• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Врубель, Фукс, Дали, Паркес, Куш - пятерка художников в поисках объема: фантастические скульптуры работы живописцев.

Мне нравится9  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Когда художники стремятся придать объем своим образам на полотнах, они либо осваивают гиперреализм×Гиперреализм – течение в современном искусстве, которое в 1990-2000-х годах широко распространилось в живописи, скульптуре и кинематографе. Часто термин используют как синоним фотореализма, однако разница видна даже невооруженным взглядом. читать дальше , либо становятся еще и скульпторами. Но их второй дар нередко остается в тени: если Дали, бесспорно, известен «в 3D» своими расплавленными часами и тонконогими слонами, то «Врубель-скульптор» звучит непривычно. А с творчеством Майкла Паркеса и Владимира Куша и вовсе стоит познакомиться в самом полном объеме — сегодня они предстанут как скульпторы.

Врубель: живая пластика в глазури

Вашему вниманию — «Весна» Врубеля, и не только. Савва Мамонтов в 1889 году открыл в Абрамцеве гончарную мастерскую, и многие художники «абрамцевского кружка» занялись экспериментами. Но именно Михаил Врубель возвел в ранг высокого искусства «прикладные поделки» — он создавал керамические скульптуры — майолики (обожженная глина с глазурью). Если на холсте — мазки, то для скульптуры — слои, придающие пластику и объем. А уж знаменитое «врубелевское» мерцание и сияние и вовсе будто созданы для этой скульптурной техники. К тому же Врубель тоже давно задумывался о новой сфере творчества!

Михаил Александрович Врубель. Глава демона
Глава демона
Михаил Александрович Врубель
«Я положительно стал замечать, что моя страсть обнять форму как можно полнее мешает моей живописи дай сделаю отвод и решил лепить Демона: вылепленным, он только может помочь живописи, так как, осветив его по требованию картины, буду им пользоваться как идеальной натурой» — Михаил Врубель, 1888 г.

Египетские мотивы, мистические фантазии и русские сказочные образы — все они стали мифами и легендами самого Врубеля. Ведь он добивался той же (и еще большей!) выразительности своих героев, что и на картинах. Это было оценено международной публикой: Мамонтову в 1900 году на Всемирной выставке дали золотую медаль как «экспоненту» майолики, а, собственно, мастер Врубель получает также золотую медаль за свои работы.

Эрнст Фукс: повернитесь к лесу...

Мы уже рассказывали об австрийском художнике Эрнсте Фуксе (р. 1930) — соратнике Дали по сюрреализму, в то же время — авторе собственной концепции «фантастического реализма». Конечно, и он не мог пройти мимо объемных форм.

«Моими образцами были Дюрер, фрески Микеланджело, искусство Леонардо да Винчи. В скульптуре я учился у мастеров античности, начиная с Фидия, потом многое узнал от немецких экспрессионистов. Но когда увидел репродукции работ Сальвадора Дали и Маркса Эрнста, понял: это то, что меня интересует», — говорит Фукс. Как и Дали, он создавал скульптуры с 1970-х.

Сальвадор Дали указывает на детали скульптуры Эрнста Фукса во дворе театра-музея в Фигейрасе
Кстати, попал Фукс в наш ТОП-5 не только из-за своей известности и гениальности, но и из-за… последователей. Кажется, все творчество Ники Сент-Фаль «выросло» из скульптуры Фукса «Большая Эсфирь» (1972), которая красуется у входа виллы Отто Вагнера (ныне виллы-музея Фукса) в Вене.
Что и говорить о творчестве Гигера — самые знаменитые его скульптуры монстров недалеко ушли от эпатажной скульптуры Фукса.

Впрочем, описывает Фукс появление скульптуры «Сфинкс» весьма поэтично: «Однажды в фарфоровой ванной — огромной и вытянутой, как чаша для полоскания рук, которые подают в Парижских ресторанах, — мне привиделась нимфа. Это слово было ярким, круглым, прекрасным, вырезанным и полированным — словно появившимся из створок раковины. У ее ярких волос был цвет едва зрелого апельсина, а ее глаза сияли как изумруды» — все точно!

…Сульптуры Фукс тиражирует, так что за несколько тысяч долларов можно приобрести себе копию какой-нибудь странной дамы из мира жестких эротических фантазий австрийского хиппи-фантазера.

Скульптор Дали: один раз - и в тираж!

Если желаете воспламенить арт-дилера, эксперта и искусствоведа одной репликой, только произнесите: «подлинные скульптуры Сальвадора Дали». Все! Долгий спор и масса версий с юридическими тонкостями вам обеспечены. Дело в том, что сам Дали скульптуры вообще не отливал: приводят сведения, что в 1969 — 1972 годах он воплотил в объеме сюрреалистические образы в… воске. В своем доме в Порт-Лигате (как написал биограф Дали — Робер Дешарн), художник порой выходил к бассейну и несколько часов посвящал лепке. Ну, а потом начинается старая, как мир, история о жажде денег и неразборчивости Дали в средствах: поначалу, в 1973 году, Дали заключил договор с испанским коллекционером Исидро Клотом, который купил восковые фигуры и изготовил четыре серии отливок в бронзе. Собственно, это и есть самые «подлинные скульптуры Дали». Первую серию коллекционер оставил себе, остальные пошли путешествовать по миру, попутно… размножаясь. Уже в преклонном возрасте Дали продавал права на воспроизведение скульптур, их отливали многократно, порой — в увеличенном размере, и именно поэтому порой на рынке появляется «скульптура Дали» по сравнительно доступной цене. Аукционы Sotheby’s и Christie’s целых два года вообще отказывались принимать к продаже «скульптуры Дали». Что и говорить о выставках скульптур Дали — образы, конечно, подлинные, но все это — копии копий. То-то просчитались в 2013 г. грабители, которые, может, думали выручить миллионы за похищенную с Парижской выставки работу — знаменитые «растекающиеся часы»!




