«Переход Ганнибала через Альпы» старый Тёрнер, отец художника, любил показывать посетителям их галереи, требуя отыскать на картине слона. Удавалось это не всем, а слон между тем есть – на заднем плане по центру: там, где в небе занимается золотой свет, виден хобот слона. А на слоне – как раз Ганнибал, ведущий свое войско. Собственно, один этот момент говорит всё по поводу того, насколько повелителями казались Тёрнеру так называемые вершители судеб человеческих. Вон там вдалеке, из-за слоновьего хобота выглядывает крошечный силуэт «повелителя»… Могучая и непобедимая армия Ганнибала на фоне стихии тоже не впечатляет. Очевидно, что перед бушующей природой слабые маленькие человечки беспомощны. К этому сюжету – противопоставлению человека и стихии (отнюдь не в пользу первого) Тёрнер
обращался неоднократно.
«Снежная буря» изображает события, происшедшие в 218 году до нашей эры. Тёрнер любил обращаться к прошлому в своих работах, не раз
писал Дидону,
изображал Улисса.
В данном случае, впрочем, очевидна аналогия с событиями современности. «Снежная буря» написана в 1812 году. В этом году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его поражением. А за 10 лет до того Тёрнер рассматривал картину Жака Луи Давида
«Переход Наполеона через перевал Сен-Бернар», на которой художник изобразил императора в образе современного Ганнибала.
Тёрнер любил давать картинам очень длинные названия и нередко сопровождал их стихами собственного сочинения. К «Переходу армии Ганнибала через Альпы» также прилагался отрывок из его неоконченной поэмы «Напрасные надежды». В ней Тёрнер воспевал подвиги карфагенян, но было очевидно, что в конце их пути – гибель. Как мы знаем, три года спустя и Наполеона ожидал Ватерлоо.
По одной из версий, замысел картины возник у Тёрнера, когда он гостил в поместье Фэрнли-холл у Уолтера Фокса – парламентария, землевладельца, коллекционера, по чьему заказу Тёрнер много писал. Как-то в компании сына хозяина Хоксворта Тёрнер наблюдал мощную грозу, грохотавшую и сверкающую над йоркширскими холмами. По воспоминаниям Хоксворта, Тёрнер ни на мгновение не отводил взгляд от бушующей стихии, а когда буря утихла, пообещал:
«Погоди, Хоки. Года через два ты увидишь это опять и назовешь “Ганнибал переправляется через Альпы”».
Тёрнер представил картину на академической выставке, и она произвела фурор. Мощный вал, казалось, захлестнул не только войско Ганнибала, но и критиков, потому что самой скромной оценкой работы было
«лучшая картина на выставке», но звучали и такие определения как
«самый изумительный пейзаж, который был создан в этом мире» и
«настоящий шедевр».
Автор: Алена Эсаулова