войти
опубликовать
Владимир Алексеевич Издебский
               
               
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Владимир Алексеевич Издебский

Владимира Издебского называют одним из первых кураторов русского авангарда. Организованные им одесские Салоны (1909 и 1911 гг) сыграли огромную роль в развитии современного русского искусства, открыли дорогу многим художникам-авангардистам и познакомили широкую публику с достижениями отечественных и зарубежных художников, которые в своем творчестве шагнули дальше традиционного реализма и храбро экспериментировали с формой, цветом и смыслами.
Владимир Алексеевич Издебский
Владимир Алексеевич Издебский родился в Киеве 3 июня 1882 года. По отцовской линии он происходил из польских шляхтичей. Семья будущего художника принимала участие в Январском восстании 1863 — 1864 годов против российского самодержавия. После провала восстания многие поляки были сосланы — так семья Издебских оказалась в Украине.
  • Владимир Издебский. Акробаты. 1950-е
  • Владимир Издебский. Рыба. 1940-е
Еще в детские годы Владимир Издебский проявил интерес к скульптуре, обучаясь у частного преподавателя. В начале 1890-х семья переехала в Одессу. Здесь Володя стал посещать рисовальные курсы художника Авраама Марковича Манылама, а в 15 лет начал обучение в Одесской рисовальной школе у скульптора Луиджи Иорини, выпускника Миланской Академии художеств, ученика знаменитого скульптора Джорджио.


В 1901 году юный Издебский оставил обучение и через некоторое время уехал в Мюнхен — он продолжил обучение в Королевской баварской академии художеств у Вильгельма фон Рюманна. Здесь, в Мюнхене, молодой скульптор познакомился с современным искусством: Кандинский, Явленский и Веревкина царили здесь в полной мере и были, можно сказать, частью артистической жизни города. Через два года, переполненный впечатлениями и идеями, Издебский вернулся в Одессу и восстановился в Одесском художественном училище, но так его и не закончил.


Наступила революция 1905 года; во время одесских еврейских погромов Издебский помогал раненым, за что был арестован по обвинению в политической неблагонадежности. Около года он провел в тюрьме; от ссылки его спасло заступничество влиятельных друзей семьи. Оставив позади тревоги и тюремные застенки, Издебский приехал в Женеву. Его политические взгляды оказались весьма близки программе социал-демократов, и Владимир под влиянием одного из основателей партии, Осипа Минора, стал членом партии эсеров. Затем был Париж. Здесь, в горниле современного искусства, Издебский сблизился с Огюстом Роденом.

Давид Бурлюк. Головы. 1911
Давид Бурлюк. Головы. 1911

На пути к своим знаменитым Салонам Издебский успел попробовать себя в самых разных ипостасях. Так, осенью 1907 года он стал издателем и редактором одесской вечерней газеты «Телеграф»: вышло всего лишь 10 номеров. Не желая сдаваться, через год Издебский опять испробовал силы в издательском деле — на этот раз с сатирическим журналом под названием «Сколопендра». Три номера — и дело встало. В этом был весь Издебский — он не уставал пробовать что-то новое и предпочитал сожалеть о провалах, нежели о том, что мечты не удалось реализовать. И кое-что у него все же получалось.

Владимир Издебский. Без названия. Конец 1910-х — начало 1920-х
Владимир Издебский. Без названия. Конец 1910-х — начало 1920-х

В том же «журнальном» 1908 году он дебютировал на выставке Товарищества южнорусских художников; на следующий год участвовал в Салоне Сергея Маковского в Санкт-Петербурге и передвижной выставке киевского журнала «В мире искусств» в Харькове. С января 1909 года Издебского пригласили преподавать скульптуру в художественной школе Манылама, и он умудрялся совмещать работу в натурном и скульптурном классах с целой вереницей новых проектов — вплоть до отъезда из Одессы в 1913 году.


Итак, в чем еще попробовал себя Володя Издебский? За годы, проведенные в Мюнхене, молодой и талантливый скульптор подружился со многими членами кружка Василия Кандинского и стал одним из основателей «Нового общества художников». Будучи человеком предприимчивым и страстным, Издебский загорелся идеей познакомить соотечественников с последними течениями в современном искусстве. Так были задуманы выставки, получившие название «Салоны Издебского».

Аристарх Лентулов. Гитарист. 1910
Аристарх Лентулов. Гитарист. 1910

Салонов было организовано всего два
 — в 1909 и в 1911 годах; экспозицию показывали в Одессе, а после в Киеве, Риге, Санкт-Петербурге и других городах. Эти эпатажные, совершенно новаторские для своего времени выставки стали своеобразным прологом к предстоящему расцвету русского авангарда. На Салонах Издебского впервые были представлены работы Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и многих других художников, чьи имена в мире искусства только начинали звучать. Страсти вокруг «Салонов» бушевали нешуточные, а газеты держали публику в постоянном напряжении, подкидывая сенсацию за сенсацией.

