Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Сатира на повседневность родных просторов,теплая чеховская ирония над маленьким человеком и эстетика«неразвитого социализма». Картины Валентина Губарева,считавшиеся«неуместными» в перестроечное время в России и Белоруссии,спустя годы начали во Франции вызывать ажиотаж,и не снившийся«выброшенной» в советском магазине«докторской»! Однако менять белорусскую прописку на заграничную художник не стал: вид из окна минской студии,подслушанное и подсмотренное в очередях и трамваях вдохновляет его гораздо больше заморских далей. Чем? А вот сейчас и узнаете!
— Валентин,расскажите о своей карикатурной манере: как давно к ней пришли,какие творческие эксперименты этому предшествовали?
— У меня совершенно типичный для художника путь — рисование с детства,изостудия при Доме пионеров,гипсовые орнаменты,Венера Милосская,Сократ,Давид,натюрморты с восковыми яблоками и кувшинами,чучело сороки. Желание было одно: нарисовать«так,как есть на самом деле», чтобы было похоже.
«Когда к иронии добавляется гротеск — это пугает. Спокойнее,когда предмет искусства вызывает у зрителя лишь блаженно-утробное удовольствие"
Потом ступенька выше — изостудия во Дворце культуры,которую посещают и взрослые. Там узнаю о Художественном училище,в которое вскоре поступаю. Здесь уже царит атмосфера настоящего храма искусств: важные преподаватели,обнаженные пожилые натурщицы,масляные краски,горячие споры и творческие муки. Но задача остается та же — добиваться сходства в неизменно реалистической манере. И на втором курсе обучения создание механического правдоподобия стало меня угнетать. Тем более,что к этому времени я открыл для себя неизведанные до ныне пласты иной художественной эстетики и новые имена. Импрессионисты и постимпрессионисты — это открытие оказало на меня большое воздействие. Вплоть до поступления на факультет графики Московского полиграфического института,я с энтузиазмом принялся осваивал живописную манеру Мане,Писсаро,Сезана,а затем Ван- Гога,Матиса и Ренуара. Потом плавно перешел к кубистам,к Браку и Пикассо. А время поступления в ВУЗ совпало с увлечением экспрессионизмом.
Сейчас я понимаю,что так продолжался путь моего самообразования и поиска своей собственной творческой харизмы.
— В одном интервью Вы упоминали об эпизоде,когда на Ваши работы поставили клеймо«неуместной иронии». Как Вы думаете,почему ее назвали неуместной и стала ли она уместной сегодня?
— Ирония во все времена настораживает чиновников. Так было и так будет всегда. А когда к иронии добавляется гротеск — это пугает. Спокойнее,когда предмет искусства вызывает у зрителя лишь блаженно-утробное удовольствие.
— Но и среди гротескных работ ваши — не пугают,по крайней мере,зрителя: и в провинциальной жизни — свет,и какие-то неожиданные моменты в обыденном сюжете. Скажите,вы намеренно задумываетесь над такой подачей?
— Если писать картины — это искусство,то вот вычленить из банального небанальное — это большое искусство. Возможно,такова сама по себе способность — увидеть,разглядеть в,казалось бы,тривиальной ситуации нечто неуловимое,мимолетное… Или наоборот — настолько привычное,что уже никто этого не замечает.
«…мои персонажи на картинах — это люди из обычной жизни. У некоторых немного не хватает счастья,но они об этом даже не подозревают»
— Рассматривала Ваши работы,и вспомнилась«Москва-Петушки»… Где Вы черпаете материал для изображения жизни человеческой — путешествуете в электричках? Наблюдаете за игроками в домино и сплетничающими продавщицами?
— Да,мои персонажи на картинах — это люди из обычной жизни. У некоторых немного не хватает счастья,но они об этом даже не подозревают. Я сам люблю таких людей,простых и добросердечных,готовых помочь и сострадать,не умеющих лицемерить и интриговать.
— Не могу удержаться от «тривиального» вопроса: на Ваших картинах женщины всегда изображены пышечками — это личные предпочтения?
— Я,как и 86 процентов мужчин,обращаю внимание на женщин с формами,которые как раз и отличают женскую фигуру от мужской. Женщина должна быть женственной! И на мои картины попадают не девушки с модельных подиумов,больше похожие на лыжные палки,а именно те дамы,которых я встречаю в сберкассе,в метро,в супермаркете. Плюс — небольшой гротеск.
«…пишу только то,что нравится самому. Это такой честный и самозабвенный процесс,как песнь какой-нибудь лесной пичуги. А уж если анализировать,то будет ясно,что обращено все к нашему зрителю. Потому что он узнает там свой дом,свой забор,своё первое свидание,своё звездное небо над головой. А главное, — он узнает там себя"
Валентин Губарев родился в 1948 году в Нижнем Новгороде,учился в Московском полиграфическом институте,а с 1975 года живет в Минске. В 1993 в квартире художника раздался телефонный звонок: французские галеристы пригласили приехать с персональной выставкой. И понеслось: Швейцария,Германия,Британия,США…
— Как Вы думаете,насколько иностранцы с их менталитетом понимают Ваши работы? Отличается ли отношение к работам в России,Белоруссии и за границей?
— Надо сказать,что отношение к искусству иностранного зрителя и нашего,отечественного,имеют некоторые отличия. Наш зритель приходит на выставку изобразительного искусства с недоверием и скептическим настроением. Иностранец — с восторгом и полным доверием. Поэтому и мою живопись принимает с любопытством и доброжелательностью.
