Доротея Таннинг, «День рождения» (1942). Художественный музей Филадельфии
В 1942 году художница написала автопортрет, который привлёк внимание Макса Эрнста. Он приехал в студию Таннинг по поручению своей жены Пегги Гуггенхайм, чтобы посмотреть картины для выставки женщин-художников. Таннинг показала ему работу и спросила, как её стоит назвать, на что Эрнст ответил: «День рождения». Через неделю он переехал к ней, а в 1946 году они поженились. Художница изобразила себя с обнажённой грудью, пристально глядящей куда-то мимо зрителя, в открытом платье в елизаветинском стиле, с юбки которого свисают водоросли. У её ног сидит некое существо, в котором можно увидеть Грифона из «Алисы в Стране чудес», а за спиной бесконечно открываются двери — мотив, который будет часто встречаться на её картинах в течение следующих десятилетий.
Часть сюрреалистических фантазий Таннинг сейчас можно рассматривать как морально сомнительные. Например, мы знаем, что девочка на картине «Комната для гостей» (1952) не хотела позировать обнажённой для картины, и художница вообразила её голую грудь. За дверью стоит двойник героини с завязанными глазами, в глубине комнаты высится фигура смерти, а другая девочка в постели обнимает зловещую куклу с ампутированной рукой.
В 1970-х и 80-х годах Таннинг одновременно создавала абстрактные картины и мягкие скульптуры, которые начала шить в 1969 году. Ткань и набивку она нашла как в собственном гардеробе, так и на блошиных рынках. Позвоночник в серии человеческих фигур художница делала с помощью мячиков для настольного тенниса, как, например, в «Лежащей обнажённой» (1969), напоминающей сильно согнутую фигуру.
Выставка «Доротея Таннинг» в галерее Тейт Модерн пройдёт с 27 февраля по 9 июня.