Изабелла Стюарт Гарднер. Фото. 1888 год.
Легенда Бостона
В 1860-м году двадцатилетняя Белл Стюарт, не то чтобы очень красивая, но чертовски привлекательная дочка нью-йоркского горнорудного магната, выходит замуж за Джона Лоуэлла Гарднера из Бостона, брата своей закадычной школьной подружки Джули и — по чистому совпадению — наследника немалого состояния, сделанного его семьёй в Восточной Индии.Отец Изабеллы, выходец из Шотландии Дэвид Стюарт когда-то торговал льном с Ирландией, дела двигались бойко, и всё заработанное он вложил в медные рудники американского Среднего Запада. Теперь дела пошли еще лучше — свою ненаглядную 16-летнюю Белл Дэвид Стюарт смог отправить из Нью-Йорка учиться в Париж. А когда несколько лет спустя его девочка сообщила, что выходит замуж за Джона Лоуэлла Гарднера и переезжает жить к мужу в его родной город Бостон, отец-миллионер сделал широкий жест — подарил молодым великолепный новенький таун-хаус на Бикон Стрит, 152, в самом модном бостонском квартале.
Новоявленную миссис Гарднер в Бостоне прозвали по имени её мужа — «миссис Джек». Ей даже готовы были простить нью-йоркское происхождение, будь Белл Стюарт Гарднер хоть чуть-чуть похожа на типичную массачусетскую домохозяйку. Но Изабелла, рождённая в Нью-Йорке и воспитанная Парижем, оказалась совсем не из того теста, что добропорядочные бостонские леди.
В течение последующих шестидесяти четырёх лет её страсть к эпатажу и сказочная расточительность, её романы (настоящие или подразумеваемые), её социальный темперамент и страсть к демонстративным жестам превратили Изабеллу Стюарт Гарднер в настоящую легенду Бостона. Город затаил дыхание и с изумлением и непритворным ужасом следил за тем, каким будет следующий шаг «миссис Джек». То она разъезжала по городу в экипаже в сопровождении парочки львиц, то появлялась в общественных местах, элегантно закутанная в десятки слоев марли, наподобие египетской мумии, то с сумасшедшим азартом болела за бейсбольную команду «Ред сокс», а то появлялась в свете с причёской, украшенной двумя гигантскими бриллиантами в 12 и 27 каратов! Бриллианты крепились к раскачивающимся из сторону в сторону под их тяжестью золотым «антеннкам» и превращали Изабеллу в подобие фантастического насекомого.
Более полувека Белл Гарднер была в Бостоне объектом восхищения и зависти и, как писали местные журналисты, «удерживала город в состоянии общественного волнения». И по сей день легенда об Изабелле жива, поддерживаемая и питаемая её музеем — собранием, в котором Изабелла завещала после её смерти не менять местами ни одной вещи, не трогать ни единого экспоната.
Чёрная полоса в жизни «миссис Джек»
Интерес к искусству появился у Изабеллы далеко не сразу. Её будущему триумфу предшествовала череда несчастий. В 1863-м году в счастливом браке Изабеллы и Джона Лоуэлла Гарднер рождается долгожданный сын, названный по семейной традиции Джоном, или Джеком Третьим. Но в возрасте около двух лет малыш скончался от пневмонии. Вскорости умерла любимая подруга Изабеллы. Третьим ударом стал выкидыш, после которого Изабелла больше не могла иметь детей.Обрушившиеся на ее голову несчастья чуть не сломали «миссис Джек». Весёлую, остроумную хохотушку Изабеллу, еще недавно дразнившую Бостон своими эксцентричными европейскими манерами и парижскими нарядами, нельзя было узнать. Отчаяние сжирало её изнутри, а доктора не знали, как ей помочь. Изабелла замкнулась в себе, и, чтобы её уединение было совсем уж полным, на два года наглухо заперлась в своём доме на Бикон Стрит и нигде не показывалась.
