Регистрация
Фра Беато Анджелико
Фра Беато
 Анджелико
XV век−1455
Подписаться62                
Подписаться62                
Биография и информация
 
Фра Беато Анджелико, при рождении — Гвидо ди Пьетро, в постриге — Джованни да Фьезоле ((1387?) 1400, Флоренция — 1455, Рим) — итальянский художник, доминиканский монах; после беатификации в 1984 году Фра Беато Анджелико был причислен к лику блаженных и нынче считается небесным покровителем всех художников. В календаре 18 февраля, день кончины блаженного, отмечен как день памяти Фра Анджелико.

Особенности творчества художника Фра Беато Анджелико: Фра Беато Анджелико не любил писать «греховные» библейские сюжеты, обращаясь в своем творчестве к светлым, возвышающим темам, исполненным божественной любви. Вероятно, за это его и прозвали Фра Беато Анджелико, что в переводе с итальянского означает «брат Блаженный Ангельский». Искусствоведы считают, что на «раннего» Фра Анджелико большое влияние оказало творчество художников, работавших в традициях готики — Лоренцо Монако и Джентиле да Фабриано. Одна из самых известных работ этого периода — «Коронование Марии», написанное Фра Анджелико для госпиталя Санта-Мария Нуова, которую технически (например, сияющий золотой фон) относят к характерным для периода Треченто, предварявшего ранний Ренессанс. подготовило почву для следующей эпохи итальянского искусства — кватроченто (XV в.), эпохи Раннего Ренессанса.). Еще одна тема, к которой часто обращался Фра Анджелико — Благовещение. Один из его шедевров — алтарь Благовещения из церкви Джезу в Кортоне, пример флорентийского Кватроченто, выполненный в красных, синих и золотых цветах — послужил примером для большого количества подражателей. Ученики Фра Анджелико — Беноццо Гоццоли и Антониаццо Романо.

Известные картины художника Фра Беато Анджелико: Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана (триптих) и цикл фресок для доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, алтарь Благовещения из церкви Джезу в Кортоне, Табернакль Линайоли (хранилище предметов религиозного культа).

Обладая несомненным талантом живописца, Фра Беато Анджелико мог бы вести вполне обеспеченную светскую жизнь. Но мастер решил иначе: следуя за велениями души, он в 1418 году стал послушником в монашеском Ордене братьев-проповедников, основанного святым Домиником.

Фра Анджелико писал картины, пребывая в состоянии божественной благодати, преклонив колена перед холстом. Из глаз его часто текли слезы умиления. Он никогда не исправлял своих работ, считая, что именно в таком виде они угодны богу. Созданные им произведения и алтарные росписи всецело вписывались в девиз монахов-доминиканцев: «Восхвалять, благословлять, проповедовать».

О детстве и юности художника фактов не сохранилось. Можно предположить, что живописью он начал заниматься задолго до принятия монашеского пострига: ранние известные его работы, созданные в монашеском статусе, уже показывают зрелого мастера, в полной мере владеющего техникой живописи.

В монашеской среде Фра Анджелико почитался за неизменно доброе отношение к братьям и мирянам, он часто посещал собрания капитула. Настоятель монастыря оставлял его в качестве своего заместителя на время поездок по делам церкви. Вскоре Фра Анджелико получил должность викария, а позже стал синдиком монастыря Сан-Марко; он прилежно совмещал труды художественные и труды на благо монашеского братства.

После того, как в 1435 году доминиканцы получили от Козимо Медичи несколько церквей, архитектор Микелоццо начал их восстановление, а роспись и оформление алтарей поручили «брату Блаженному Ангельскому». Современники так описывали его работу: «Замечательна также живопись главного алтаря, изображений в зале Капитула, и в первом дворике, и во всех кельях верхнего этажа, и „Распятия“ в трапезной. Все это написано братом-доминиканцем из монастыря во Фьезоле, который был величайшим в Италии мастером живописи… человеком величайшего смирения и веры».

В 1445 году Фра Анджелико пригласили в Рим. Папа Евгений IV, который принимал участие в освящении монастыря Сан-Марко после окончания восстановительных работ, по достоинству оценил талант доминиканца и решил поручить ему роспись Церкви Крещения в Ватикане (до наших дней не сохранилась), а также одну из капелл Ватиканского дворца — капеллу Никколина. Эти фрески в полной мере демонстрируют его познания в анатомии человека, владение мастерством перспективы и передачи светотени с учетом конструктивных особенностей сводов и стен расписываемого здания.

Как гласит легенда, Фра Анджелико была предложена кафедра архиепископа Флоренции, однако тот отказался от сана. В своих «Жизнеописаниях» художник и писатель Джорджо Вазари размышлял: «Хорошо было бы, если бы духовенство нашего времени научилось от этого святого человека не гоняться за теми должностями, которых они не могут достойно нести, и уступить их достойнейшим». Поле работы в Ватикане в 1447 году Фра Анджелико приступил к росписи церкви в Орвието, и вернулся во Флоренцию к концу 1449 года. Известно, что в 1450 году он стал настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле. После этого Фра Анджелико, вероятно, продолжал свою работу, однако известных произведений до современников не дошло.

Фра Беато Анджелико умер в Риме в 1455 году и был похоронен в доминиканской церкви Санта-Мария сопра Минерва. На его могильном камне сохранилась надпись, и, в частности, такие слова «Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе».
Читать дальше
Работы понравились
Polina Ice
Марина Юрьева
+17

Лента
Фра Беато Анджелико. Ангел из Благовещения. 1450-1455
Фра Беато Анджелико. Мадонна Теней. Около 1443
Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена. Около 1426–1429
Фра Беато Анджелико. Мадонна с Младенцем, святыми Домеником и Фомой Аквинским. 1424—1430
Фра Беато Анджелико. Встреча святых Доминика и Франциска Ассизского. Около 1434–1435
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Фра Беато Анджелико. Алтарь Коронование Девы Марии. 1434–1435
Фра Беато Анджелико. Воскресение Христа. Около 1440–1442
Фра Беато Анджелико. Алтарь святого Петра Мученика. Около 1427–1428
Фра Беато Анджелико. Иисуса пригвождают к кресту. 1440–1442
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 136 работ
Фра Беато Анджелико. Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, восьмая сцена
0
Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, восьмая сцена
45×37 см
Фра Беато Анджелико. Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха: Мученичество
0
Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха: Мученичество
45×38 см
Фра Беато Анджелико. Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, шестая сцена:
0
Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, шестая сцена:
46×38 см
Фра Беато Анджелико. Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, четвертая сце
0
Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, четвертая сце
46×37 см
Фра Беато Анджелико. Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, первая сцена:
0
Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, первая сцена:
46×36 см
Фра Беато Анджелико. Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, девятая сцена
0
Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, девятая сцена
45×37 см
Фра Беато Анджелико. Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, вторая сцена:
0
Центральный алтарь святых Косьмы и Дамиана из доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, основание триптиха, вторая сцена:
45×38 см
Фра Беато Анджелико. Снятие с креста
0
Снятие с креста
185×176 см
Фра Беато Анджелико. Мария с младенцем и ангелом, центральная часть триптиха с двумя святыми на створках, основание триптиха со сценами из жизни св.
0
Мария с младенцем и ангелом, центральная часть триптиха с двумя святыми на створках, основание триптиха со сценами из жизни св.
68×137 см
Посмотреть 136 работ художника
HELP