«Медитативная роза» – это нечто вроде загадки, созданной художником, чьими темами были преимущественно сны и кошмары. Здесь нет вытянутых форм и костылей, характерных для параноидально-критического метода. Это просто красивая картина. Здесь Дали, кажется, демонстрирует своё художественное мастерство, тогда как многие известные художники (включая и его самого) писали в гораздо более абстрактной манере. Возможно, он готовился к выставке «Посвящение сюрреализму», где по приглашению своего друга
Андре Бретона должен был представлять Испанию вместе с
Хоаном Миро.
Сама картина напоминает природный символ изначальной мантры Ом, висящий в небе над пустынным пейзажем. Она развенчивает представление о том, что Дали был исключительно эксцентричный и самовлюблённым чудаком. У него была и очень человечная, заботливая и чуткая сторона – и он не боялся её демонстрировать. Художник создал множество работ – не только картин, но и гравюр, акварелей, рисунков – в которых преобладающим посланием была чистая красота. Никаких скрытых смыслов, никаких скрытых образов – просто красиво исполненные милые сюжеты вроде
«Корзины с хлебом» (1926). Хлеб здесь - просто хлеб.
В «Медитативной розе» Дали поместил цветок – классический символ красоты и романтического желания – в центр композиции. Он парит, словно ангел, над двумя влюблёнными. Обширный испанский пейзаж может представлять будущее этой пары – неизведанную, девственную территорию, которую они могут открыть для себя. Были предположения, что Дали отчасти вдохновлялся
«Замком в Пиренеях» своего бельгийского коллеги
Рене Магритта. Однако «Роза» была написана в 1958-м – за год до «Замка». Так что, вполне возможно, что как раз Магритт увлёкся сюжетом Дали.
В том же году Дали опубликовал свой манифест о «ядерном мистицизме», озаглавленный «Антиматерия». Комментируя эту новообретенную веру в науку, ДНК и ядерную физику, художник сказал следующее:
«В сюрреалистический период я хотел создать иконографию внутреннего мира и мира чудес моего отца Фрейда. Сегодня внешний вид мир и физика вышли за рамки психологии. Мой отец сегодня доктор Гейзенберг». Из этого пассажа не очень понятно, что побудило его сменить параноидально-критический метод на практику ядерного мистицизма.
Но следующая цитата объясняет его особый стиль.
«Сюрреалисты видели в Дали обещание на прорыв сюрреалистической дилеммы. Многие из них порвали с движением, чувствуя, что любым ментальным революциям должно предшествовать прямое политическое действие. Дали выдвинул свой «параноидально-критический метод» как альтернативу политическому завоеванию мира. Он чувствовал, что может навязать своё собственное видение и раскрасить мир по своему вкусу, так что совершенно не нужно менять его на самом деле», – написала газета New York Times в некрологе 24 января 1989 года.