Джованни Лоренцо Бернини (итал. Gian Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь – 28 ноября 1680, Рим) – итальянский художник, который был, пожалуй, величайшим скульптором XVII века и выдающимся архитектором. Бернини создал стиль барокко в скульптуре и развил его настолько, что другие его коллеги играют тут лишь незначительную роль.
Особенности творчества Джованни Лоренцо Бернини. Художник отказался от идеи Ренессанса о том, что различные виды искусств являются соперниками – и вместо этого рассматривал их как ансамбль. Его работы характеризуются масштабностью, роскошью, пластичностью форм, стремительностью движений и смелостью перспективы. Виртуозно обрабатывая мрамор, Бернини «оживлял» свои статуи, имитируя мягкость плоти, блеск кожи, выделку тканей. Религиозное искусство художника было одновременно органичным и чувственным – в нём сочетаются страстный, драматичный католицизм и сладострастие.
Творчество Бернини определило скульптурные каноны следующих полутора сотен лет, однако конце XVIII и в XIX столетиях его считали небрежным и эклектичным. Лишь в XX веке буйство и экспрессия искусства Бернини были вновь открыты как квинтэссенция Высокого Барокко. Сегодня он стоит в одном ряду с
Рубенсом, они – величайшие мастера стиля.
Известные произведения Джованни Лоренцо Бернини: «Экстаз святой Терезы»,
«Похищение Прозерпины»,
«Аполлон и Дафна», часовня Корнаро,
фонтан Четырёх рек,
площадь Святого Петра,
балдахин Святого Петра.
Ранние годыХудожник-суперзвезда XVII века Джованни Лоренцо (или Джанлоренцо) Бернини родился в Неаполе 7 декабря 1598 года. Его отцом был скульптор-маньерист из Флоренции
Пьетро Бернини, а матерью – Анжелика Галанте из Неаполя. Судьба шестого из тринадцати детей пары была определена с самого начала, когда родитель начал давать сыну уроки рисования, обучать его ремеслу и рекламировать своего отпрыска-вундеркинда при любой возможности.
В восьмилетнем возрасте Бернини-младший поехал с отцом в Рим – художественный центр западного мира того времени. Легенда гласит, что гордый отец привёл сына на аудиенцию к папе Павлу V, и начинающий художник исполнил быстрый портрет его тёзки-апостола с чертами лица понтифика. Тот во всеуслышание объявил мальчика «следующим
Микеланджело», позволил взять из мешка столько золота, сколько смогли вместить детские ручки, и потребовал, чтобы ребёнок начал формальное художественное образование. Опекуном и воспитателем юного дарования был назначен кардинал Маффео Барберини – будущий папа
Урбан VIII – и мальчик быстро проявил свой художественный гений.
Бернини всегда был объектом восхищения. Кажется, у него никогда не было неудачных периодов. Многие историки отмечают: несмотря на все похвалы и признание, получаемые с детства, он был известен своим спокойным, дружелюбным и остроумным характером, что совершенно отличало его от мрачного Микеланджело и вспыльчивого
Караваджо.
Однако под улыбчивой внешностью скрывалась тёмная сторона: красивый смуглый юноша перенес идею страданий в искусстве на новый уровень. Как свидетельствует Доменико Бернини – сын и первый биограф скульптора – в 15-летнем возрасте тот поджёг собственную ногу, чтобы увидеть выражение боли на своём лице и сделать набросок для скульптуры
«Мученичество святого Лаврентия». Современные искусствоведы признают: правдив этот эпизод или нет, это было «типично для Бернини».
В позднем подростковом возрасте вундеркинда взял под крыло кардинал
Шипионе Боргезе – племянник Павла V и заядлый (и подчас беспринципный в методах) коллекционер произведений искусства. У него молодой художник подвергся новым стилистическим влияниям – как классических древних мастеров, так и художников эпохи Возрождения, таких как Микеланджело и
Рафаэль, или современников, например, Караваджо. Для Боргезе юноша выполнил ряд своих ранних шедевров, в том числе потрясающие «Похищение Прозерпины», «Аполлона и Дафну», и, конечно, собственный знаменитый ответ Микеланджело –
«Давида».
