В середине 1990-х годов, после нескольких войн и гражданских конфликтов на Кавказе, отдаленные деревни выживали почти исключительно за счет того, что производили: коров, овец, сыра, масла, трав, домашней водки и табака. Но некоторые редкие товары приходилось приобретать по бартеру: муку, подковы, масло, боеприпасы или маленький корейский цветной телевизор.
Эти товары поставляли профессиональные торговцы, которые организовывали обмен овец на топливо или сигарет на лошадь. Их товары получили прозвище "контрабанда", что переводится как "контрабандный товар"
Хотя эта торговля не всегда была незаконной, она была сопряжена с опасностью. Голодные пограничники, коррумпированные полицейские или обычные грабители могли украсть деньги или под дулом пистолета увести отару овец. Угрозу представляла и плохая погода: метели, лавины или падение лошади в овраг могли привести к потере дорогостоящих товаров.
Но эти торговцы привозили не только материальные товары. Не менее важно, что они привозили новости из далеких больших городов, таких как Тбилиси, Грозный или Ереван. Они также привозили газеты, слухи, анекдоты и последние курсы валют. Это были жесткие и остроумные люди, находчивые и умеющие приспосабливаться.
Моя картина "Контрабанда" 2024 года основана на неожиданной встрече с таким кавказским торговцем на Архотинском перевале. Я помню его как ингушского человека "Мак-Шариф", который был рад встретить других дружелюбных людей в тихом снежном одиночестве. Он приглашал нас поболтать, и мы обменивались сигаретами и шутками. Даже несколько лет спустя, когда мои друзья из Хевсурети продали мне крепкую рыже-коричневую лошадь, они сказали мне, что лошадь пришла из Ингушетии через Мак-Шарифа.
Текст на картине взят из спама, который я получил несколько лет назад и сохранил из-за присущей ему красоты. Эта картина размером 190 x 130 см написана акрилом на холсте и является частью моей персональной выставки в галерее "Вернисаж" в Тбилиси с 1 по 12 ноября 2024 года.