Регистрация

Врубель, Фукс, Дали, Паркес, Куш - пятерка художников в поисках объема: фантастические скульптуры работы живописцев.

Мне нравится10       0  
Когда художники стремятся придать объем своим образам на полотнах, они либо осваивают гиперреализм×Гиперреализм – течение в современном искусстве, которое в 1990-2000-х годах широко распространилось в живописи, скульптуре и кинематографе. Часто термин используют как синоним фотореализма, однако разница видна даже невооруженным взглядом. читать дальше , либо становятся еще и скульпторами. Но их второй дар нередко остается в тени: если Дали, бесспорно, известен «в 3D» своими расплавленными часами и тонконогими слонами, то «Врубель-скульптор» звучит непривычно. А с творчеством Майкла Паркеса и Владимира Куша и вовсе стоит познакомиться в самом полном объеме — сегодня они предстанут как скульпторы.

Врубель: живая пластика в глазури

Вашему вниманию — «Весна» Врубеля, и не только. Савва Мамонтов в 1889 году открыл в Абрамцеве гончарную мастерскую, и многие художники «абрамцевского кружка» занялись экспериментами. Но именно Михаил Врубель возвел в ранг высокого искусства «прикладные поделки» — он создавал керамические скульптуры — майолики (обожженная глина с глазурью). Если на холсте — мазки, то для скульптуры — слои, придающие пластику и объем. А уж знаменитое «врубелевское» мерцание и сияние и вовсе будто созданы для этой скульптурной техники. К тому же Врубель тоже давно задумывался о новой сфере творчества!

«Я положительно стал замечать, что моя страсть обнять форму как можно полнее мешает моей живописи дай сделаю отвод и решил лепить Демона: вылепленным, он только может помочь живописи, так как, осветив его по требованию картины, буду им пользоваться как идеальной натурой» — Михаил Врубель, 1888 г.

Египетские мотивы, мистические фантазии и русские сказочные образы — все они стали мифами и легендами самого Врубеля. Ведь он добивался той же (и еще большей!) выразительности своих героев, что и на картинах. Это было оценено международной публикой: Мамонтову в 1900 году на Всемирной выставке дали золотую медаль как «экспоненту» майолики, а, собственно, мастер Врубель получает также золотую медаль за свои работы.

Эрнст Фукс: повернитесь к лесу...

Мы уже рассказывали об австрийском художнике Эрнсте Фуксе (р. 1930) — соратнике Дали по сюрреализму, в то же время — авторе собственной концепции «фантастического реализма». Конечно, и он не мог пройти мимо объемных форм.

«Моими образцами были Дюрер, фрески Микеланджело, искусство Леонардо да Винчи. В скульптуре я учился у мастеров античности, начиная с Фидия, потом многое узнал от немецких экспрессионистов. Но когда увидел репродукции работ Сальвадора Дали и Маркса Эрнста, понял: это то, что меня интересует», — говорит Фукс. Как и Дали, он создавал скульптуры с 1970-х.

Сальвадор Дали указывает на детали скульптуры Эрнста Фукса во дворе театра-музея в Фигейрасе
Кстати, попал Фукс в наш ТОП-5 не только из-за своей известности и гениальности, но и из-за… последователей. Кажется, все творчество Ники Сент-Фаль «выросло» из скульптуры Фукса «Большая Эсфирь» (1972), которая красуется у входа виллы Отто Вагнера (ныне виллы-музея Фукса) в Вене.
Что и говорить о творчестве Гигера — самые знаменитые его скульптуры монстров недалеко ушли от эпатажной скульптуры Фукса.

Впрочем, описывает Фукс появление скульптуры «Сфинкс» весьма поэтично: «Однажды в фарфоровой ванной — огромной и вытянутой, как чаша для полоскания рук, которые подают в Парижских ресторанах, — мне привиделась нимфа. Это слово было ярким, круглым, прекрасным, вырезанным и полированным — словно появившимся из створок раковины. У ее ярких волос был цвет едва зрелого апельсина, а ее глаза сияли как изумруды» — все точно!

…Сульптуры Фукс тиражирует, так что за несколько тысяч долларов можно приобрести себе копию какой-нибудь странной дамы из мира жестких эротических фантазий австрийского хиппи-фантазера.

Скульптор Дали: один раз - и в тираж!

Если желаете воспламенить арт-дилера, эксперта и искусствоведа одной репликой, только произнесите: «подлинные скульптуры Сальвадора Дали». Все! Долгий спор и масса версий с юридическими тонкостями вам обеспечены. Дело в том, что сам Дали скульптуры вообще не отливал: приводят сведения, что в 1969 — 1972 годах он воплотил в объеме сюрреалистические образы в… воске. В своем доме в Порт-Лигате (как написал биограф Дали — Робер Дешарн), художник порой выходил к бассейну и несколько часов посвящал лепке. Ну, а потом начинается старая, как мир, история о жажде денег и неразборчивости Дали в средствах: поначалу, в 1973 году, Дали заключил договор с испанским коллекционером Исидро Клотом, который купил восковые фигуры и изготовил четыре серии отливок в бронзе. Собственно, это и есть самые «подлинные скульптуры Дали». Первую серию коллекционер оставил себе, остальные пошли путешествовать по миру, попутно… размножаясь. Уже в преклонном возрасте Дали продавал права на воспроизведение скульптур, их отливали многократно, порой — в увеличенном размере, и именно поэтому порой на рынке появляется «скульптура Дали» по сравнительно доступной цене. Аукционы Sotheby’s и Christie’s целых два года вообще отказывались принимать к продаже «скульптуры Дали». Что и говорить о выставках скульптур Дали — образы, конечно, подлинные, но все это — копии копий. То-то просчитались в 2013 г. грабители, которые, может, думали выручить миллионы за похищенную с Парижской выставки работу — знаменитые «растекающиеся часы»!