Благодаря покровительству двух влиятельных кардиналов, Бернини приобрёл широкую известность и стал получать вожделенные папские заказы, свободно общаться с князьями и приближёнными понтифика, а в 1621 году – в возрасте 23-х лет – был посвящён в рыцари. В 1629 году папа Урбан VIII назвал художника официальным архитектором собора Святого Петра. И тот в буквальном смысле начал завоёвывать Рим не только своими скульптурами, но и крупными архитектурными сооружениями, а также «побочными» творениями – как живописец, драматург, композитор, оформитель городских театральных постановок и карикатурист.
Зрелые годыВ первой половине карьеры Бернини утверждал, что у него нет ни времени, ни потребности в жене, он не собирается заводить потомство, а его единственные дети – это его скульптуры.
Однако всё изменилось, когда в Рим в 1636 году прибыл помощник скульптора Маттео Бонарелли в сопровождении своей жены Констанцы. С ней у Бернини начался жаркий роман, пока в 1640 году художник не обнаружил, что возлюбленная параллельно принимает у себя и его младшего брата Луиджи. Разъярённый ревнивец подстерёг родственника после ночного свидания и попытался забить его железным ломом, но лишь сломал два ребра. После этого Бернини, вооружившись мечом, преследовал брата по улицам, пока тот не укрылся в церкви Санта-Мария-Маджоре. Тем временем слуга художника явился в дом к Констанце и исполосовал ей лицо бритвой.
В итоге помощник, которого Бернини отправил выполнять эту грязную работу, был осуждён за нападение, Констанца оказалась в заключении за прелюбодеяние и блуд, а Луиджи сослали в Болонью. Самого скульптора постановили оштрафовать на огромную сумму в 3000 скуди, но Папа его помиловал. Художнику пришлось жениться на легендарной римской красавице Катерине Тецио, которая родила ему одиннадцать детей.
Этот бурный период в личной жизни Бернини совпал с профессиональной неудачей. Папа Урбан VIII поручил скульптору достроить колокольню для фасада собора Святого Петра. Художник придумал для неё столь грандиозные пропорции, что это привело к катастрофе: в сооружении образовались трещины, угрожавшие структурной целостности фасада. В итоге преемник Урбана, папа
Иннокентий X велел снести постройку.
Сегодня уже известно, что настоящей «виновницей» надлома стала структурная слабость самого фасада, и Бернини был ни при чём. Однако тогда художник был настолько сломлен своей неудачей, что слёг в постель и едва не заморил себя голодом.
Удача вернулась к нему в 1647 году, когда кардинал Федерико Корнаро заказал для себя часовню в церкви Санта-Мария-делла-Виттория. Мраморная композиция «Экстаз святой Терезы», которая стала центром интерьера, широко признана высшим достижением скульптуры XVII века. Работа стала столь популярной, что карьера Бернини вновь пошла в гору – к нему опять начали обращаться короли и папские придворные.
Бернини пользовался дружбой и покровительством королевы Швеции Кристины, а король
Людовик XIV пригласил его во Францию, чтобы разработать проекты для Версаля. Они, кстати, в конечном итоге были отклонены, по крайней мере, частично из-за презрительной критики итальянца Бернини в адрес всего французского. Но стоит отметить, что когда скульптор только прибыл во Францию в 1665 году, он был настолько знаменит, что по обеим сторонам парижских улиц выстраивались толпы желающих увидеть его.
Джованни Лоренцо Бернини дожил до преклонного возраста 82-х лет и провёл последние годы как истовый католик, посещая мессы и в молитвах готовясь к смерти. Последним его произведением стал бюст
«Спаситель Мира», который скульптор завершил за два года до кончины – перед тем, как в результате инсульта у него отнялась правая рука. Он завещал произведение королеве Кристине Шведской.
Автор: Влад Маслов