Удивительна роль Короля-солнца на этой картине. Чтобы отыскать Людовика IV, приходится весьма пристально всматриваться в изображение. На первом плане скульптурная композиция на воде. Пухлые амуры преисполнены жизни, от этой группы исходит ощущение динамичности, чему способствует в том числе технический прием – амуры написаны бронзовой краской, придающей изображению особое тепло и объемность.
Что же на заднем плане? У смотрящего на картину может возникнуть ощущение, что скульптурная здесь именно эта процессия, во всяком случае, жизни в ней куда меньше, чем в резвящихся пухлых амурах. Длинные шлейфы. Почти игрушечные пажи, несущие за придворными дамами эти шлейфы. Громоздкие сооружения на головах… А вот же сам король! Можно бы сказать, что он впереди, только на этой картине его расположение скорее характеризуется как «на окраине». Луи IV, Король-солнце повернут спиной, мы видим шляпу, парик и кафтан. Он уходит, как ушел его век, как ушла его эпоха.
Бенуа с первой встречи был очарован Версалем, а период царствования Людовика IV его несказанно привлекал и завораживал. Художник посвятил целые циклы картин дворцу и прогулкам короля. В частности, короля он неоднократно «выводил на прогулку»:
«Прогулка короля» 1896 г.,
«Прогулка короля» 1897 г. И даже суровое:
«Король прогуливался в любую погоду» 1898 г.Не прогулками едиными королевский досуг был занят. Вот, к примеру, изображение того, как
«Людовик XIV кормит рыб» 1897 г. Или придворные развлечения при Короле-солнце: «
Маскарад при Людовике XIV» 1898 г.
Но Бенуа и сам понимал, что это время безвозвратно кануло в лету. И, возможно, подозревал, что его таланта не хватит на то, чтобы вывести прошедшие времена в пространство вневременное.
«Мне, страстному поклоннику этого жеманного искусства, больно об этом подумать, но я сам чувствую, что дальше гальванизировать покойника нельзя, нужна новая жизнь», – признавал несвоевременность «версальских мотивов» художник.
В России, которую уже волновали проблемы иного порядка, которую будоражило предчувствие войн и революций, «Версальский цикл» (а описываемая картина входит именно в этот цикл, а не в более ранний - "Последние прогулки короля") был принят холодно. Бенуа обвиняли в том, что он спрятался от суровой действительности в «фантастических версалях», и ставили ему в укор архаичность. Особенно отличился в критике работ Александра Бенуа этого периода Анатолий Луначарский. В статье о «Версальском цикле» он не поскупился на язвительные замечания и завершил ее словами:
«Господин Бенуа вызвал в публике род специального психического оглушения: Версаль перестал действовать. «Как хорошо!» — говорит публика и широко-широко зевает».
Автор: Алена Эсаулова