Более-менее подлинниками можно считать, например, такие объекты, как «Венера Милосская с ящиками» (1936), с которой художник Марсель Дюшан по просьбе Дали изготовил сделал отливку. Гипсовая Венера — настоящая. А вот ее сестры-близнецы той же формы — опять таки, «пошли в тираж».

Оригинален и «Ретроспективный бюст женщины», созданный Сальвадором Дали в 1933 г. для Сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж). На фарфоровый бюст женщины водружен батон хлеба (шляпка — сюр!) и бронзовая чернильница — образ картины «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле. Плюс муравьи на лице, бумажный «шарфик», початки кукурузы на плечах. Просто пародия на моду! Оригинал которой испортила… собака Пикассо. Выставку посетил художник с питомцем, и пес сожрал батон! Весь замысел, буквально, псу под хвост… Теперь «реконструкция» работы, но уже с «ненастоящим» батоном, находится в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.

Майкл Паркес: мрамор окрыленный

Американский художник Майкл Паркес (р. 1944) — очень известный мастер. Смолоду путешествуя по Европе и Азии, он осел в Испании и с завидной продуктивностью являет миру волнующие, одухотворенные полотна: немного мистики, сюра, доля эротики, и чистая красота! Его вдохновляет искусство Древней Греции, мастера Ренессанса, великие итальянцы, восточная философия, а также Паркес — ценитель классической музыки. Немало его работ «цитируют» сюиты и симфонии!

Майкл Паркес. Битва
Майкл Паркес
Майкл Паркес. Музыка воды
Майкл Паркес
Майкл Паркес. Лунная арфа
Майкл Паркес
Майкл Паркес. Музыка
Майкл Паркес
И хотя его выставки не проходят в Метрополитен и других современных именитых музеях мира (эпатажа — ноль!), однако сегодня галерее заполучить выставку и «официальное представительство» как реализатора его работ — великая честь. И неплохая прибыль: работы мастера буквально улетают — попробуйте заглядывать на его официальный сайт и подкараулить непроданную картину или рисунок! Авторская графика, принты, постеры… А начиная с некоторых (не таких уж давних) пор — еще и скульптуры.
«Потребность создавать скульптуры всегда была где-то внутри меня Я думал многие годы, прежде чем решился попробовать, — могу ли я действительно что-то создавать в новой сфере? И вот, в мой 50-тый день рождения я отправился в Итаилию, во Флоренцию — делать первые модели. Я знал что дни рождения сулят что-то новое, но я даже не представлял, нас колько прекрасную дверь я открою! Поначалу я делал 1−2- скульптуры в год, — у меня были другие актуальные занятия, преимущественно картины и гравюры. Но вскоре скульптуры поглотили мой интерес! Стало очевидно, что все те женщины и другие существа, что я создавал на полотнах, только и ждали, чтобы воплотиться в жизнь в трех измерениях. Сегодня большая часть моей креативной энергии направлена на скульптуры!» — Майкл Паркес.

Мастер выбрал бронзу, порой тонируя скульптуры в привычные цвета «как с картины», и издал уже два каталога работ — разумеется, следуя внушительной армии пленительных оригиналов.
В то же время Майкл Паркес на персональной интернет-странице анонсировал «рисовальный год». Так что теперь на его официальном сайте продолжают с равной частотой появляться и картинные, и скульптурные создания.

Владимир Куш и райские яблоки

Владимир Куш (р. 1965), гуру собственного «магического реализма» — бывший москвич, эмигрировавший в Америку в «пост-перестроечное» время 90-х, и прошедший там все нелегкие этапы большого пути. Что ж, от уличного художника до владельца нескольких собственных галерей — это лишь обычная реальность истинного «Метафорического путешествия»!

Путник там встречает множество «гибридов» вещей и существ, причем, к счастью, не отталкивающих, как это нередко бывает у сюрреалистов. Есть и тревожные ноты, ждут вас и радостные, окрыляющие образы — и всегда есть над чем задуматься. «В помощь зрителю» и в качестве приглашения к диалогу Владимир Куш сопровождает свои картины цитатами-высказываниями великих людей, делится собственными заметками на тему «чем вызвано появление» того или иного слоя новой реальности. Например, этой «Африканской сонаты"

Ну, а публика всего мира уже с лету узнает его «фирменные» объекты: яблоко-бабочку, пару-кошелек, ножницы-танцоров, юлу-балерину, слонов-трубачей, замок-ракушку, ожившую книгу, лики-цветы, даму — розу… Неудивительно, что со временем все они начали «перекочевывать» и в объемный мир! Теперь это еще и драгоценные вещицы, причем в прямом смысле слова: скульптурки — серебро, золото, гранаты… Не без традиционной бронзы, конечно.

Но автор идет дальше, и уже намеренно создает изначально скульптурные образы: таковы жуки-рыцари, которых художник только что представил на специальном выставочном мероприятии в своей галерее. Также публике была презентована новая картина Владимира Куша, навеянная нашей крылатой фразой «За деревьями леса не видно» — он именно ее и приводит в качестве сопроводительного пояснения. Посмотрим — увидим? Стоит попытаться!
P. S. из прочих хороших арт-новостей — Владимир Куш готовит к выходу книгу-альбом, иллюстрирующую 12 лет творчества.

КомментироватьКомментарии
HELP