Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В первоапрельском юмористическом обзоре царит полный ералаш -проказничаем,совмещая несовместимое: ищем тень усмешки на суровых картинах Вербеека, Босха и Массейса, поем комические куплеты вместе с Кукрыниксами,и завершаем наш арт-водевиль обывательскими шуточками на рисунках Герхарда Глюка. Забавно? Скажем больше: это просто смешно!
Похвала Глупости или Ловкость рук – и никакого мошенничества
Какой же юмор,скажете вы,в картинах художников Северного Возрождения? Да,это правда,«веселых картинок» нам не найти. Во-первых церковь не поощряла всякие там несерьезные и легкомысленные вещи,и смех вообще считался чем-то демоническим. А во-вторых,изображение смеющихся оставляли только дуракам и слабоумным. И вот как раз этих самых дураков и изображали художники.
В мире этой картины глупцов меняют,продают,взвешивают,пока они обманывают друг друга. Пары молодых влюбленных здесь тоже неспроста: нужно размножаться,чтобы дураки никогда не переводились. На дереве в клетке еще один безумец,здесь цитируется голландская поговорка — «только глупец может высиживать пустое яйцо».
Еще больше забавно-мудрых цитат«зашифровано» на картине Питера Брейгеля Старшего«Нидерландские пословицы»(Фламандские пословицы/ Мир вверх тормашками). «Тут селедка не летает» — не все в жизни бывает так,как тебе хочется! Пословицы с иллюстрациями«расшифрованы» в отдельной публикации — глупо не заглянуть…
В 1509 году философ Эразм Роттердамский написал трактат«Похвала глупости», очень популярное произведение в кругах гуманистов. Автор же свое творение называл шуткой и безделицей. Сочинение Эразма повлияло на фламандскую живопись 16 века,и такое впечатления,что картины художников его буквально цитируют!
«Прожив с великой приятностью жизнь,не отравленную страхом и предчувствием смерти,они(глупцы) переселяются прямо в Поля Елисейские дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных».(Елисейские Поля в древнегреческой мифологии — обитель блаженных в царстве мертвых)
Рассказ ведет главная героиня романа — госпожа Глупость. Она чрезвычайно остроумно и разумно рассказывает о тех«благодеяниях», которые подарила людям,и считает что ей должны быть благодарны все глупцы,потому что только глупые люди могут быть по-настоящему счастливыми и беззаботными.
Одному из главных глупцов делают операцию по излечению безумия. Об этом эпизоде есть много картин,самая известная«операция» — кисти Босха. Считалось,что безумие — это болезнь,вызванная камнями в голове,и если избавиться от них — человек становился здоровым. Вот ведь афера!
Надпись на картине гласит«Мастер,удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Лубберт — имя нарицательное,во времена Босха означало слабоумного. И вот по просьбе Лубберта врач проводит операцию под открытым небом,почему-то одев на голову воронку — это первая вещь,которая означает абсурдность действий врачевателя,не говоря уже о самой ситуации. Далее из раны больного появляется тюльпан — символ глупой доверчивости. Книга на голове у монахини означает,что даже знания бессильны,если имеешь дело с глупостью, — лечение такого рода это обман и шарлатанство. За фигурой шарлатана виднеется виселица,на которую неизбежно попадет странствующий знахарь. Голландское выражение«иметь камень в голове» означало быть безумным. Круглое тондо у Босха — это знак Вселенной,поэтому человеческая глупость — черта мирового масштаба.
«Корабль глупцов» отправляется в долгое плавание,а шарлатанство у Босха всегда сопутствует глупости. Еще один его мошенник на картине«Фокусник» дурачит публику — изо рта простофили фокусник вытащил лягушонка. В это время из кармана доверчивого простака вор,разглядывая небо,вытаскивают кошелек с деньгами. Как всегда,в картинах Босха присутствуют узнаваемые символы: у фокусника на поясе в корзинке — сова,«олицетворение» зла,а собачонка в костюме шута у ног своего хозяина — обман чистейшей воды!
Гротескные фигуры были излюбленной темой Квентина Массейса. В картине«Договор о продаже» художник близок к карикатуре. Купцы занимаются нечестной сделкой,их слишком большие носы чуют наживу,от разговоров о деньгах и прибыли появляется блеск в глазах.
Массейс,художник Северного Возрождения,познакомился с Итальянским Ренессансом и открыл для себя Леонардо да Винчи. Известнейшие этюды-зарисовки Леонардо и послужили для Квентина прямым руководством — в некоторых его работах есть прямые реплики на «головы» да Винчи.