Когда усилия светил бостонской медицины хоть немного улучшить состояние «миссис Джек» не дали результата, её муж, «мистер Джек», решил, что лучшим выходом из ситуации, которая большинству казалось безысходной, будет повезти жену в Европу. На корабль, готовый отчалить от берегов Америки, бедняжку поднимали на носилках.
Европа была колыбелью её юности. И Европа не подвела: она вернула Изабелле молодость, а вместе с нею и вкус к жизни. Гарднеры много путешествовали, интересовались искусством, встречались с интересными людьми, в том числе музейщиками и коллекционерами. В 1880-м году они даже предприняли кругосветное путешествие, обогнув на кораблях земной шар. За несколько лет путешествий они побывали всюду — от Финляндии до Ближнего Востока и от России до Китая. А Изабелла нашла себе новую страсть — коллекционирование.
Начало коллекции Изабеллы Стюарт Гарднер
Сначала Изабелла коллекционировала бриллианты и платья от французского модельера Чарльза Фредерика Уорта, одного из первых представителей высокой моды. Его тяготеющие к простоте и избавлению от излишних оборок платья без кринолинов в консервативно-религиозном Бостоне производили эффект разорвавшейся бомбы.Чуть позже Изабелла увлеклась искусством. Её первое приобретение, сделанное в 1873-м году, пейзаж с барашками французского второстепенного художника Шарля Эмиля Жака, было не бог весть каким шедевром. Почти десятилетие понадобилось Изабелле на то, чтобы научиться разбираться в искусстве практически профессионально. Только в 1882-м году она купит первую значительную работу, с которой начнётся отсчёт знаменитой коллекции Изабеллы, — «Милосердную Деву» испанского караваджиста Франсиско де Сурбарана.
Сама Изабелла вряд ли бы адекватно сориентировалась в богатом и разнообразном мире итальянской (а также испанской, голландской и фламандской) живописи. Но судьба послала ей важное знакомство с Бернардом Беренсоном — юношей из литовской эмигрантской семьи, недавним выпускником Гарвардского университета. В этом молодом искусствоведе Изабелла раньше других разглядела звезду (действительно, всю первую половину ХХ века Беренсон будет считаться главным экспертом по итальянскому Возрождению) и в 1887-м году профинансировала его поездку в Европу. В 1890-е годы Беренсон станет её главным советником и агентом в деле приобретения произведений искусства. Компетенция Беренсона «страховала» Стюарт Гарднер от неудачных приобретений. Это взаимовыгодное партнёрство продлится более тридцати лет и обогатит коллекцию Изабеллы Рембрандтом, Веласкесом и Челлини.
Собрание Гарднеров быстро разрасталось. В середине 1890-х оно перестало помещаться в двух их бостонских домах, и Гарднеры вынуждены были арендовать под нужды коллекции несколько складских помещений. Это, конечно, никуда не годилось: кому нужны картины, запертые без света, в пыли или сырости, которые никто не видит, кроме их владельцев? И Изабелла с Джоном стали задумываться над созданием музея.
Но в 1898-м году Джон Гарднер умер, так и не успев увидеть воплощённой мечту о собственной частной галерее. Музей собственного имени Изабелла создавала сама. Всё в нём будет подчинено ей — её вкусам и особенностям, её пристрастиям и чудачествам, её, и только её, характеру.
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер: островок Венеции в Бостоне
Когда строительные работы в здании её музея были завершены, Изабелла Стюарт Гарднер поселилась на четвертом этаже и целый год самым скрупулёзным образом продумывала, как и что она разместит на трёх нижних этажах. Она сочленяла предметы не по принципу хронологии, а следуя своим собственным ассоциациям и представлениям о прекрасном. Китайская буддийская стелла могла соседствовать с европейской средневековой скульптурой, Запад здесь встречался с Востоком, Возрождение — с модерном, эпохи и культуры пересекались, и все встречи были счастливыми. Некоторые экспонаты Изабелла намеренно оставляла безымянными, потому что не хотела, чтобы громкое имя заслоняло качество работы.Готическую комнату, где всегда царил полумрак, Изабелла звала своим «тайным святилищем». На венецианском камине XV века в Готической комнате — орёл с гербом испанской королевы Изабеллы Кастильской — её Стюарт Гарднер считала своей покровительницей. Перед камином разместились золоченые фонари работы французских мастеров. Сюда допускались только самые близкие. Большинство предметов, представленных здесь, относится к позднему Средневековью и лишь одна вещь свидетельствует о современности — ростовой портрет Изабеллы работы Джона Сингера Сарджента. Этот зал, словно заветные комнаты в замке Синей Бороды, при жизни Изабеллы был закрыт для публики, но Изабелла разрешала использовать это пространство в качестве студии своему любимому художнику Сардженту.
