Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста
Алексей Георгиевич Явленский
Алексей
 Георгиевич Явленский
Германия 1864−1941
Подписаться48                
Подписаться48                
Биография и информация
 
Алексей Георгиевич Явленский (нем. Alexej von Jawlensky; 25 марта 1864, Тверская губерния — 15 марта 1941, Висбаден) — художник-экспрессионист, который родился и вырос в России, но известным художником стал в Германии, где прожил большую часть жизни.

Особенности творчества художника Алексея Явленского: художник прошел через страстное увлечение авангардными течениями — постимпрессионизмом, кубизмом, фовизмом. Никогда не подражая и не используя слепо приемы, Явленский примерял к своему взгляду на мир разные изобразительные языки. В составе Нового художественного объединения и «Синего всадника» Явленский — экспрессионист: яркие, контрастные цвета, упрощенные формы без объема, живописные плоскости, залитые чистым тоном, и стремление выразить внутренние переживания живописными средствами. Отыскивая весь космос и смыслы в человеческих лицах, Явленский все больше сосредотачивается на портрете, пишет несколько циклов «голов»: портреты знакомых, потом безличные «Мистические головы», «Абстрактные головы». В последнем портретном цикле «Медитации» Явленский приблизился к абстракции — но там, на границе, и остановился: горизонтали читаются еще как глаза и рот, вертикальная линия — как нос, при общем взгляде линии неизменно складываются в крест.

Известные картины Алексея Явленского: «Портрет танцовщика Александра Сахарова», «Абстрактная голова: Позднее лето (Полумесяц)», «Дама с пионами», «Шокко в широкополой шляпе», «Медитация».

Служба


В 1882 году в Москве открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. Ее откладывали 7 лет — сначала из-за участия России во Всемирных выставках во Франции и Америке, потом — из-за покушения на императора. Но теперь событие оказалось грандиозным: фарфоровые и водочные заводы, фонтан с одеколоном и электрическая железная дорога, оружейный и сталелитейный заводы, садовые и сельскохозяйственные достижения. Кадетов водят по залам с экскурсией. Ученик кадетского корпуса Алексей Явленский зевая рассматривает павильоны, устало переходит от дымящих машин к холодному оружию. И вдруг его взгляд скользит по стенам художественного павильона — он видит живописную выставку впервые в жизни. С этого дня искусство становится для кадета Явленского страстью и жизненной целью.

Отец Алексея, полковник, дворянин, готовил сына к военной службе и с огромной растерянностью выслушал от учителя рисования, что сыну нужно обязательно профессионально заниматься живописью. Потому что талант, способности и призвание. Полковник Явленский даже готов прислушаться к рекомендации, но времени устроить судьбу сына у него уже не будет — он умрет месяц спустя. И тогда Алексею пришлось стать отличным военным, чтобы иметь возможность стать художником. Он поступает в военное училище, усердно занимается, а по воскресеньям копирует картины Василия Верещагина в Третьяковской галерее.

Выпустившись из училища, лейтенант Явленский связями, обаянием, упорством добивается одной цели — перевода из Москвы в Петербург, потому что там офицеры могут посещать Академию художеств.

Женщины


Импозантный, страстный молчун с военной выправкой, Алексей Явленский до глубокой старости будет оказывать странное влияние на умных, темпераментных и талантливых женщин: в него будут безоглядно верить.

С Марианной Веревкиной, юной художницей, Явленский познакомился уже будучи студентом Академии художеств, лейтенантом Александро-Невского полка и завсегдатаем знаменитых собраний в доме Ильи Репина. Образованной, способной Марианне в рамках реалистичного искусства уже скучно, она ищет собственный язык, пробует писать по-новому, умеет увлечь и убедить. А Алексей, на 4 года младше, все еще копирует гипсовые бюсты и статуи в Академии. И она берется его учить, наставлять — они вместе работают в мастерской, уезжают в имение Веревкиных на летние этюды. Восхищенная успехами Явленского, Марианна готова для него на все. Уже влюбленный, восхищенный Алексей напрасно принимает благосклонность Марианны за любовь — она любит его искусство, готова называться гражданской женой, готова увезти его учиться в Мюнхен за свою «царскую» пенсию, положенную после смерти отца. Но ни выходить замуж, ни затевать настоящий роман не собирается — телесную близость она презирает.

Елена Незнакомова была воспитанницей, кухаркой и горничной Веревкиной еще в России — и уехала в Мюнхен вместе с ней, чтоб помогать по хозяйству. Пройдет несколько лет — и еще несовершеннолетняя Елена родит Явленскому сына. С одной стороны Марианна: она отказалась от собственной карьеры и занялась исключительно творчеством Алексея, устроила в доме «Розовый салон», где он может встречаться с писателями, художниками, танцорами и дипломатами, она пишет труды об искусстве и читает лекции. С другой стороны Елена: с ней так приятно поболтать на кухне о житейских делах, посмеяться и поиграть с любимым сыном. Эта странная семья проживет под одной крышей больше 20 лет: маленького Андрея учить живописи будут и Марианна, и Алексей, в путешествия будут ездить все вместе, вчетвером. Явленский порвет с Веревкиной и обвенчается с Незнакомовой когда ему будет уже 58 лет.

25-летняя Эмми Шайер, дочь богатого промышленника, юная импрессионистка, образованная и свободная, побывала на выставке работ Алексея Явленского в 1914 году. И была так потрясена, что разыскала художника, который укрывался тогда в Швейцарии от войны, бросила собственную живопись и посвятила жизнь одной цели — знакомить мир с картинами Явленского. С 1920 года она личный секретарь, но на деле гораздо больше: пишет письма, организовывает выставки, развешивает на них картины, читает лекции и водит экскурсии, возит картины из города в город и из страны в страну.

Были еще другие, необъяснимо преданные, увлеченные, близкие женщины. Художница и дизайнер Лиза Кюммель, которая просто приходит в мастерскую и помогает уже больному Алексею Георгиевичу систематизировать работы, составлять их каталог, записывает воспоминания, клеит, олифит и остальное по мелочи. Или, например, Ханна Беккер фон Рат, тоже художница, которая организовала целое общество поддержки Явленского, собирала с его членов взносы и помогала выжить художнику и его семье в нелегкое время. Внучка и хранительница фонда Явленского говорит: дед был исключительным другом, давал советы и мог слушать, был учтив и участлив, общался с женщинами на равных и абсолютно серьезно рассказывал, как сочетать цвета в наряде, будто это было не менее важным делом, чем новая картина.

Головы


Искусствоведы (в основном немецкие) утверждают, что Явленский уникален как художник и числится во втором ряду по каким-то необъективным причинам. Его «Головы» и «Медитации», серии небольших холстов с портретами, ни на что не похожи. Они поражали современников скульптурностью, глубиной, смелой живописью, духовным звучанием. Они появились вне традиции и ниоткуда не заимствованы. Они выросли из его собственного внутреннего поиска.

Когда Явленский и Веревкина оказались в Германии, Алексей пошел учиться в школу словака Антона Ашбе — и там познакомился с Василием Кандинским. Эта дружба продлится много лет: Веревкина, Явленский, Кандинский и его возлюбленная Габриэль Мюнтер будут жить в одном доме в Мурнау, вместе организуют Новое художественное объединение и позже — будут рядом в «Синем всаднике». Они вместе отправляют работы на выставки французских фовистов, на выставку русского искусства, которую организовывает Дягилев. Кандинский харизматичен, убедителен, настойчив — он пишет теоретические труды и зарабатывает награды. Явленский много лет преподает в собственной художественной школе и молча пишет, увлекается буддизмом и ездит на лекции эзотерика Штайнера. Живопись для него — очень личное дело, процесс поиска истины и верного языка.

Первая мировая война, изгнание, необходимость строить всю жизнь с нуля, потерянные во время переездов картины, известность и признание, годы конфискаций и запретов во время власти Гитлера, тяжелая болезнь и отчаянная бедность. Во всех этих потрясениях он находит единственную причину писать — чтобы найти бога и смысл собственного существования, гораздо более важный, чем слава. «Я понял, что настоящее искусство должно писаться только с религиозным чувством. И это я мог выразить только в человеческом лице. Я понял, что художник должен сказать посредством форм и красок то, что в нем есть Божественное. Поэтому произведение искусства — это видимый Бог, а искусство — это богоискательство. Я писал лица много лет, и природа как суфлер мне уже была не нужна».

На выставку «Дегенеративное искусство» Явленского привезут в инвалидном кресле. Он теперь работает двумя руками — одной не получается. Он пишет свои «Медитации», почти абстрактные, совершенные головы, избавленные от лишних деталей — чистый дух и чистый смысл. Но проезжая по залам с картинами знакомых ему, близких, талантливых художников, понимает, что никому кроме него это богоискательство теперь не нужно. На выставке 4 его работы.

Автор: Анна Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Narine Zolyan
+29

Лента
Владимира Издебского называют одним из первых кураторов русского авангарда. Организованные им одесские Салоны (1909 и 1911 гг) сыграли огромную роль в развитии современного русского искусства, открыли дорогу многим художникам-авангардистам и познакомили широкую публику с достижениями отечественных и зарубежных художников, которые в своем творчестве шагнули дальше традиционного реализма и храбро…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Рекордная продажа картины «Супрематическая композиция» (1916) из легендарной серии Казимира Малевича на торгах аукционного дома Christie’s в мае 2018 года стала для нас поводом собрать воедино ценовые достижения продаж работ русских художников. Какие максимальные суммы заплатили в разные годы покупатели за работы Валентина Серова, Марка Шагала, Николая Рериха, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 214 работ
Алексей Георгиевич Явленский. Шокко в широкополой шляпе
3
Шокко в широкополой шляпе
1910, 75×65.1 см
Алексей Георгиевич Явленский. Желтый звук
3
Желтый звук
1908, 33×43 см
Алексей Георгиевич Явленский. Испанка
3
Испанка
1911, 53×49 см
Алексей Георгиевич Явленский. Дом на горе
3
Дом на горе
1912, 49×53 см
Алексей Георгиевич Явленский. Фиолетовый тюрбан
1
Фиолетовый тюрбан
1911, 52×49 см
Алексей Георгиевич Явленский. Сидящая обнаженная женщина
3
Сидящая обнаженная женщина
1910, 70×42 см
Алексей Георгиевич Явленский. Фабрика
1
Фабрика
1910, 72×85 см
Алексей Георгиевич Явленский. Задумчивая женщина
2
Задумчивая женщина
1913, 53×50 см
Алексей Георгиевич Явленский. Автопотрет
1
Автопотрет
1912, 65×44 см
Посмотреть 214 работ художника
HELP