«Аллегория глупости или Шут» — картина Мессейса. Шут с шишкой на голове — все тот же камень глупости,одет он в традиционный костюм — плащ с капюшоном с ослиными ушами и головой петуха,в руках посох-марот с наконечником — маленьким двойником самого шута. Он служил для игровых представлений. Непристойный жест фигуры-двойника символизирует оскорбления,падающие на голову дурака-паяца. Раньше эта фигурка была закрашена прежним владельцем картины,который считал ее шокирующей. Жест молчания шута вместе с надписью«Держи язык за зубами» у Мессейса воспринимается как пародия,потому что более соответствует мудрецам.
Раньше эта фигурка была закрашена прежним владельцем картины,который считал ее шокирующей. А вот жест — призыв к молчанию шута вместе с надписью«Держи язык за зубами» у Мессейса воспринимается как пародия. Молчание ведь более присуще мудрецам!
Гитлер - капут!
В ХХ веке жанр карикатуры в СССР процветал. Во время Отечественной войны художники выпускали плакаты,поднимая боевой дух солдат,у художественного объединения Кукрыниксов они были наиболее сатирическими. Многие их военные плакаты сопровождались стихами С. Маршака.
Фашистский сумрачный калиф, Кальян душистый закурив, Велел войти с докладом Своим Шехеразадам. И вот вошел Шехеразад И прочитал ему доклад: — Один немецкий пулемет разбил сто тысяч дотов И триста тысяч девятьсот семнадцать самолетов! Два«мессершмитта» на лету забрали в плен Алма-Ату С воздушным загражденьем, С луной и затемненьем… Калиф прервал его доклад,прикрыв плотнее двери: — А каковы,Шехеразад,немецкие потери? — Калиф,ты задал мне вопрос весьма замысловатый, Я на советский счет отнес немецкие утраты! С.Маршак
Лихого маляра — фашиста В геенну вызвал сам нечистый. — Малюй — сказал он, — мой портрет, Да пострашнее,почернее, Чтоб напугать весь белый свет Физиономией моею. Рисуй мой чуб и черный ус, Чтобы меня боялся русс! Маляр достал ведро чернил, Колесной мази,сажи,дегтя И черта вмиг изобразил: Вихор на лбу,усы и когти. Маляр своей работой горд, А черт сидит на табурете И повторяет: — Ах,ты черт, Не умещусь я на портрете! С.Маршак
.. Порой современные художники продолжают традиции карикатуристов! Интервью с Анжелой Джерих - красочное тому подтверждение!
«Ирония во все времена настораживает чиновников. Так было и так будет всегда. А когда к иронии добавляется гротеск — это пугает. Спокойнее,когда предмет искусства вызывает у зрителя лишь блаженно-утробное удовольствие» — целая философия юмора — на картинах и в беседе с художником Валентином Губаревым!
Еще один«Корабль дураков» и «Хранитель» бесценных знаний(записывайте!) — современные мастера воображения всегда не прочь позубоскалить!
А на десерт - настоящие "глюки"... шуточные картинки от Глюка!
Рисунки Герхарда Глюка,современного немецкого карикатуриста,пришлись по душе многим читателям,их печатают во многих сатирических журналах,и в самом престижном — «Eulenspiegel»(«Шутник»). Он не рисует на тему политики или экономики,а выбирает самые простые сюжеты из обыденной жизни,например,взгляните на повседневность глазами… Джоконды!
Глюк закончил Кассельский университет по специальности графический дизайнер и несколько лет работал преподавателем в одной из художественных школ в Касселе. Его приятель как-то предложил отправить рисунки Глюка,в издательство и с 1972 его рисунки регулярно выходят в газетах и журналах.
Сам Герхард так говорит о своем творчестве: «То,что я делаю,просто глупости,обрывки развлечений,но легкомысленность — мой хлеб с маслом».
Названия рисунков Глюка тоже остроумны,иногда в них содержится ключ к разгадке,как в этом рисунке,где мужчина висит на дереве.
«Жан-Клодт Л. предпринимал все возможное,чтобы отвлечь детей от телевизора» — правда,картина,помещенная в заглавие обзора,выглядит еще смешнее с таким актуальным описанием?
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
,да еще и с такой звучной фамилией!
Его идеи например,касающиеся детского воспитания,можно даже брать на вооружение! Хотя бы в качестве первоапрельской шутки. Мы серьезно!