«…жизнь коротка. Чистые помыслы,праведные поступки и любовь в сердце — это то,что делает её не случайной»
— Валентин,не ловите ли Вы себя на том,что создаете работы,которые потенциально могут стать диковинкой для иностранцев?
— Никогда в жизни меня не скребли эти глупые предположения,но вопрос привел меня к мысли,что я счастливый в творчестве человек. Потому что никогда не работал учитывая чьи-то интересы,вкусы и финансы. В этом плане я совершенно безответственный,пишу только то,что нравится самому. Это такой честный и самозабвенный процесс,как песнь какой-нибудь лесной пичуги. А уж если анализировать,то будет ясно,что обращено оно прежде всего к нашему зрителю. Потому что он узнает там свой дом,свой забор,своё первое свидание,своё звездное небо над головой. А главное, — он узнает там себя.
— Скажите,а в творческом процессе сегодня нет ли ощущения погрязания в «эпохе неразвитого социализма»? Ведь все течет,все меняется,Родина уж не та… Или та?
-Мне нет нужды заглядывать в календарь и читать передовицы газет. Для меня Родина — это не новые троллейбусы,пункты обмена валюты и Лолита Милявская. Для меня Родина — это то,что непреходящее,это то,что всегда в ней,где любят и ревнуют,как всегда,где на берегах туманных озер по-прежнему сидят рыбаки,а на лавочках по-прежнему целуются парочки… Это то,где прошло моё детство и юность. И это всё мне дорого и в этом я черпаю вдохновение. Родись я на Кавказе, — писал бы горы,а жил бы у моря — стал бы маринистом. Другими словами, — это экологически чистое искусство основанное на личных переживаниях.
— Искусство — это не спорт и не кулинария. Именно только«погрязнув» глубоко,можно чего-то стоящего добиться. Построить мост без опор,решить архисложную теорему,создать направление в живописи. Левитан погряз в пейзажах,и в истории искусств он останется как непревзойденный пейзажист. Художник всю жизнь может писать только цветы,не угнетаясь мыслью,что до него во все века это уже делали.
«…галерея обратит внимание на художника с терпкой творческой харизмой,который прокладывает свой путь в безбрежном океане современного искусства»
— Тогда скажите,кто ваши любимые художники сегодня?
— Мне нравится творчество многих художников,как далекого прошлого так и современности. Назову несколько имен: Вермеер,Ван Эйк,Рублев,Леонардо Да Винчи,Люсьен Фрейд.
— А когда Вас называют«белорусским Брейгелем», соглашаетесь?
— Пусть называют,как хотят. Пусть Брейгелем,пусть Петровым-Водкиным… Делай свое дело и гуляй смело!
— Возвращаясь к теме времени и места,интересуемся вашими нынешними реалиями: как сейчас складываются Ваши«художественные отношения» с Францией и дальним зарубежьем? Выставляетесь ли сейчас в России и Белоруссии?
— В 1995 году состоялась моя первая персональная выставка во Франции. А в конце 2015 года в Париже состоится моя юбилейная выставка,посвященная 20-летнему юбилею моего сотрудничества с французской галереей. Тем не менее,за эти годы удалось показать свои картины и в других странах. в Украине,в Швейцарии,в Германии,Австрии и т. д. Несколько персональных выставок прошло в Белоруссии.
— Выставлялись ли Ваши картины на аукционах и каковы результаты?
-У меня был успешный опыт участия в крупных аукционах Европы. Среди них отмечу продажу картин на аукционе«CHRISTIES» в Лондоне,а также«DROUOT RICHELIEV» в Париже.
Мужик в растянутой майке подтягивается на турнике в провинциальном дворике,а другой,в костюме и галстуке,покидает обитель любовницы через окно. Простые люди,где-то недолюбленные,где-то недопонятые на праздниках и поминках,в одиночестве и за шумным застольем… Вряд ли найдутся те,кто не узнает в героях этих картин соседа,одноклассницу,а может быть даже себя. Имеющий чувство юмора да оценит!
— Нередко после выставок или новостей о продажах на престижных аукционах художник получает выгодные заказы. Валентин,создаете ли Вы работы на заказ,и,как считаете,насколько это вредит или полезно художнику?
— Лично я не люблю работать по заказу. Наверное,просто избалован тем,что есть возможность воплощать в жизнь свои мечты и идеи. Поэтому работа и приносит мне удовольствие. Но чтобы с удовольствием работать над заказной темой,надо полюбить её как свою,а это не всегда удается. Ну,а сама по себе«работа на заказ» отнюдь не вредит самому художнику — наоборот,обогащает его новым опытом и дает средства на существование.
— Признаться,не ожидала услышать столь позитивную коммерческую формулу от вас,«чистого художника»! И,похоже,Валентин,ваше отношение к жизни в целом мрачным не назовешь,не так ли?
— Моя жизненная философия вообще немудреная: жизнь коротка. Чистые помыслы,праведные поступки и любовь в сердце — это то,что делает её не случайной.
— Можете ли вы рассказать о своей семье — кроме вас,кто-то пошел по творческой части?
— Я женат и у меня двое сыновей. Младший пошел по моим стопам и закончил Художественную Академию в Чехии.
— Скажите. сложно ли быть художником сегодня и почему?
— В принципе,доля художника как и была — так и осталась. Просто одного диплома об художественном образовании недостаточно: необходим подлинный талант. Государственных заказов очень мало и достаются они тем,кто доказал,что умеет хорошо делать свое дело. А галерея обратит внимание на художника с терпкой творческой харизмой,который прокладывает свой путь в безбрежном океане современного искусства.