войти
опубликовать

Цугухару
Фудзита (Леонар Фужита)

Франция • 1886−1968

Цугухару Фудзита (яп. 藤田 嗣治 Фудзита Цугухару, фр. Tsuguharu Fujita, также Léonard Foujita — Леонард Фуджита, также Леонар Фужита; 27 ноября 1886, Токио – 29 января 1968, Цюрих) — мастер живописи и графики, близкий к «парижской школе»; японец по происхождению; один из самых ярких персонажей европейской богемной среды первой четверти ХХ века.

Особенности творчества художника Цугухару Фудзиты: стремление переосмыслить японскую изобразительную традицию сквозь призму западноевропейского реализма; приверженность фигуративности; скупость цветовой палитры, в которой преобладают жемчужные оттенки белого и глубокие землистые тона; синтез живописных и графических средств — каллиграфического мазка, пятна, линии. Фудзита питал особую страсть к изображению женщин, детей, кошек, интерьеров, а также к автопортретированию. Его работы отличаются завуалированным символизмом сюжетов, определенной наивностью изобразительной манеры, плоскостностью объемов и небольшой глубиной пространства. Любопытно, что европейские типажи Фудзита трактовал в соответствии с пониманием красоты, присущим уроженцу Японии — у большинства портретируемых алебастровая кожа, крупные головы, крохотные рты, миниатюрные кисти рук и ступни, миндалевидный разрез глаз.

Среди модернистов первой четверти ХХ века Фудзита стоит особняком.
Если он и принадлежит к этому кругу, то скорее, по совпадению времени, места и взаимных симпатий, но не по методу работы. Краткосрочная, поверхностная увлеченность идеями кубистов, футуристов, сюрреалистов оставила немного заметных следов в его творческом наследии. Настоящим же откровением для сына Страны восходящего солнца стал реалистический поход к художественному отображению действительности — в Японии, столетиями изолированной от остального мира, его не знали. Тем не менее, художник не стремился к слиянию и полному отождествлению себя с западной культурой — впитывая ее ценности, он культивировал собственные уникальные черты и в искусстве, и в повседневности, оставаясь по мироощущению японцем. «Я очень люблю Токио, но возможность вести жизнь иностранца в Париже дает мне необходимую отстраненность, чтобы понять себя», — писал Фудзита.

Известные работы Цугухару Фудзиты: «Автопортрет с кошкой», "В кафе", «Лежащая обнаженная» («Портрет обнаженной Кики»), «Сон», многочисленные ню, портреты, изображения кошек и детей.

Наследник мира из долины глициний
Цугухару — выходец из знатного самурайского рода, его исконная фамилия Фудзита переводится как «поле глициний», а имя — как «наследник мира». Он родился в семье генерала, врача императорской армии Цугуакиры Фудзиты. Мать умерла, когда Цугухару исполнилось всего пять. Способности к рисованию у мальчика проявились в шестилетнем возрасте, а позднее, в школе, он серьезно увлекся живописью. В Токио произошло и знакомство с западным искусством, которое произвело на Цугухару неизгладимое впечатление.

В 1904 году юноша становится студентом Токийской высшей школы изящных искусств. Мечтая побывать в Париже, центре интеллектуальной и культурной жизни, он параллельно приступает к изучению французского языка. В двадцать пять лет, получив диплом и заручившись согласием отца, Цугухару вступает в брак; его избранницей становится студентка той же школы Томико Хиеда. Опережая повествование, заметим, что привычка жениться не покидала Цугухару всю жизнь, и Томико была первой, но далеко не последней его женой.

К молодому мастеру приходит первое признание, его пейзажи благосклонно приняты публикой в токийских выставочных залах, а грядущее сулит блестящие перспективы. Но мысли о поездке в мекку искусств по-прежнему бередят душу Цугухару, и отец идет ему навстречу, соглашаясь оказывать финансовую поддержку при условии, что сын через три года вернется на родину. 8 июня 1913 года Фудзита отправляется в долгое морское путешествие, которое заканчивается в Марселе. Добравшись до Парижа, Цугухару с удовольствием погружается в будоражащий водоворот столичной жизни.

Покоренный Парижем, покоривший Париж…
Едва ли не в первый же день пребывания во французской столице Фудзита очутился в кафе «Ротонда» и «Купол» — излюбленных местах сборищ «дерзких гениев Монпарнаса», в список которых входили Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Хуан Грис, Анри Матисс, Диего Ривера, Гийом Аполлинер, Жан Кокто и многие, многие другие представители творческого авангарда. Ему не потребовалось больших усилий, чтобы войти в этот круг и мгновенно освоиться в нем — экзотическая внешность, забавный акцент и веселый нрав пришлись по вкусу местным завсегдатаям.

Цугухару обосновался на Монпарнасе в доме-колонии Сите-Фальгьер, известном также под названием «Вилла роз». В 1913 году здесь обитал пестрый интернационал: Амедео Модильяни из итальянского Ливорно, скульптор Жак Липшиц, приехавший из Литвы, уроженец беларусского местечка Хаим Сутин. Художники быстро нашли общий язык и стали близкими приятелями. Не в силах выговорить непростое родное имя Цугухару, новые друзья зовут его Леонаром, фамилию тоже переиначивают на французский манер — отныне он для них Фужитá.