Каталоги Салонов Издебского в Одессе, 1909 и 1911 гг. Источник: odessa-memory.info
Каталоги Салонов Издебского в Одессе, 1909 и 1911 гг. Источник: odessa-memory.info

Первая «Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюр и графики», вошедшая в историю как «Салон В. А. Издебского», открылась в Одессе 4 декабря 1909 года и проработала в общей сложности 50 дней. Было представлено 746 произведений 141-го художника. Здесь были кубисты и фовисты, реалисты и импрессионисты… Издебский принял решение сделать выставку интернациональной, пригласив принять участие в «Салоне» французских художников парижской школы, немцев из «Новой художественной ассоциации»… Выставку сопровождала большая культурная программа — лекции, концерты современной музыки. Энергичность Издебского как организатора просто таки поражала воображение, ведь это была очень крупная экспозиция даже по меркам современных выставочных проектов!


А какие имена были собраны под вывеской первого Салона Издебского! Лев Бакст и Василий Кандинский, братья Бурлюки и Марианна Веревкина, Евгений Лансере и Илья Машков, Александра Экстер и Георгий Нарбут. Зарубежные представители авангардных течений тоже были «на слуху» — Пьер Боннар и Жорж Брак, Анри Руссо и Поль Синьяк, Анри Матисс и Альбер Марке… После переезда в Киев к выставке присоединились новые имена — Кузьма Петров-Водкин и Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Николай Крымов.


Издебский также принял участие в выставке с 12-ю скульптурами. Газета «Одесские новости» в 1909 году так писала о его талантах: «Устроитель „Салона“, художник В.А. Издебский — скульптор, последователь школы роденовских принципов. […] Собственно, о художественной ценности скульптур г-на Издебского двух мнений не может быть. Он, несомненно, талантлив. Умение схватить сущность духовного лица изображаемого оригинала за ним. Это уменье в особенности ценно по легкой и меткой хватке психологической сущности, сжатой и сконцентрированной, какой-то жадной манере выражать все одним штрихом, одной чертой, создавать намеком историю, легенду, целый рассказ».


В газетах вовсю обсуждали скандальный Салон; особенно доставалось Давиду Бурлюку, Аристарху Лентулову и Илье Машкову, а также большинству французских художников. Российская публика, в том числе и художественная, впитавшая традиции академического реализма, с большим трудом поддавалась очарованию новых художественных течений. К примеру, Александр Бенуа приветствовал выставку как возможность познакомиться с самыми современными течениями искусства. А вот Илья Репин, посетив Салон, впал в настоящее исступление. Корней Чуковский, друг Ильи Ефимовича, позже писал в своих воспоминаниях:

«Открылась в Петербурге выставка „левых“ иностранных художников под названием „Салон Издебского“. Этот Издебский, человек разбитной и учтивый, в очень туго накрахмаленной манишке, был у Репина в Финляндии, пригласил его на вернисаж своей выставки. Репин кланялся, благодарил, провожал его до ворот и еще раз кланялся и прижимал руки к сердцу. В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку. Издебский, сверкая манишкой, встретил его на лестнице и стал рассыпаться в любезностях, и Репин снова кланялся, прижимал руки к сердцу и говорил ему приятные слова.
А потом вошел в залу, шагнул к одной картине, к другой и закричал на всю выставку:
— Сволочь!
И затопал ногами, и стал делать такие движения, будто хотел истребить все кругом.
Издебский было разлетелся к нему, но Репин в исступлении гнева мог выкрикивать только такие слова, как „карлик“, „лакейская манишка“, „мазила“, „холуй“, и эти слова сдунули Издебского, как буря букашку».


На этом Репин, известный своим взрывным характером, не остановился — в газете «Биржевые ведомости» напечатали его отзыв о Салоне: «Здесь нас ожидал целый ад цинизма западных бездарностей — хулиганов, саврасов без узды, на полной свободе выкидывающих курбеты красками на холстах. Все эти мазилы, прежде всего, лентяи и холодные скопцы в искусстве».



Издебский, свято верящий в просветительскую миссию своего детища, на первом салоне не остановился. Второй Салон открылся опять же в Одессе, 6 февраля 1911 года, после отправился в Херсон и Николаев. В нем приняли участие русские авангардисты, а также группа мюнхенских художников. Опять были концерты и лекции по современному искусству. Было показано свыше 400 произведений, а в Каталоге-альманахе было опубликовано эссе Издебского «Грядущий город», статья Василия Кандинского «Содержание и форма» и другие программные материалы авангардистов.


