войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена

Владимир Издебский и его скандальные «Салоны» — тема поистине революционная. Возможно, без него не «состоялся» бы Кандинский, Грабарь, и другие известнейшие нынче художники. Ну, а Репин сохранял бы олимпийское спокойствие, не получив добрую порцию культурного шока от непривычного искусства, в том числе — иностранного. Сотни художников, масштабные «Салоны» в Киеве и Москве — стоит узнать о том, кто же действовал «за кулисами», прокладывая дорогу живописному авангарду.

«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена

А про куратора-то и забыли…

В 1908 году в российской прессе уже никого не шокировала реакция на очередную (35-ю!) выставку передвижников: «Пусто, бледно, серо. Какой-то застой смерти». И, художественный авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
не заставил себя долго ждать. Правда, самих авангардистов называли «буйно помешанными», а то, что они делают — «безумием». Подобными характеристиками полнились рецензии одесских, киевских и петербургских газет на масштабные художественные гастроли в 1909—1911 годах выставки картин, в которой по приглашению одесского скульптора Владимира Издебского приняли участие самые спорные и радикальные художники того времени из разных стран. Из них многие давно занесены в скрижали как русского, так и зарубежного авангарда, про самого же куратора мало кто помнит.

Ссыльный скульптор

14 февраля 1910 года в Киеве на Николаевской улице (теперь Городецкого), рядом с цирком Крутикова (н

14 февраля 1910 года в Киеве на Николаевской улице (теперь Городецкого), рядом с цирком Крутикова (на его месте кинотеатр «Украина») одесский скульптор Владимир Издебский открыл художественный «Салон». Такой масштабной и противоречивой выставки Киев еще не видел — из Одессы прибыло 746 экспонатов. Публика, предвкушая развлечения, валила валом. Комнаты оглашались смехом, неудержимым хохотом.

Особо бурную реакцию у посетителей вызвали картина Игоря Грабаря «Толстые женщины» и «Купчиха». Крит

Особо бурную реакцию у посетителей вызвали картина Игоря Грабаря «Толстые женщины» и «Купчиха». Критика назвала выставку «агрессией варваров, погубивших культуру этрусков», а на наиболее примечательные картины в газетах печатались шаржи.

Организатор «Салона» и возмутитель спокойствия Владимир Алексеевич Издебский родился в Киеве 22 мая 1882 года (по старому стилю). У него были аристократические польские корни со стороны родителей отца, поэтому семья, участвовавшая в восстании против царских властей, оказалась в ссылке на Украине. Владимир еще мальчиком увлекся скульптурой, в 1897 году стал студентом в Обществе изящных искусств в Одессе и уже в 1898 году принимал участие в студенческой выставке. Однако, Одесская школа была привержена главным образом реалистической школе. Так что представление о современном искусстве Издебский получил в Мюнхене, где в то время было уже немало представителей русского авангарда: Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и др.
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
Во время погромов 1905 года, участвовал в помощи раненым и был арестован как политически неблагонадежный. Около года провел в тюрьме, а затем был отправлен в ссылку, и только благодаря усилиям влиятельного друга семьи, ему разрешили уехать на Запад. Переехав в Париж, он сблизился с Огюстом Роденом, посещал ряд частных школ. Издебскому разрешили вернуться в Россию в конце 1908 года. К этому времени у него уже были налажены связи с русскими художественными кругами: он выставлялся в Санкт-Петербурге, в Одессе, а также на Западе, — в Париже и Мюнхене.

«Кулачное» искусство

Работая в 1905—1909 в Мюнхене, Издебский сблизился с кружком Кандинского и стал одним из учредителей «Нового общества художников». Сначала у него появилась идея представить одесской публике последние направления в искусстве, но постепенно планы его трансформировались в интернациональную выставку беспрецедентного размаха в России и уж тем более в Одессе. Появление новейших художественных течений было тогда таким новшеством, что во время всего периода подготовки выставки, городские газеты держали публику в напряжении.

