Вива, Италия! Багет как искусство
Италия — родина великих художников, произведений мирового уровня, на примере которых учились многие поколения живописцев. Причем не только картины, но и рамы, в которых красовались шедевры мировой живописи, играли большую роль в восприятии гениальных произведений искусства. Живопись и багетное искусство шли в Италии рука об руку. Мастера-резчики помогали художникам «одевать» их полотна перед тем, как картины представали перед заказчиками. Сами живописцы также проектировали рамы для своих картин и производили их в собственных мастерских-бодегах. Деревянный , созданный с применением старинных традиционных техник по сей день позволяет обрамлять произведения искусства, подчеркивая их индивидуальный стиль, колористику, акцентируя внимание на деталях.
Праобразы современного итальянского багета — резные обрамления иконостасов
, которые стали популярны примерно в XI веке. В качестве одного из примеров часто приводят работу итальянца
Чимабуэ «Мадонна в славе», созданную в XIII веке. И действительно
, на этой картине очень похожа на те
, которые мы привыкли видеть в любом музее. А начиналось все в эпоху Возрождения
, когда художники в качестве основы для картины все чаще стали использовать не доску
, а холст
, натянутый на подрамник. Края картины надо было защитить от воздействия внешней среды
, придать произведению законченный вид. Начавшись с простых планок
, картинные рамы вскоре стали отдельным произведением искусства.
Когда становится "окном в божественный мир"
Обрамление картин в Италии, большинство из которых по-прежнему имели религиозный характер и тематику, стало напоминать архитектурные сооружения, во многом повторяя изысканные резные церковные алтари. напоминала стилизованное окно, через которое зритель заглядывал в происходящее на картине действо. Реальный мир объединялся с миром иллюзорным.
Мастера-универсалы и резчики - профессионалы
Естественно предположить
, что в это время произошло разделение между художниками и резчиками по дереву. Однако стиль обучения мастеров того времени был достаточно эклектичным
, многие живописцы владели навыками скульптора и архитектора
, умели резать по дереву и создавать ювелирные украшения. На этих пересечениях жанров и техник рождались исключительной красоты произведения
, в которых обрамление в полной мере дополняло картину. Рамы для своих картин проектировали и создавали
Брунеллески,
Антонио Поллайоло,
Андреа Верроккьо,
Филиппо Липпи и многие другие мастера эпохи Ренессанса.
Антонио Поллайоло. «Мученичество святого Себастьяна». 1475
Технологии и конструкции итальянских багетов
С ростом количества картин на светскую тематику был разработан «кассетный» принцип их обрамления. Узоры для этих рам были попроще и частично копировали изысканные рельефы алтарей. Серийные профили начали изготавливать примерно в XVI веке, в Венето. На слегка выпуклые планки основы с двух сторон приклеивали резные профили, причем внутренний выступал за основу, образовывая «ступеньку», в которую с обратной стороны вставлялась картина. Внешний и внутренний профили могли быть окрашены в разные цвета. Плоскость внутреннего фриза украшали лепными или рисованными узорами. Самыми популярными были двойной гильош (а), стилизованные перья (2), римские мотивы с изображением ангелов (3). Художники часто изображали на рамах виноградные лозы, узоры из дубовых листьев и стилизованных цветов. Источник.
Более дорогим вариантом были рамы с резными внутренними фризами. Узоры частично окрашивали или золотили — в зависимости от пожеланий заказчика. Мастера также использовали техники сграфитто (окрашивание в два слоя с последующим процарапыванием верхнего по нанесенному узору), чеканки (продавливание узоров в дереве) и пастильи (рельеф из гипсовых накладок либо же жидкого гипса, наносимого из конуса по эскизу узора). Ремесленники, создающие рамы, практически всегда были мастерами-краснодеревщиками и использовали в своей работе те же приемы, что и при создании изысканной мебели.
Тициан. «Венера и Адонис». 1554. Кассетная . Музей Прадо
К середине XVI века в Италии получили большую популярность «рамы Сансовино», названные так по имени главного архитектора Венеции, скульптора Якопо Сансовино. Их отличительной особенностью стали резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных.
, кругом!
К концу эпохи Ренессанса стали популярны рамы тондо, чьи круглые формы использовали, в основном, для обрамления картин, изображающих Мадонну. Эпоха маньеризма принесла с собой новые технические решения при создании рам: они стали составными, очень богато украшались, зачастую повторяя узоры архитектурных решений помещения, для которого была предназначена картина или зеркало. Венецианские зеркала стоили баснословно дорого, и для них создавали собственные рамы, которые были призваны подчеркнуть как престижность самого предмета, так и красоту его обладателя.
Резная для зеркала. Липа
, полихромная позолота и левкас
, расписные детали. Италия
, начало XVIIв.
