Евграф Петрович Чемесов родился в небогатой семье и в шестнадцать лет по традициям того времени был определен на военную службу.
С рисунками молодого поручика лейб-гвардейского Семеновского полка случайно познакомился попечитель Московского университета (основан в 1755), основатель и первый президент Академии художеств (основана в 1757), близкий к императрице Елизавете Петровне государственный деятель граф И.И. Шувалов. Он убедил Е. Чемесова оставить армию и поступить в Академию. В освоении мастерства Е. Чемесов добивается столь быстрых и больших успехов, что его учитель известный немецкий гравер Г.Ф. Шмидт выскажется в духе: "Этот мальчик, подлинный гений в гравюре, делает мне честь"
К сожалению, жизнь большого таланта окончилась до обидного рано. Он заболел чахоткой. Все усилия И.И. Шувалова спасти художника окончились безрезультатно.
Чемесов (Евграф Петрович) - один из лучших русских граверов, сын бедного дворянина Нижегородской губернии, родился в 1737 г. и шестнадцати лет от роду был записан на службу капралом в лейб-гвардии Семеновский полк. По свидетельству Я. Штелина в его заметках об изящных искусствах в России, Чемесов еще в юности отлично рисовал пером, упражняясь в копировании гравюр преимущественно Вагнера. Художник-самоучка был замечен И.И. Шуваловым , вытребован в 1759 г. из полка в Академию Художеств и произведен в поручики Копорского полка, из которого потом перечислен в Астраханский. Учась в академии у знаменитого Г.-Фр. Шмидта , Чемесов работал с такой усидчивостью, что вскоре получил горловую чахотку; его покровитель, Шувалов, брал его на лето к себе на дачу, но здоровье гравера не могло восстановиться. Несмотря на это, в первый же год своего пребывания в классе Шмидта, Чемесов награвировал мастерски портрет Петра Великого с оригинала Натье, а в 1760 г. чрезвычайно талантливый крошечный портрет И.И. Шувалова (с Ротари). Вслед за тем, в 1761 г., исполнены им профильный портрет барона А.С. Строганова (с рисунка Шмидта) и два портрета императрицы Елизаветы Петровны - один, побольше, с оригинала Токе, и другой, известный у коллекционеров под названием "Черной Мантильи", с оригинала графа Ротари. За это превосходное произведение, не уступающее лучшим работам самого Шмидта, Академия Художеств наградила Чемесова в 1762 г. званием академика и вскоре после того вверила ему заведование печатной палатой и управление, вместе с гравером Тейхером, классом гравирования, оставшимся, за отъездом Шмидта в чужие края, без руководителя. В последние два года своей жизни (в 1764 и 1765 годы) Чемесову пришлось испытать много неприятностей. Шувалова, человека доброго, искреннего, настоящего любителя искусств, сменил в академии сухой и придирчивый И.И. Бецкой . Начались придирки к Чемесову за несоблюдение разных формальностей, но более всего огорчило его пренебрежение, оказанное ему академией: когда была в 1764 г. учреждена эта так называемая большая академия, директорами ее были назначены Жилле , де ла Мотт и Торелли, а Чемесов не попал в их число. Это так его оскорбило, что он немедленно подал прошение об увольнении его из академии, причем представил ее совету 14 своих гравированных досок с отпечатками с них, предлагая купить их всего за 250 рублей. Отставка была дана ему в тот же день, но о досках не постановлено никакого решения. Раздраженный Чемесов написал конференц-секретарю академии А.М. Салтыкову : "Ежели академия почитает 250 рублей в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными доскам и эстампами академию подарить, и вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Обидевшись столь дерзким письмом, члены решили уплатить ему за 13 досок требуемые им 250 рублей, а четырнадцатую доску, с его собственным портретом (исполненным по рисунку де-Велльи), равно как и оттиски с нее, отдать ему назад. По выходе из академии, Чемесов поступил в чине коллежского асессора, в кабинет Ее Величества, под начальство благорасположенного к нему графа Сиверса . На новой службе он не успел произвести ни одной работы, так как вскоре умер, 30 августа 1765 г. Всех гравюр Чемесова насчитывается не более 17-ти. На некоторые из них было указано выше. Остальные его гравюры, известные любителям искусства, - портреты первого русского актера Ф.Г. Волкова (с Лосенки ), портрет императрицы Екатерины II (профильный с графа Ротари), фельдмаршала графа Б.-Хр. Миниха (профильный), графа Гр. Гр. Орлова (то же, с рисунка де-Велльи), того же вельможи (с гр. Ротари), И. Гр. Орлова (с Рокотова ), великого князя Павла Петровича и графа Я.Е. Сиверса. Ср. статью П.Н. Петрова о Чемесове в апрельской книжке "Библиотеки для Чтения" за 1860 г. и издание Д.А. Ровинского "Русский гравер Чемесов" (СПб., 1878).