Парижский Осенний салон 1913 года приводит Цугухару в трепет и смятение — во что бы то ни стало он тоже должен выставляться в этих залах! Фудзита неистово принимается за работу. Он копирует полотна старых мастеров в Лувре, изучает памятники античности, под влиянием товарищей по кисти «пробует на зуб» кубизм и футуризм, но, недовольный собой, под горячую руку уничтожает почти все сделанное в этот период. Все же молодого художника непреодолимо влечет реалистическое, фигуративное искусство. Работать маслом затратно, а денег в обрез, и отчасти по этой прозаической причине Фудзита с головой уходит в графику, много пишет тушью, акварелью, рисует графитным карандашом.

Тем временем истекает оговоренный трехлетний срок путешествия за три моря — и Фудзита отправляет отцу письмо, в котором извещает его о своем решении остаться во Франции и отказывается от материальной помощи. Официальный развод с Томико уже оформлен. Цугухару скоропалительно женится на даме полусвета Фернанде Барри и нежданно обретает в ее лице деятельного промоутера. Можно считать заслугой Фернанды организацию первой персональной выставки Фудзиты (июнь 1917), на которой было представлено свыше сотни его работ. Наконец художник ощутил настоящий успех, в том числе и материальный. И вот в 1919 году он впервые выставляется в Салоне! Три года спустя Фудзита напишет великолепный портрет лежащей обнаженной Кики, «некоронованной королевы Монпарнаса», эта работа произведет в Салоне настоящий фурор и будет продана в первый же день за баснословные 8 тысяч франков.

В жизни Цугухару начинается новый этап — и появляется новая женщина. Люси Баду обладала столь светлой, сияющий и нежной кожей, что Фудзита нарек ее японским именем Юки, что в переводе означает «снег». Они были самой яркой и стильной четой Парижа, устраивали бесчисленные вечеринки, за ними охотились фоторепортеры. Художник пребывает в зените славы, в 1925 году он получает от Бельгии орден Леопольда и становится кавалером французского Ордена почетного легиона. Супруги предпринимают поездку на родину мужа, посещают Кумамото, Киото и Токио. После возвращения им суждена еще пара лет почти безоблачной жизни, но к 1931 семейный союз разрушается. Люси уходит к Роберу Десносу, журналисту, поэту-сюрреалисту и мистику — они давно дружили втроем, но этот «сюрреалистический треугольник» вынужден был распасться. В этот период в работах Фудзиты появляются символы смерти, тревожные краски. Биографы и исследователи склонны считать, что таким образом проявлялись депрессивные настроения художника и подспудная жажда реванша.

Годы метаний и странствий
В 1931 году Цугухара отправляется в мировое турне, растянувшееся на несколько лет — США, страны Центральной и Южной Америки, Китай, Индокитай, родная Япония. Спутницей в путешествии — и четвертой женой — становится 25-летняя натурщица Мадлен Лекё, она же Мади Дорман, свежее увлечение Фудзиты. Выставки проходят чрезвычайно успешно, в одном только Буэнос-Айресе с творчеством художника познакомилось около 60 тысяч зрителей. Цугухару полон энергии и впечатлений, много работает, пишет путевые заметки, а экспозиции приносят ощутимые материальные плоды. К несчастью, идиллия продолжается недолго: в 1936 в Токио Мадлен покидает возлюбленного, умирая от передозировки кокаина.

Едва художник возвращается в Европу, как начинается вторая мировая. В мае 1940, спасаясь от войны, он едет обратно в Японию, и там — о ирония судьбы самурая по крови, художника по призванию! — попадает на военную службу, где создает монументальные и станковые работы, а также агитплакаты, пропагандирующие японский милитаризм. Причем делает это с немалым воодушевлением. По этой причине от него впоследствии отвернутся многие из сограждан, и к концу послевоенного десятилетия Фудзита вновь покинет родину, на этот раз навсегда. Его сопровождает Кимиё Хориучи, которой сужено стать пятой и последней музой художника.

Добравшись до Франции, Цугухару как будто возвращается к прошлой жизни, к старым друзьям и прежним сюжетам — женщины, кошки, дети... В 1955 году супруги получают французское гражданство. А в 1959 оба присоединяются к католической церкви через обряд крещения, который проходит в Реймсском соборе, и Цугухару принимает в крещении давно привычное имя Леонар.

С 1961 чета Фудзита перебирается в Вилье-ле-Бакль в 30 км от Парижа и наслаждением ведет умиротворенную деревенскую жизнь. Ныне в этом домике XVIII века постройки находится музей художника, открытый для посещения — как и завещано мастером. В 1964-66 гг. Фудзита реализует свою мечту — постройку и оформление часовни в Реймсе, под которую ему специально был выделен участок. Художник участвует в проектировании, а также расписывает интерьеры часовни фресками и украшает витражами. Часовня, названная Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Пресвятой Девы Мира), станет последним пристанищем мэтра, умершего в 1968 году в возрасте 81 года. Рядом с ним в 2009 будет похоронена Кимиё, и теперь это место называют не иначе как «Часовня Фудзиты».

Вплоть до 2008 года Фудзита оставался самым дорогостоящим японским художником. Самые значительные коллекции его работ представлены в собраниях Нью-Йоркского Метрополитен-музея, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, в Реймсском музее изящных искусств, а также в многочисленных музейных экспозициях на родине мастера.

Автор: Лия Городянская

Перейти к биографии