Слон, как и мягкие часы – повторяющаяся тема в творчестве Дали. Впервые животные-гиганты на паучьих ногах появились в его картине
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944), а затем в
«Искушении святого Антония» (1946). Перед этим была написана композиция
«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937), где элефанты имели нормальные пропорции.
«Слоны» отличаются от этих картин тем, что животные на фоне бесплодного пейзажа – это основной фокус работы, а другие полотна содержат множество интересных деталей. Ещё один известный образ у Дали – слон на ногах аиста, украшающий стены
Театра-музея Дали в Фигерасе.
Достоверно неизвестно, что побудило художника к этому сюжету. Несколько раз он говорил, что обелиски на спинах слонов соотносятся со скульптурой
Джованни Лоренцо Бернини, установленной в Риме (там гигант также несёт древнюю стелу).
На картине Дали изображены два слона на ногах-ходулях на фоне заката. Цветовая гамма в насыщенных тонах плавно переходит от ярко-оранжевого к нежно-жёлтому. Под этим необыкновенным небом простирается пустыня с песчаными холмами вдалеке, над которыми, кажется, никогда не веял ветер (такие же пейзажи можно найти в
«Постоянстве памяти» и
«Медитативной розе»).
Два слона идут навстречу друг другу – их ноги, похоже, могут сломаться под тяжестью ноши. Однако если присмотреться, можно заметить, что обелиски парят в воздухе. У одного из животных хобот поднят, словно в радостном приветствии, у второго, напротив, опущен – как будто он опечален. Под ногами гигантов Дали поместил два человеческих силуэта с удлинёнными тенями. Один из них похож на стоящего мужчину, второй – на женщину, которая бежит с поднятыми руками. В центре между ними – схематичный набросок дома. Несмотря на сюрреалистический стиль, посыл этой картины понятен всем.
В мировой культуре есть множество изображений слонов, и чаще всего они рассматриваются как символ силы, господства и могущества из-за своего размера и веса. Здесь Дали ломает эти типичные ассоциации, поставив огромных животных на длинные, тонкие конечности, которые когда-то назвал «многосуставными, почти невидимыми ногами страсти».
«Слоны» – яркий пример сюрреалистического произведения, воплощающего чувство фантомной реальности. Животные олицетворяют искажение пространства: их хрупкие ноги нарушают наше чувство конструкции и невесомости, противопоставляют вес и пространство. К сожалению, картина выставляется крайне редко, поскольку находится в частной коллекции.