«День рождения» (1942) - картина-автопортрет, знаковая работа художницы. Это впечатляющий образец раннего творчества Доротеи Таннинг , когда она находилась под сильным влиянием европейской школы сюрреализма. Работа несет в себе ряд мотивов, которые будут впоследствии неоднократно изображаться и переосмысливаться художницей. Такова анфилада открытых дверей, анфиладой уходящих в бесконечную перспективу, сочетание природы и материальной культуры, которую Таннинг отобразила в своем костюме. Викторианские пурпурные шелка и кружева, определенно - аллюзия на ее детские годы, проведенные в пуританском небольшом городке; обнаженная грудь – послание – вызов, демонстрация стремления избавиться от гнетущего прошлого, от страхов ее семьи за судьбу дочери-бунтарки. А юбка из листвы, напоминающей водоросли, может рассматриваться как стремление вернуться к природной гармонии. Но, возможно, эти корни, стремящиеся к полу, говорят: если не двигаться дальше, в неизвестное, можно «прорасти» в настоящем и увязнуть в нем. Прямой и открытый взгляд модели говорит о ее спокойствии и смелости предстать перед нами такой, какой она себя видит «здесь и сейчас». Возможно, завтра все изменится, но сегодня она – привратник у прохода, ведущего в бесконечность новых возможностей.
У ног Доротеи – животное, которое историк искусства Уитни Чедвик назвал «крылатым лемуром». Эти фантастические животные ассоциируются с ночью, с духовным миром. Потусторонние существа нередко встречаются и на полотнах современниц Доротеи Таннинг – у
Леоноры Каррингтон и
Ремедиос Варо,- символизируя бессознательный мир ночных сновидений, несущий освобождение от тягот дня. «День рождения» тщательно проработан до мелочей, как и все работы, созданные Таннинг в ее сюрреалистический период.
По мнению искусствоведов, этот автопортрет Доротеи Таннинг имеет много общих черт с
Автопортретом Леоноры Каррингтон (1938). И действительно – обе картины объединяют фантазию и реальность, на каждой женщина изображена в компании некоего волшебного существа. Двери у Таннинг и окно у Каррингтон можно трактовать как символы творческих и далеко идущих способностей женщины. Отметим, что женщин связывает и фигура
Макса Эрнста: судьба распорядилась так, что сначала Каррингтон, а потом Таннинг
были замужем за художником.
Картина Доротеи Таннинг «День рождения» была создана художницей в 1942 году, когда она жила в Нью-Йорке. Именно эта картина - образец раннего североамериканского постмодернистского искусства - познакомила Доротею с ее будущим мужем, известным художником-сюрреалистом Максом Эрнстом. Рассказывают, что впервые Эрнст и Таннинг встретились на одной из шумных нью-йоркских вечеринок. Вскоре после этого Эрнст пришел к ней в студию, чтобы отобрать одну из картин для выставки «30 женщин», которую организовывала его жена Пегги Гуггенхайм (и вроде бы даже по просьбе самой Пегги). На мольберте Доротеи он увидел неоконченный автопортрет художницы с обнаженной грудью, для которого и предложил название – «День рождения». Эрнст остался играть с Доротеей в шахматы, а через неделю знакомства переехал в ее квартиру. Они поженились через три года в Беверли-Хиллз и счастливо прожили всю жизнь, до самой кончины Эрнста в 1976 году. Как рассказывала впоследствии Доротея Таннинг, «они никогда не говорили с Максом о картинах и искусстве».
Подготовлено по мотивам публикаций (
1,
2).