Энергичность и жажда новизны для Издебского были сутью характера. В промежутках между Салонами он успел попробовать силы в театральной деятельности — тем более, что деньги были очень нужны: на организацию Салонов Издебский потратил порядка 5 тысяч рублей из своего кармана. С осени 1910 года он занимался антрепризой театра-кабаре сатирической миниатюры «Зеленый попугай», три года спустя это был театр «Новой драмы» и гастрольные туры по провинциальным городкам.

Скульптура Владимира Издебского в его квартире. Нью-Йорк. Фото ок. 1948
Скульптура Владимира Издебского в его квартире. Нью-Йорк. Фото ок. 1948

После того, как «Новая драма» драматически обанкротилась, Издебский принял решение уехать из Одессы. Куда? Конечно же, в Париж! Он снял помещение под мастерскую и работал над новыми скульптурными произведениями. Здесь же он познакомился со своей будущей женой, студенткой Сорбонны Галиной Станиславовной Гусарской (1893−1955), поэтессой, прозаиком и переводчицей.

Владимир Издебский. Абстрактная голова. Ок. 1954
Владимир Издебский. Абстрактная голова. Ок. 1954

События февральской революции 1917 года привели эсера Издебского в Россию. Вместе с ним приехала и его молодая жена. 20 января 1918 года в Петрограде у Издебских родился сын Витольд, избравший впоследствии юридическую стезю. Октябрьская революция не оправдала надежд Издебского-политика. Два года спустя Издебские бегут в Финляндию, а оттуда возвращаются в Париж, к тому времени уже переполненный беженцами из России.

Владимир Издебский. Голова. Ок. 1945
Владимир Издебский. Голова. Ок. 1945

Вплоть до 1940 года Владимир Издебский жил и работал в Париже; среди его друзей были скульпторы Карл Бранкузи и Жак Липшиц, художники Пабло Пикассо и Жан-Мари Люрса. До 1925 года Издебский был секретарем правления Союза русских художников, который покинул по политическим мотивам политическим причинам: он считал неприемлемым свое участие в совместной с советскими художниками Выставке декоративных искусств в Париже.

Владимир Издебский. Композиция с портретом жены художника
Владимир Издебский. Композиция с портретом жены художника

Издебский занимался скульптурой, участвовал в выставках и успевал при этом вести активную общественную жизнь, вращаясь в артистических кругах французской столицы. Его можно было встретить в кафе «Хамелеон», где собирался литературно-художественный кружок «Гатарапак». В Париже Издебский наконец-то реализовал достаточно успешный бизнес-проект после того, как скульптура перестала быть востребована. Он создал студию по разработке рисунков для текстиля, в которой работала группа художников. В 1926 году в семье Издебских родилась дочь Галина (Издебская-Причард), которая в зрелые годы посвятила творчеству отца ряд научных и писательских работ.

Владимир Издебский. Эскиз дизайна текстиля. 1930-е гг. Государственный Русский музей.
Владимир Издебский. Эскиз дизайна текстиля. 1930-е гг. Государственный Русский музей.

В 1940 году, после оккупации Парижа фашистами, семья Издебских покинула город. Позже была Испания, затем Португалия, и наконец — Нью-Йорк — этим путем прошли многие художники, спасавшиеся от ужасов войны. В Нью-Йорке Владимир Алексеевич вновь погрузился в творчество, занимался скульптурой, а в последние годы уделял много внимания живописи и графике.


Здесь и ниже — рельефные работы Владимира Издебского: холст, масло, гипс, рельефные детали. 1950е го
Здесь и ниже — рельефные работы Владимира Издебского: холст, масло, гипс, рельефные детали. 1950е годы

После того, как в 1949 году сын Издебского, Витольд, погиб в автокатастрофе, здоровье его жены Галины начало ухудшаться; ее не стало в 1955 году. Сам Владимир Алексеевич пережил трагические события, с головой погрузившись в работу. Через несколько лет он вновь женился — его супругой стала пианистка Бронислава Каплан (1906−1993). Издебскому удалось увидеть свою персональную выставку, которая открылась в Нью-Йорке в августе 1965 года. Скульптора не стало всего лишь через несколько дней после вернисажа.
Рекомендуемые выставки и показы
Владимир Алексеевич Издебский
Владимир Алексеевич Издебский
Владимир Алексеевич Издебский

В начале 1990х годов дочь Издебского, Галина Владимировна Издебская-Причард, передала в дар Русскому музею большую коллекцию произведений своего отца — около 200 рисунков, скульптур и живописных рельефов. Большинство из них были представлены на персональной выставке Владимира Издебского, которая прошла в Санкт-Петербурге в 2005 году.