Источник
Барокко внесло свои изменения в стиль оформления рам. Узорные акценты сместились к углам и центру обрамления картин, поддерживая визуальные акценты самого полотна, задуманные автором. Эта рама, созданная специально для картины Гверчино «Ангелы, плачущие над мертвым Христом» (1618), выполнена мастерами Болоньи. Резной бордюр с колокольчиками в центре и на угловых розетках, перфорированные волнистые цветы на фризе и листья на планках подчеркивают горизонтальные и диагональные композиционные акценты самого полотна.
как сменная "одежда"
К концу XVII века итальянская знать полюбила так назывемые аурикулярные рамы. Их особенность — плавность и мягкость форм, а также сходство с металлическими отливками, сделанными из золота. Картины не менялись, а вот раму можно было заказать новую — более модную, подходящую к новому интерьеру.
Караваджо. «Спящий Амур». 1608. Палаццо Питти, Флоренция
Больше рельефа!
постепенно уступил место барокко — на рамах появились выпуклые и вогнутые элементы, идущие от поверхности картины к стене. Они подчеркивали игру света и тени, а также «выталкивали» картину поближе к зрителю.
Артемизия Джентилески. «Юдифь с головой Олоферна». 1625. Институт искусств Детройта
Золото или дерево?
К началу XVIII века моду на картинные рамы стала диктовать Франция. С приходом элементами картинных рам и в Италии стали вензеля, завитки, венки, гирлянды. Все это изобилие деталей отошло в прошлое вместе с ампиром, а классицизм почти лишил рамы узоров, выведя на первое место естественную красоту материала — древесину ценных пород, его неповторимую структуру. Рамы из грецкого ореха почти никогда не подвергали дополнительной покраске — лишь частичной позолоте, настолько красиво было дерево. Тополь использовали для простых и недорогих профилей, багеты со сложным узором изготавливали из липы.
Рафаэль. «Святое Семейство с младенцем Иоанном в пейзаже». Ок. 1516−17. Резная из орехового дерева Пьетро Джусти из Сиены, 1853−63 гг.
Учиться у мастера
Парфюмерия или изделия из кожи
, ювелирные изделия или произведения живописного искусства — все это в Италии изготовлялось в мастерских
, которые назывались
«боттега»
(ит. botteghe). Во главе боттеги стоял мастер
, который принимал к себе учеников — последователей его дела и его традиций. Так
, великие художники Возрождения —
Боттичелли,
Перуджино,
Леонардо да Винчи — были учениками в боттеге флорентийца
Андреа дель Верроккьо. Ремесленные семейные предприятия ревностно охраняли свои секреты мастерства
, а попасть в обучение к известному мастеру было большой удачей. Некоторые ученики работали за еду и кров
, другие платили за обучение
, а некоторые работали продавцами. Здесь можно было пройти путь от ученика до artigiano — «мастера искусства», и стать artisti — «художником». Все произведения
, выходившие из боттеги
, несли на себе имя мастера
, ее возглавляющего, — а значит
, имели высочайшее качество.
Старинная «Мастерская краснодеревщика»
Современный итальянский багет: продолжение истории
Традиции боттеги живы в Италии по сей день, и многие известные мастерские, производящие багет — семейные предприятия. Изделия, выходящие из этих мастерских, во многом предполагают ручную работу, тщательную отделку, высококлассные материалы и высоко ценятся на рынке. Итальянский деревянный считается самым лучшим материалом для изготовления рам для живописных произведений мирового уровня. Названия современных семейных предприятий, изготавливающих багет — Modo Cornici, Salvadori Cornici, IN.CO.M., IPLA, DG Cornici, LM Manfredini — известны всему миру.
Изображения предоставлены компанией "Багетика"
Среди популярных итальянских производителей также выделяются фирмы Smac Cornici, Cioni Cornici, Rosini Cornici, ABITARE, Vivama. Все они предлагают изысканные варианты деревянного багета, в том числе с ручным золочением сусальным золотом — полным или частичным. Для любителей натуральных фактур выпускается широкий ассортимент багета с отделкой «под старину» с эффектами браширования, шебби шик, кракле. Есть интересные варианты в стиле и авангард, и, конечно же, нестареющая строгая классика.
Изображения предоставлены компанией «Багетика»
За сведениями о современном производстве багета в Италии мы обращались к консультантам багетной мастерской
«Багетика». К традиционно широкому ассортименту итальянского
деревянного багета там добавились и новые предложения. Мастера
«Багетики» выполняют работы любого уровня сложности
, включая музейное. Специалисты компании следуют идее великих мастеров прошлого — созданию цельного впечатления
«картина и обрамлении», когда имеет равноценное значение с произведением.