Выставка была открыта с декабря 1909 года по январь 1910 и на ней демонстрировались произведения 150 мастеров. Широко была представлена французская живопись, показано русское прикладное искусство.
Близким другом и помощником Издебского в его начинаниях был Давид Бурлюк.

Близким другом и помощником Издебского в его начинаниях был Давид Бурлюк.

Патриархи Южно-русского общества художников враждебно восприняли новшества и споры не ограничились газетной полемикой. В Одессе маститый г-н Кириак Костанди даже набросился на Издебского с кулаками.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал

Вернисаж революционной «сволочи»


Затем выставка переехала в Ригу, в Киев, а потом в Петербург. Александр Бенуа приветствовал Салон Издебского за возможность впервые увидеть новейшие течения западного и русского искусства. Противники же Салона (среди них — Илья Репин) были настроены столь яростно, что устраивали публичные скандалы. Корней Чуковский описывает реакцию Репина: «Открылась в Петербурге выставка „левых“ иностранных художников под названием „Салон Издебского“. Этот Издебский, человек разбитной и учтивый, в очень туго накрахмаленной манишке, был у Репина в Финляндии, пригласил его на вернисаж своей выставки. Репин кланялся, благодарил, провожал его до ворот и еще раз кланялся и прижимал руки к сердцу. В назначенное время Илья Ефимович приехал на выставку. Издебский, сверкая манишкой, встретил его на лестнице и стал рассыпаться в любезностях, и Репин снова кланялся, прижимал руки к сердцу и говорил ему приятные слова. А потом вошел в залу, шагнул к одной картине, к другой и закричал на всю выставку: „Сволочь!“. И затопал ногами, и стал делать такие движения, будто хотел истребить все кругом».
Русская секция Салона включала работы приблизительно 120 художников. Представлены были члены общества «Мир искусства», Союза русских художников, а также многие русские художники, жившие за границей.

Наиболее положительные отклики получили члены мюнхенской группы: Василий Кандинский, Алексей Явленский, Марианна Веревкина. Отмечались прессой также братья Бурлюки, Александра Экстер, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Наталья Гончарова, Николай Кульбин, Михаил Ларионов и Кузьма Петров-Водкин. Меньше ругани доставалось иностранным участникам Морису Вламинку, Кесу Ван-Донгену, Анри Матиссу, Андре Дерену, Альберу Марке — вероятно, из дипломатических соображений.
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена

Художественное вторжение



Не менее значительной оказалась и выставка «Второго Салона» (Одесса — Николаев — Херсон), открывшаяся через семь месяцев после закрытия первого. Было представлено 440 работ художников из России и Германии (Мюнхена) и около шестидесяти произведений Василия Кандинского с гравюры которого была отпечатана афиша.
Противники выставки постарались максимально замарать плакаты и на данный момент известно о существов

Противники выставки постарались максимально замарать плакаты и на данный момент известно о существовании двух афиш Салона: во Франции и в Германии (оцениваются от $75 до $100 тыс). В этом Салоне подчеркивалось главным образом существование новых идей русских художников, исходящих из Парижа, Мюнхена или самой России. В каталоге выставки была опубликована программная статья о значении модернизма.

Пресса реагировала на это художественное событие не менее бурно, чем на первый Салон. Действительно, эффект, произведенный гастролями Салонов, можно приравнять к художественной революции. Именно Салоны проложили дорогу к мировой славе Василию Кандинскому, да и для других новаторов это была важная ступень в карьере. Сегодня их полотна рассматриваются как классика русского авангарда — и «витражные» опусы Владимира Бурлюка, и архаически «грубые» композиции Наталии Гончаровой, и «разухабистые» натюрморты Ильи Машкова.
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
«Салоны» Издебского: открывая миру Кандинского, Бурлюка, Гончарову, а России – Матисса и Дерена
Но, в материальном плане передвижные вернисажи оказались убыточными.
Через несколько лет Издебский перебрался в Париж, а в 1940 году в Америку, где обратился к скульптуре и создал большое количество гипсовых композиций. Скончался в 1965 году в возрасте 83 лет.
Рекомендуемые выставки и показы