Изабелла Стюарт Гарднер глазами друзей-художников - Сарджента, Уистлера, Цорна
Много лет подряд раз в неделю в ресторане бостонского отеля Copley Plaza повторялся ритуал: в одно и то же время за одним и тем же столиком обедали Изабелла Стюарт Гарднер и художник Джон Сингер Сарджент. Они смеялись и обменивались колкостями, позволительными только между самыми близкими друзьями. Конечно, в Бостоне подозревали, что между эпатажной коллекционершей и красивым, неизменно элегантным художником был роман. Но что между ними происходило на самом деле — доподлинно знали только эти двое.Они познакомились в 1886-м году, когда Изабелле было 46 лет, а Сардженту — 30. Их представил друг другу еще один приятель Изабеллы — писатель Генри Джеймс (предполагают, что Белл Стюарт Гарднер стала прототипом для Изабель Арчер, героини его романа «Женский портрет» («Портрет леди»)). Сарджент тогда пытался завоевать Париж своим «Портретом мадам Х» — еще одной приверженицы эпатажа, парижской светской красавицы Вирджини Готро. Картина вызвала скандал: с точки зрения парижан, Вирджини на портрете выглядела непристойно, как публичная девка, и оскорблённый художник вынужден был уехать в Лондон, где как раз в тот момент находилась чета Гарднер.
Не понятый публикой Сарджент нашёл в лице Изабеллы знатока и ценителя. На следующий год он приедет в Бостон писать местных аристократов, и Белл сделает то, о чём давно мечтала. Нет-нет, ничего предосудительного — закажет Сардженту свой портрет .
Саджент написал Изабеллу Стюарт Гарднер на фоне драгоценной золотой парчи XVI века, узоры которой образуют над её головой одновременно и нимб, и корону. Никто до него не изображал Изабеллу такой. Глубокое декольте, приподнятая грудь, обнажённые руки, двойная жемчужная нить на тонкой талии и этот взгляд — в нем было столько неприкрытой эротической притягательности! В бостонском обществе картину назвали «бесстыдным идолом, оскорбляющим мораль».
Вначале портрет украсил клуб, который регулярно посещал мистер Гарднер. Но кто-то из джентельменов-завсегдатаев отпустил такую сальную шутку насчёт неизведанных глубин декольте Изабеллы, что её муж распорядился немедленно увезти картину домой и впредь никому не показывать. Потом Изабелла поместит портрет в Готической комнате своего музея.
В архивах музея Изабеллы Стюарт Гарднер хранится редкая фотография: Гарднеры и Цорны в гондолах в Венеции, 13 октября 1894 года. Андерс Цорн и Изабелла Гарднер плывут в лодке справа, в то время как их «вторые половины» Джек Гарднер и Эмма Цорн находятся в левой гондоле.
Когда в 1990-м году грабители вынесли из музея драгоценные экспонаты, общественное потрясение было таким сильным, что газетчики называли это «бостонской трагедией» и «ограблением века». Усилия Интерпола не помогли найти пропажу, но заполнять места утраченных картин в музее Изабеллы Стюарт Гарднер никто не решился — Изабелла ведь завещала ничего не трогать! Вот почему на месте украденных Дега, Рембрандта и Вермеера посетители до сих пор видят пустые рамы.