Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.
Представитель флорентийской школы позднего кватроченто. Брат Пьеро дель Поллайоло.
Начал свою творческую деятельность как ювелир. После 1475 он посвятил себя скульптуре.
Испытал влияния Донателло и Андреа дель Кастаньо.
С 1477 вместе с братом Пьеро занимается изготовлением серебряных рельефов для алтаря флорентийского баптистерия. В 1484 они получили несколько заказов на создание надгробий для римских пап.
Итальянский живописец, скульптор, ювелир и гравер эпохи Раннего Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Бенчи (Benci). Учился, вероятно, у Андреа дель Кастаньо, испытал влияние Донателло; работал во Флоренции, в 1469 и с 1484 - в Риме. Антонио Поллайоло и его брат Пьеро были крупными флорентийскими скульпторами, живописцами и ювелирами, они исполняли заказы города и собора, а также знатных флорентийских семей. таких как Медичи. Антонио также известен своими гравюрами, особенно гравюрой “Битва Обнаженных”, в которой Антонио Поллайоло изобразил человеческое тело в разнообразных позах. В своем увлечении анатомией Поллайоло был одним из первых художников, использовавших для штудий человеческие трупы, чтобы понять внутреннюю структуру тела.
Антонио Поллайоло работал также в Риме по заказу папской курии. Техника ювелирного мастерства наложила свой отпечаток не только на его скульптуру, но и на графику и живопись. Он написал ряд картин, из которых наибольшей известностью пользовались «Геркулес, убивающий льва, гидру и Антея» и «Св. Себастьян». Последняя особенно отличается рассудочностью и точностью, с которой художник демонстрирует свое мастерство в овладении перспективой, ракурсами и анатомией, используя религиозный сюжет уже только чисто внешне, как предлог для своих экспериментов в области живописи. Не удивительно, что его картина наряду с «Геркулесом» привлекала многочисленных копиистов и подражателей среди современных ему мастеров, а гравюра на меди с изображением «Битвы десяти обнаженных» остановила на себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела. В 1493—1498 годах Антонио Поллайоло исполнил две великолепные бронзовые гробницы для пап Сикста IV и Иннокентия VIII (Рим, собор св. Петра). Первая из них, необычная по форме, изображает лежащую на саркофаге фигуру умершего папы в полном облачении и высокой тиаре, украшенной богатым орнаментом. Лицо с выразительным профилем передано в реалистической и энергичной манере. По краям саркофага — аллегорические изображения искусств и наук, виртуозно исполненные в рельефах.
В произведениях Поллайоло резкая, подчеркнутая экспрессивность соединяется с рационалистическим пафосом познания мира, культом твердой, уверенной линии и ясной пластической формы, характерными как для его скульптурных работ (гробница папы Сикста IV в гротах Ватикана, бронза, 1489-1493), так и для живописных композиций, свидетельствующих об интересе художника к анатомии, перспективе и пейзажу (“Геракл и Антей”, около 1465, Уффици). Теми же чертами отмечены резцовые гравюры на меди Поллайоло (“Битва Обнаженных”, 1470), одни из первых в итальянском искусстве.
Занятия ювелирным делом способствовали появлению у Антонио Поллайоло интереса к скульптуре, которой он всецело посвятил себя после 1475. В его живописи заметно стремление к точной передаче пластических форм. Эта тенденция может быть проиллюстрирована на примере картин “Аполлон и Дафна”, очевидно, написанной до 1470, и “Мученичество святого Себастьяна” (1475, обе в Лондонской Национальной галерее). В последней атлетические мужские фигуры, изображенные в сложных пространственных ракурсах, наделены динамической энергией. В первой картине важную роль играет эффектный узор линий, лежащих в одной плоскости. В картине Поллайоло “Мученичество св. Себастьяна” на среднем плане помещено изображение барельефов с античной триумфальной арки. Небольшая картина Антонио Поллайоло “Геракл и Антей” (1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из Барджелло (1475–1480) имеют общий сюжет.
Антонио Поллайоло очень часто сотрудничал со своим братом - Пьетро дель Поллайоло (1443-1496). По странному стечению обстоятельств оба брата умерли в Риме, куда были приглашены для создания бронзовых надгробий пап Сикста IV и Иннокентия VIII в соборе святого Петра.