войти
опубликовать
$55
Цифровая версия: 12.9 MB
3802 × 4956 px • JPEG
21 × 28 см • 450 dpi
64.4 × 83.9 см • 150 dpi
32.2 × 42.0 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
4
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1465
Размер: 28×21 см
Работа в подборках: 132 подборки
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Портрет девушки»

Знаменитый «Портрет девушки» (ок. 1465 – 1470) – небольшая панель, тонкая и загадочная работа, признанная значительной вехой в истории фламандской портретной живописи. Вокруг этого шедевра переплелись легенды, предположения и домыслы. Очаровательную модель Петруса Кристуса иногда сравнивают с Моной Лизой. Её восхитительно двусмысленный взгляд – одновременно манящий и чопорный – очаровывает и придаёт картине шарм, перед которым трудно устоять.

Авторство портрета было установлено в 1825 году по оригинальной раме, ныне утерянной. Там же указывалось, что на панели изображена родственница «знаменитого Толбота». После ряда исследований большинство искусствоведов склоняются к мнению, что это, вероятнее всего, Анна или Маргарет – одна из дочерей Джона Толбота, 2-го графа Шрусбери. Аристократ с семьёй приезжал в Брюгге, где жил Петрус Кристус, в 1468 году – на бракосочетание Маргариты Йоркской, сестры английского короля Эдуарда IV, и Карла Смелого, герцога Бургундского.

Впрочем, вопрос о личности модели окончательно не закрыт, но это не имеет большого значения по сравнению с художественными достоинствами картины. Восхитительным произведением искусства её делают свет и почти детская миловидность героини. Она отвечает готическим представлениям о женской красоте: узость плеч и длина шеи подчёркнуты изящным ожерельем, удлинённый овал лица – чёрной лентой, а практически полностью выщипанные по моде того времени брови и туго стянутые на затылке волосы делают лоб максимально высоким. Нижний обрез картины практически заставляет зрителя смотреть девушке в глаза – миндалевидные, со слегка восточным разрезом. Лёгкое косоглазие придаёт взгляду мистическую пронзительность и некоторую тревожность, полуулыбка сочетает печаль и высокомерие.

Художник заключил свою героиню в динамичную геометрическую конструкцию из сбалансированных горизонтальных (стеновая панель и блузка) и диагональных (ворот платья и головной убор) линий. Нежный рассеянный свет подчёркивает изящество головы и одновременно сглаживает черты лица, сохранившие следы детства. Кристус предпочёл изобразить натурщицу не на однородном тёмном фоне, традиционном для портретов того времени, а в сдержанном интерьере, вероятно, в домашней обстановке. Он также избегает передачи малозначительных деталей ожерелья, платья и головного убора, чтобы ничто не отвлекало зрителя от взгляда и лица девушки, а также самой атмосферы, которая её окружает.

Панель упоминается в реестре имущества главы Флорентийской республики Лоренцо де Медичи в 1492 году. Тогда не слишком компетентный стряпчий описал произведение как «Портрет французской дамы». Уже в то время картина стоила необычайно дорого – 40 флоринов – и выставлялась для публики. В начале XIX века её приобрели вместе с другими работами старых мастеров для короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Монарх надеялся составить коллекцию, которая превзойдёт Лувр. Впоследствии это собрание стало основой Берлинской картинной галереи. Там «Портрет девушки» Петруса Кристуса хранится и поныне.

Автор: Влад Маслов
Комментарии(4)