Более-менее подлинниками можно считать, например, такие объекты, как «Венера Милосская с ящиками» (1936), с которой художник Марсель Дюшан по просьбе Дали изготовил сделал отливку. Гипсовая Венера — настоящая. А вот ее сестры-близнецы той же формы — опять таки, «пошли в тираж».
Оригинален и «Ретроспективный бюст женщины», созданный Сальвадором Дали в 1933 г. для Сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж). На фарфоровый бюст женщины водружен батон хлеба (шляпка — сюр!) и бронзовая чернильница — образ картины «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле. Плюс муравьи на лице, бумажный «шарфик», початки кукурузы на плечах. Просто пародия на моду! Оригинал которой испортила… собака Пикассо. Выставку посетил художник с питомцем, и пес сожрал батон! Весь замысел, буквально, псу под хвост… Теперь «реконструкция» работы, но уже с «ненастоящим» батоном, находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.

Майкл Паркес: мрамор окрыленный

Американский художник Майкл Паркес (р. 1944) — очень известный мастер. Смолоду путешествуя по Европе и Азии, он осел в Испании и с завидной продуктивностью являет миру волнующие, одухотворенные полотна: немного мистики, сюра, доля эротики, и чистая красота! Его вдохновляет искусство Древней Греции, мастера Ренессанса, великие итальянцы, восточная философия, а также Паркес — ценитель классической музыки. Немало его работ «цитируют» сюиты и симфонии!

И хотя его выставки не проходят в Метрополитен и других современных именитых музеях мира (эпатажа — ноль!), однако сегодня галерее заполучить выставку и «официальное представительство» как реализатора его работ — великая честь. И неплохая прибыль: работы мастера буквально улетают — попробуйте заглядывать на его официальный сайт и подкараулить непроданную картину или рисунок! Авторская графика, принты, постеры… А начиная с некоторых (не таких уж давних) пор — еще и скульптуры.
«Потребность создавать скульптуры всегда была где-то внутри меня Я думал многие годы, прежде чем решился попробовать, — могу ли я действительно что-то создавать в новой сфере? И вот, в мой 50-тый день рождения я отправился в Итаилию, во Флоренцию — делать первые модели. Я знал что дни рождения сулят что-то новое, но я даже не представлял, нас колько прекрасную дверь я открою! Поначалу я делал 1−2- скульптуры в год, — у меня были другие актуальные занятия, преимущественно картины и гравюры. Но вскоре скульптуры поглотили мой интерес! Стало очевидно, что все те женщины и другие существа, что я создавал на полотнах, только и ждали, чтобы воплотиться в жизнь в трех измерениях. Сегодня большая часть моей креативной энергии направлена на скульптуры!» — Майкл Паркес.

Мастер выбрал бронзу, порой тонируя скульптуры в привычные цвета «как с картины», и издал уже два каталога работ — разумеется, следуя внушительной армии пленительных оригиналов.
В то же время Майкл Паркес на персональной интернет-странице анонсировал «рисовальный год». Так что теперь на его официальном сайте продолжают с равной частотой появляться и картинные, и скульптурные создания.

Владимир Куш и райские яблоки

Владимир Куш (р. 1965), гуру собственного «магического реализма» — бывший москвич, эмигрировавший в Америку в «пост-перестроечное» время 90-х, и прошедший там все нелегкие этапы большого пути. Что ж, от уличного художника до владельца нескольких собственных галерей — это лишь обычная реальность истинного «Метафорического путешествия»!

Путник там встречает множество «гибридов» вещей и существ, причем, к счастью, не отталкивающих, как это нередко бывает у сюрреалистов. Есть и тревожные ноты, ждут вас и радостные, окрыляющие образы — и всегда есть над чем задуматься. «В помощь зрителю» и в качестве приглашения к диалогу Владимир Куш сопровождает свои картины цитатами-высказываниями великих людей, делится собственными заметками на тему «чем вызвано появление» того или иного слоя новой реальности. Например, этой «Африканской сонаты"

Ну, а публика всего мира уже с лету узнает его «фирменные» объекты: яблоко-бабочку, пару-кошелек, ножницы-танцоров, юлу-балерину, слонов-трубачей, замок-ракушку, ожившую книгу, лики-цветы, даму — розу… Неудивительно, что со временем все они начали «перекочевывать» и в объемный мир! Теперь это еще и драгоценные вещицы, причем в прямом смысле слова: скульптурки — серебро, золото, гранаты… Не без традиционной бронзы, конечно.

Но автор идет дальше, и уже намеренно создает изначально скульптурные образы: таковы жуки-рыцари, которых художник только что представил на специальном выставочном мероприятии в своей галерее. Также публике была презентована новая картина Владимира Куша, навеянная нашей крылатой фразой «За деревьями леса не видно» — он именно ее и приводит в качестве сопроводительного пояснения. Посмотрим — увидим? Стоит попытаться!
P. S. из прочих хороших арт-новостей — Владимир Куш готовит к выходу книгу-альбом, иллюстрирующую 12 лет творчества.

Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится9  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: