• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Модерн – новый шик в искусстве

Мне нравится23  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Модерн (фр. modern — новый) — художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты — декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Среди сюжетов в модерне, как и в символизме, в ходу аллегории и фантазии: дамы (даже реальные прообразы на портретах) олицетворяют богинь, а действо — словно декорация или застывшая сцена театральной пьесы, основанной на мифах и легендах, романтичных и мистических историях и фантазиях. Даже второстепенные детали картин порой имеют глубокое значение: узор из бутонов — символ новой жизни.


Рассуждая о модерне, в шутку и всерьез вспоминается реплика секретарши Верочки в кинофильме «Служебный роман»: «Видите эту, всю в пошлых розочках?» Типичный «модерновый» образ — томная красотка в струящемся наряде, в переплетениях ветвей, цветов и узоров словно из кельтской или греческой мифологии, с мотивами Ренессанса, готики, а то и в японском или египетском стиле. Вы вспомнили картины Альфонса Мухи и Густава Климта? Что ж, все верно!
Уникальность стиля модерн в том, что он охватывает всю сферу искусств: от изобразительного и декоративно-прикладного — до архитектуры. Лампы под зелеными абажурами с подставкой в виде девы в тунике, ювелирные шедевры с Синей Птицей в завиточках, стулья с витыми спинками, лики на фасадах домов в округлом плетении орнамента… Являясь во многом «сконстурированным» направлением, модерн был задуман творцами специально с намерениями сделать жизнь в искусстве красивее, чем в реальности. Да и обыденность под новые стандарты подтягивать: даешь среднему классу, потребителю появившихся на рынке «серийных» изделий производств, не хаос эклектики, а единый стиль и гармонию. Еще и на «природной» основе!
Модерн охватил практически одновременно разные страны, называясь по-разному и представляя ярких творцов: «сецессион» (Secessionsstil Австрия, Густав Климт), «тиффани» (США, Л. К. Тиффани — да-да, тот самый творец узорно-«витражных» абажуров), «ар-нуво» (art nouveau, Франция, Эктор Гимар), «Югендстиль» (Jugendstil Германия, по названию журнала 1896 г. р., Франц фон Штук) «модерн стайл» (modern style Англия, Одри Бердслей), «стиль либерти» (Италия), «модернизмо» (Испания, Антонио Гауди), «Nieuwe Kunst» (Нидерланды) и даже… «еловый стиль» (style sapin, Швейцария, Фердинанд Ходлер).
Повсеместному наступлению модерна способствовало развитие массовых производств и типографского дела (положите журнал с картинками на столик в том же стиле!), и т.н. «Всемирные выставки», которые проходили в разных городах и определяли новинки и актуальные тенденции во всех сферах науки, жизни и искусства. Популярности модерна и «плоскому» виду картин способствовал и технический прогресс — развитие типографского и фотодела. Красотку рисуем быстрее по фото модели (признавайтесь, Альфонс Муха!), и — в тираж: на афиши, в журналы, рекламные листовки по всему миру.

Стильное нашествие.

Впервые термин «ар-нуво» появился во французском журнале «Современное искусство» («L'Art Moderne») в 1881 г. — речь шла о круге художников: А. Ван де Велде, В. Орта, Э. Грассе, Э. Гимаре.

Вообще, у французского «художественнного» ар-нуво — четкий… японский след! Художник и керамист Ф. Бракмон как-то в 1856 г. в магазине увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая — они предназначались для упаковки пачек чая. Бракмон хвастался своей находкой собратьям по цеху, привлекая внимание к пластике линий. Интерес поддержал открывшийся в Париже магазин немца-антиквара С. Бинга с массой китайских и японских вещиц и картин, да и сама Япония в то время провозгласила окончание эры затворничества и стала более открытой. И вскоре те, кого мы по привычке называем «импрессионистами», осваивали японский стиль. Эдгар Дега, Поль Гоген, Эдуард Мане, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог взяли на вооружение изгибы, растительный декор и «плоские» контуры. А если вспомнить, что чешский художник Альфонс Муха в то же время учился в Париже, и, что интересно, делил квартиру с Ван Гогом — история модерна обретает новый поворот.

В Вене его осуществляет объединение творцов «Сецессион» с Густавом Книмтом (с 1897 г.), которые отрицали академичные каноны и устраивали свои выставки в специально выстроенном здании «Сецессиона».

Англия презентовала новый с тиль в издательском деле: в 1882 г. была организована «Гильдия века», издававшая журнал «Конек» с гравюрами С. Имейджа. В Америке в конце 1880-х начали всемирное шествие «красотки Гибсона»: рисунки Чарльз Дана Гибсона, публикующиеся в журнале «Life» определили стандарты новой-модерновой красоты.

В некоторых странах новый стиль характеризуют самостоятельные оригинальные творцы: Антонио Гауди в Испании, Станислав Выспианьский в Польше.


В России модерн — первый «буржуазный», купеческий стиль, с цитатами от Ренессанса до классицизма, щедро сдобренный символизмом и любованием природой, столь милой русской душе. Художники-эстеты объединения «Мир искусства» с Бенуа, Сомовым, Серебряковой, Бакстом, сказочники Васнецов и Билибин, мистик Врубель, портретист Серов, пейзажист Левитан — модерн в России многолик.

Художники стиля модерн:

Густав Климт, Альфонс Муха, Обри Бердслей, Уильям Брэдли, Уильям Моррис, Феликс Валлотон, Амадео Модильяни, Анри Руссо, Люсьен Леви-Дюрмэ, Морис Дени, Фердинанд Ходлер, Ян Тороп, Франц фон Штук, Макс Курцвайль, Станислав Виспианьский, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Константин Сомов, Константин Коровин, Зидаида Себерякова, Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Валентир Серов, Мстислав Добужинский

Знаковые картины стиля модерн

Герман Обрист — «Красный цикламен» или «Удар бича» (Cyclamen, 1892): гобелен с шелковым узором. Это визитная карточка стиля модерн: гибкие, переплетающиеся стебли растения, и ни одной прямой линии или угла!

Густав Климт — «Поцелуй» (Gustav Klimt, The Kiss (Lovers), 1908) — самая известная и очень характерная картина художника, имя которого ассоциируется со стилем модерн. Эта работа — последняя из серии «золотого периода» в творчестве Климта.

Альфонс Муха — «Жисмонда» (Alfons Mucha, Gismonda, 1894) — афиша для спектакля, изображающая Сару Бернар. С ее появлением чешский художник, живший в то время во Франции, становится невероятно популярным, а его работы олицетворяют стиль модерн.
Вы — эксперт, если:
 — сомневаетесь в прямой принадлежности творчества Анри де Тулуз Лотрека к стилю модерн. Да, его плакаты изобилуют «плоскими» фигурами и некоторой долей округлой пластики, но вместе с этим — углами, динамикой и экспрессией, при отсутствии символики в сюжетах. Не совсем вписывается в «модерновые» схемы любования застывшими мгновениями! А еще Тулуз-Лотрек всегда высмеивал эстетические изыски, — то есть саму идею модерна.
Вы — профан, если:
 — путаете модерн и модернизм. Модернизм — более широкое понятие и целая революция в искусстве XX века (итал. modernismo — «современное течение») — долой старые нормы воспроизведения реальности, вперед, к абстрактному, символичному, неизведанному! Модернизм — это целая коллекция стилей в искусстве: импрессионизм, экспрессионизм×
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) -течение в европейском искусстве, для которого важно не отображение мира, а реакция автора на то, что в нем происходит. Развивался в начале XX века, преимущественно в Германии и Австрии, но позже его влияние распространилось на всю Европу.
читать дальше
, модерн, фовизм, кубизм×
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
читать дальше
, футуризм×
Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.
читать дальше
, сюрреализм×
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
читать дальше
, абстракционизм, дадаизм…
Кстати, не мешайте и ар-деко (арт-деко) с ар-нуво! Эксклюзивные изыски в интерьере с вкраплениями слоновой кости, змеиной кожи и драгметаллов «ар-нуво» — не чета серийным модерновым штучкам! Да и в орнаментах уже треугольники-квадраты встречаются.

Цены новые – модерновые.

— 135 млн. долл. за «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907) Густава Климта в 2006 г. (картина, ранее висевшая в музее «Бельведер», была продана наследницей Блох-Бауэр, — Марией Альтман, выигравшей дело о возвращении картины в суде).

— 7, 327 млн. долл. за картину «Радуга» К. Сомова (аукцион Сhristie’s, 2007 г.). Это рекорд стоимости для полотна русской живописи на тот момент.

— 1, 47 млн. долл. за полотно Альфонса Мухи в 2006 г. на аукционе Сhristie’s, и около 200 тыс. долл. за его эскиз к картине «Заведение славянской литургии в Великой Моравии» из цикла «Славянская эпопея» — в 2013.

В 2008 г. на аукционе покупатель заплатил 300 тыс. долл. за две редкие работы О. Бердслея 1894 г. из цикла «Саломея» (по пьесе О. Уальда). Два шедевра («Кульминация» и «Платоническое оплакивание»), считавшиеся утерянными, эксперт случайно обнаружил в квартире британского пенсионера, где они украшали стены… туалета.

Вот так история!


Вена может лишиться собственности на знаменитый «Бетховенский фриз» (1902) — серию фресок Густава Климта, которая демонстрируется в здании «Сецессион» в Вене. Ее требуют вернуть согласно закону о реституции 2009 г. наследники Августа Ледерера. Венский промышленник и меценат поддерживал Климта и приобрел у него работу в 1915 году. «Бетховенский фриз» был экспроприирован нацистами, после войны — возвращен семье, и в 1973 г. выкуплен у нее Австрийской Республикой «под давлением и по несправедливой цене». Нюанс истории в том, что таково было неофициальное условие вывоза из Австрии всей остальной коллекции ценных произведений искусства сыном Августа — Эрихом Ледерером. Правда, сейчас о вывозе бесценных работ Климта из Австрии речь не идет — наследники не против нынешнего места пребывания работ.
Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится23  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Галина Силина
, 27 декабря 2014 23:58 1
Вот картина к эпосу ,,Калевала,, Тамары Григорьевны Юфа , нашей карельской художницы.Стиль модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
.
Галина Силина
, 29 декабря 2014 02:41 1
Ольга! Мне посчастливилось познакомиться с этой талантливой художницей и она подарила мне книгу с ее иллюстрациями и с дарственной надписью.Мне в жизни повезло , я лично знакома с несколькими нашими карельскими художниками . Они стареют , надо сделать в АРТХИВЕ страничку , что-бы сохранились воспоминания об этих талантливых людях..Они ведь сами труженики и о себе сами рассказывать не будут.
Ольга Потехина
, 29 декабря 2014 14:11 1
Галина, может в Сообществах? Там ведь любой пользователь может тему организовать...
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон