Регистрация
Петрус Кристус
Нидерланды 1420−1472
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Петрус Кристус был учеником Яна ван Эйка, на стиль Кристуса помимо учителя оказали влияние художники Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен. Петрус унаследовал мастерскую Ван Эйка после его смерти в 1441 г. и оказал значительное влияние на других мастеров брюггской школы — Дирка Боутса и Гертгена Тот Синт Янса. В полотнах на религиозные темы Кристус не сумел достичь уровня ван Эйка, однако портреты кисти Кристуса благодаря характерно проработанным деталям мимики выглядели очень живыми. Петрус Кристус был первым фламандским живописцем, серьёзно посвятившим себя портретной живописи. Одним из его шедевров считается «Портрет девушки» из Берлинской картинной галереи.

нидерландский художник. Нам известны лишь некоторые эпизоды его жизни. В 1444 он упоминается в Брюгге; в 1454 исполняет три копии с Мадонны из Камбрэ, а в 1462 вместе с женой становится членом братства «Сухого дерева». В 1463—1467 он украшает хоругвь для процессии и в 1472 становится членом совета художников. Истоки его стиля — еще не разрешенная проблема. Иногда предполагается тесное сотрудничество Кристуса с Яном ван Эйком; он мог быть руководителем мастерской великого художника, ставшим самостоятельным мастером лишь после смерти учителя, который поручал ему завершение своих произведений. Хотя Петрус Кристус нередко копировал композиции ван Эйка или его круга, его стиль менее ученый и достигает менее тонких эффектов, чем его учитель; поэтому кажется маловероятным, что Кристус работал в мастерской ван Эйка. Творческая биография Кристуса отмечена несколькими вехами — датированными картинами, которые позволяют проследить эволюцию художника. «Портрет картезианского монаха» (1446, Нью-Йорк, музей Метрополитен) замечателен своей «обманкой»: на парапете, который по примеру ван Эйка ограничивает первый план композиции, художник изобразил муху. Портрет Эдварда Гримстона" (Лондон, Нац. гал.), датируемый тем же годом, в большей степени выявляет характерные черты мастера: его вкус к чистому свету, смягчающему моделировку форм и противопоставляющему ей сухие линии теней. Эта тенденция сочетается с предпочтением простых, почти геометрических архитектурных форм. В 1449 была исполнена знаменитая картина «Св. Элигий» (Нью-Йорк, музей Метрополитен, собрание Лехмана); под предлогом изображения святого патрона ювелиров художник здесь создает настоящую жанровую сцену: молодую чету, покупающую кольцо в лавке святого. Здесь заметны некоторые ванэйковские черты (игра световых рефлексов), что заставляет предположить существование прототипа, созданного ван Эйком. Но эти черты сочетаются здесь с поисками простых объемов и напряженных жестов, которые составляют главный элемент стиля Кристуса. В полотнах на религиозные темы Кристус не сумел достичь уровня ван Эйка, однако портреты кисти Кристуса благодаря характерно проработанным деталям мимики выглядели очень живыми. Петрус Кристус был первым фламандским живописцем, серьезно посвятившим себя портретной живописи. «Богоматерь сухого дерева» — это единственное в своем роде изображение Мадонны в окружении ветвей сухого дерева объясняется тем обстоятельством, что Петрус Кристус и его жена с 1462 года состояли членами «Братства нашей возлюбленной Госпожи сухого древа», религиозного общества, пекущегося о благотворительной деятельности и благоговейно почитавшего Непорочное Зачатие Девы Марии. Этот небольшой образ был, по предположению, домашним алтарем одного из членов братства, которое существовало с 1396 года и к которому принадлежали представители духовенства и высшей аристократии. Изображение Мадонны, окруженной сухими ветками, как сиянием, напоминают стих из Книги Пророка Иезекииля (гл. 17,24), где говорится: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, а сухое дерево делаю цветущим…» Эти строки интерпретировались в средневековой теологии как указание на зачатие бесплодной Св. Анны, родившей Св. Марию. Золотые буквы «А», свешивающиеся на цепочках среди сухих побегов дерева, символизируют пятнадцатикратное «Аве Мария» и благодаря своим различающимся бликам предстают перед нами как сверкающие драгоценности. «Богоматерь сухого древа» должна быть отнесена к числу поздних произведений Петруса Кристуса; она написана примерно между 1460 и 1473 годом.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Петрус Кристус. Мадонна с Младенцем в интерьере
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 28 работ
Петрус Кристус. В ювелирной мастерской
0
В ювелирной мастерской
1449, 100.1×85.8 см
Петрус Кристус. Портрет картезианского монаха
0
Портрет картезианского монаха
1446, 20×29 см
Петрус Кристус. Портрет девушки
0
Портрет девушки
1470, 22×29 см
Петрус Кристус. Оплакивание Христа
0
Оплакивание Христа
1450, 30×38 см
Петрус Кристус. Рождество
0
Рождество
1445, 97×130 см
Петрус Кристус. Оплакивание Христа
0
Оплакивание Христа
30×38 см
Петрус Кристус. Муж скорбей
0
Муж скорбей
Петрус Кристус. Портрет Эдуарда Гримстон
0
Портрет Эдуарда Гримстон
Петрус Кристус. Дева с младенцем
0
Дева с младенцем
Посмотреть все 28 работ художника
HELP