.
В живописи и скульптуре — обращение к античному пантеону, образам греко-римской мифологии и литературы, идеализация натуры, культ прекрасного тела, строгие рисунок и композиция, четкие линии и силуэты.
Самые известные художники-неоклассицисты: Пьер Пюви де Шаванн, Фердинанд Ходлер, Леон Бакст, Валентин Серов (его позднее творчество), Анна Остроумова-Лебедева, Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Константин Богаевский, Василий Шухаев, Александр Яковлев.
Скульпторы-неоклассицисты: Адольф фон Гильдебранд, Эмиль Антуан Бурдель, Аристид Майоль.
Архитекторы: Огюст Перре, Иван Фомин, Федор Лидваль, Петер Беренс.
Священная роща,возлюбленная искусствами и музами
1889, 292×221 см
Неоклассицизм в Европе
Тяготение к классической античности отчетливо прослеживается в творчестве целого ряда ведущих европейских художников конца XIX — начала ХХ в.в. Одним из них является француз Пьер Пюви де Шаванн, мастер монументальных композиций, переосмысливший античные мотивы и предпочитавший возвышенный язык аллегорий. Однако в отличие от мастеров Ренессанса и восхищавшего его Пуссена, де Шаванна в первую очередь интересовал поиск самодостаточной красоты, и потому его работы нарочито декоративны. Он не ставил перед собой задачу найти ответы на философские вопросы и донести до зрителя некую мораль. Метод, найденный де Шаванном, многие искусствоведы склонны называть дизайнерским.
Сострадание
1887
В скульптуре самыми влиятельными новыми классицистами были Эмиль Антуан Бурдель (1861−1929) и Аристид Майоль (1861−1944). Наследие античной культуры было для них неиссякаемым источником вдохновения. Творчество Бурделя основано на идее синтеза архитектуры и монументальной пластики. Поиску законов этой пластики, известных мастерам Древней Греции, он посвятил всю свою жизнь.
Антуан Бурдель. «Геракл, стреляющий из лука» (1909, бронза с позолотой. Музей Орсе, Париж. Источник фото: www. musee-orsay.fr).
Герой стреляет в Стимфальских птиц, имеющих медное оперение, а птицы мечут перья, словно стрелы, и, убивая ими людей, питаются человечьим мясом.
Антуан Бурдель. «Пенелопа», 1905−1912. Музей Антуана Бурделя, Париж. Источник фото: www.bourdelle.paris.fr
Аристид Майоль, преклонявшийся перед греческой пластикой, перенял у греков культ прекрасного гармоничного тела.
А. Майоль. «Средиземное море», 1901−1905. Музей Майоля, Париж.
Источник изображения: www.wikiart.org
Источник изображения: www.wikiart.org
А. Майоль. «Помона», ок. 1910. Сад Тюильри, Париж
Источник изображения: www.wikiart.org
Источник изображения: www.wikiart.org
Чтобы разобраться в концепции и периодах классицизма и неоклассицизма по версии западных искусствоведов, читайте также публикацию Артхива Классицизм XVIII — первой трети XIX в.: вторая волна.
Неоклассицизм в России
В России адептами неоклассицизма стали художники объединения «Мир искусства», эстетизировавшие прошлое. Особую роль в этом играл Санкт-Петербург: иллюстрируя пушкинского «Медного всадника», Александр Бенуа воскрешал петербургский «золотой век».
Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»
1905, 31.5×42 см
Бенуа преклонялся перед классическим наследием Франции и эпохой Людовика XIV, «короля-солнца», а Петербург называл не иначе как «северный Версаль».
Прогулка короля
1906, 62×48 см
Страстное увлечение античностью было характерно для Леона Бакста (единственная сила, способная противостоять надвигающемуся хаосу, — архаическая Афродита в «Древнем ужасе» 1908 года), позднего Серова, Врубеля, Петрова-Водкина.
Древний ужас
1908, 250×270 см
Сон
1910, 161×187 см
К неоклассицизму тяготели неоакадемисты Александр Яковлев и Василий Шухаев, концепцию классического пейзажа пытался возродить ученик Куиджи Константин Богаевский.
Корабли
1912
Но триумфальное воплощение неоклассицизм обрел в архитектуре Санкт-Петербурга, получив название «Петербургское возрождение». Неоклассицизм — первое в истории петербургской архитектуры масштабное стилевое направление, основанное на собственном историческом наследии.
Ф. Лидваль. Азово-Донской банк в Санкт-Петербурге, 1908−1909
Источник изображения: www.opeterburge.ru
Источник изображения: www.opeterburge.ru
И. Фомин. Дача А.А. Половцева на Каменном острове в Санкт-Петербурге, 1911−1913
Источник изображения: www.opeterburge.ru
Источник изображения: www.opeterburge.ru
Большая сосна близ Экса
1897, 72×91 см
В 1920-е годы Пабло Пикассо вступает в период «неоклассицизма», одна из вершин его творчества этого периода — офорты к «Метаморфозам» Овидия.
Пабло Пикассо. «Юпитер и Семела». Офорт
. Из иллюстраций к поэме Овидия «Метаморфозы», 1930
Источник изображения: www.picassolive.ru
Вы эксперт, если:
— Свободно владеете двумя концепциями периодизации неоклассицизма: зарубежной и российской
— В «Похищении Европы» Серова, «Древнем ужасе» Бакста, «Сне» и «Играющих мальчиках» Петрова-Водкина можете «прочитать» влияние мастеров Возрождения: Джованни Беллини, Андреа Мантеньи, Рафаэля.
— В пейзажах Богаевского видите влияние Клода Лоррена.
— Можете провести экскурсию «Санкт-Петербург как воплощение стиля неоклассицизм в архитектуре».
— Прослеживаете влияние античной классики на творчество Сезанна, Пикассо и Матисса.
Вы профан, если:
— Полагаете, что на рубежеXIX—XX веков единственным весомым стилем в искусстве и архитектуре был модерн
.
— Считаете, что скульптуры Майоля — это просто обнаженная натура.
— Не знакомы с деятельностью объединения «Мир искусства».
— Не видите параллелей с искусством художников Ренессанса и классицизма в работах Пюви де Шаванна.
— Свободно владеете двумя концепциями периодизации неоклассицизма: зарубежной и российской
— В «Похищении Европы» Серова, «Древнем ужасе» Бакста, «Сне» и «Играющих мальчиках» Петрова-Водкина можете «прочитать» влияние мастеров Возрождения: Джованни Беллини, Андреа Мантеньи, Рафаэля.
— В пейзажах Богаевского видите влияние Клода Лоррена.
— Можете провести экскурсию «Санкт-Петербург как воплощение стиля неоклассицизм в архитектуре».
— Прослеживаете влияние античной классики на творчество Сезанна, Пикассо и Матисса.
Вы профан, если:
— Полагаете, что на рубеже
— Считаете, что скульптуры Майоля — это просто обнаженная натура.
— Не знакомы с деятельностью объединения «Мир искусства».
— Не видите параллелей с искусством художников Ренессанса и классицизма в работах Пюви де Шаванна.
Автор: Анна Пашина. Публикация подготовлена по материалам книги С. Даниэля «Европейский классицизм».