Эта картина считалась подделкой в течение целого столетия, а теперь она — величайшее сокровище Великобритании. Сейчас «Даная» Тициана — центральный шедевр новой выставки в Эпсли-хаусе, лондонской резиденции Артура Уэсли, первого герцога Веллингтона. Ведь это еще и бесценная история о любви и богатстве!
Но как «самое сексуальное полотно Туманного Альбиона» попало в коллекцию победителя битвы при Ватерлоо? Арт-журналист газеты The Guardian Джонатан Джонс (Jonathan Jones) знает судьбу этого произведения искусства.
Анджела, любовница кардинала
История эротического шедевра начинается с кардинала, проститутки и художника. В 16-м веке великий венецианский живописец Тициан открыл свою студию в Риме. Он приехал туда, чтобы написать несколько непринуждённых ню для услады кардинала Алессандро Фарнезе. Этот человек — один из самых богатых в Италии, — не считал клерикальную службу причиной для сдерживания своего либидо
Портрет кардинала Алессандро Фарнезе
1546, 96×43 см
Как выяснили учёные, моделью для картины Тициана служила Анджела — любовница Фарнезе и знаменитая куртизанка.
Даная
1553, 114.6×192.5 см
Вариант «Данаи», хранящийся в Эпсли-хаусе в Лондоне, можно отличить в первую очередь по ткани, укрывающей левое колено героини: на других копиях нога полностью обнажена.
Можно наверняка предположить, что Тициан, создавая это полотно, сделал намёк на род занятий дамы. Картина изображает Данаю, мать греческого мифического героя Персея, которая ждёт своего любовника Зевса. А одной из самых известных трансформаций этого бога был золотой дождь. Даная, чьё тело художник написал одновременно пышным и сексуальным, возлежит на богато драпированной кровати, а на неё сыплются золотые монеты. Не эти ли деньги Фарнезе платил своей профессиональной любовнице?
Пророчество Микеланджело
«Даная» была настолько знаменита, что даже Микеланджело посетил студию Тициана, чтобы увидеть её. И, возвращаясь домой, пошутил, что Тициан не сможет не наделать дубликатов: другие богатые любители искусства заплатят живописцу, чтобы он создал больше версий.
- «Даная и Эрос» (1544 год) из Национального музея Каподимонте в Неаполе. Единственный вариант, в котором рядом с Данаей изображён древнегреческий бог любви
- «Даная и няня» или «Даная, принимающая золотой дождь» (1553 год) из Музея Прадо. Здесь фигура няни заменила Эроса, а ткань, покрывающая верхнюю часть бёдер Данаи, отсутствует
- На копии из Эрмитажа, датированной 1553 - 1554 годами, фигуры расположены ближе друг к другу, чем на «Данае» из Прадо, и нет собаки
- Версия 1564 года из Музея истории искусств в Вене отличается более детальной проработкой кожи и всего тела Данаи, а также драпировок; собака из «мадридской» версии заменена цветами
Микеланджело как в воду глядел: сейчас в мире известно как минимум пять авторских копий «Данаи». Первая, собственно, написанная для Фарнезе, находится в Музее Каподимонте в Неаполе. Остальные — в Музее Прадо в Мадриде, питерском Эрмитаже, в Музее истории искусств в Вене. Ну и в Эпсли-хаусе в Лондоне, — хотя до недавнего времени произведение занимало скромное положение в собрании «Железного герцога».
Доказательство Прадо
Величайшим достижением Тициана является цикл картин, которые он создал в Венеции для отправки Филиппу II — королю Испании и архитектору испанской Армады. Эти «poesie», — «поэзии», как называл их сам автор, — возможно, самые красивые изображения сцен классической мифологии.
Похищение Европы
1562, 178×205 см
Серия включает в себя «Похищение Европы», которая ныне находится в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, а также «Диану и Актеона» и «Диану и Каллисто», которые попеременно выставляют у себя национальные галереи в Лондоне и в Эдинбурге.
Диана и Актеон
1559, 184.5×202.2 см
На полотне запечатлён момент, когда Актеон вызвал гнев Дианы, внезапно застав её обнажённой
Первой картиной на мифологическую тематику, которую Тициан послал Филиппу II, была версия «Данаи». Некоторые считали, что это то полотно, что сейчас выставлено в Музее Прадо. Но историк искусства Пол Джоанидис (Paul Joannides) из Кембриджского университета, предложил, что в Мадриде висит более поздняя работа. Филиппу же принадлежал вариант, который сейчас находится в Эпсли-хаус. Тогда гипотезу учёного назвали эксцентричной.
Диана и Каллисто
1559, 187×204.5 см
Здесь Диана обнаруживает, что её нимфа Каллисто забеременела от Юпитера
Но в 2013 году Прадо позаимствовал «британскую» «Данаю», очистил её, проанализировал и доказал, что это — оригинальный Тициан. Холст, который на протяжении всего 20-го века имел статус подделки, в настоящее время считается одним из ключевых произведений Тициана, и, следовательно, одним из величайших художественных сокровищ Великобритании.
Веллингтон и Бонапарт
Но как победитель битвы при Ватерлоо получил его в своё собрание? Первым большим военным успехом Веллингтона была победа над французами в Испании. Когда Жозеф Бонапарт, которого брат поставил руководить этой страной на юго-западе Европы под именем Хосе I Наполеона, был вынужден бежать, он прихватил с собой картины из испанской королевской коллекции. Однако ноша оказалась тяжела, и он оставил её англичанам. Так или иначе, благодарный испанский король пожаловал Веллингтону эти произведения.
Портрет
Артура Уэсли, герцога Веллингтона сэр Томас Лоуренс написал в 1814 году — незадолго до битвы при Ватерлоо
Вот почему Эпсли-хаус является одним из крупнейших, хотя не столь популярных музеев Великобритании. Сокровища Веллингтона включают «Продавца воды из Севильи» Веласкеса (другие варианты названия — «Водонос из Севильи» или «Аквадор из Севильи»), а теперь и «Данаю» — самое гламурное произведение старых мастеров живописи.
Севильский водонос
1622, 106.7×82 см
А если вам не по душе смотреть на голых женщин, можете полюбоваться статуей обнажённого Наполеона работы Антонио Кановы. Этот колосс высотой 3,5 метра стоит в подъезде Эпсли-хауса. Веллингтон хорошо разбирался в искусстве и знал своего врага. В подробностях.
Наполеон в образе Марса-миротворца, скульптура работы итальянского художника Антонио Кановы (между 1802-м и 1806 годами)
Выставка Тициана в Эпсли-хаусе продлится до 2 ноября 2015 года.