Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Неугомонные австрийцы Фридрих Хундертвассер и Эрнст Фукс: общие краски разных фантазий

  4 
Мы что-то слышали о них. Один, вроде бы, друг Дали, другой — эко-архитектор. Однако оба — великие художники-мыслители! Художник-визионер и художник-философ. Один писал сюрреалистические полотна с христианскими сюжетам с алхимическими символами, другой создавал сказочные дома-норы и кислотных цветов спирали. Равновеликие творцы и хиппари, один из которых отошел в мир иной, а с другим можно встретиться и сегодня. Без прогулки по их культурным тропам в Вене знакомство с арт-миром австрийской столицы будет гораздо менее ярким. А чтобы вы были во всеоружии, с культовыми персоналиями мы познакомим вас заочно.

Реалист-фантазер

Если фамилия Фукс заставляет вас вспомнить старые-добрые «Приключения капитана Врунгеля», а не легендарные полотна одного из основателей школы Венского фантастического реализма, — стоит расширить горизонты. Австрийский фантазер, поэт и философ умел создать полотна, похожие на сны людей с богатым (а то и болезненным) воображением, о которых так мечтают люди, снов не запоминающие. Сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
? Сам автор считал, что занимается иконописью. Ведь в его понимании искусство заключается в способности крайне реалистично показать невидимый мир!
Автор много работал как график в техниках монотипии и офорта (циклы Эсфирь, Единорог, Самсон). С 70-ых начал создавать скульптуры (Большая Эсфирь из бронзы, установленная около виллы Отто Вагнера в Вене).

Культовый персонаж австрийского арта, подписывающий работы не иначе, как «Огненный Лис» (Feuer Fuchs), всю жизнь старательно оправдывал звание бесбашенного творца. На его счету сотни провокаций и мистификаций, множество жен, а еще 28 детей! Сегодня художник, несмотря на почтенные годы, продолжает нести знамя фантастического реализма и сюра.

Философ в разных носках

«Долой чистоманию и стерильные прямолинейные джунгли современных городов!» — провозгласил он в свое время, мечтая, чтобы его называли волшебником растительности. Это он придумал экологическую архитектуру: когда на крыше многоэтажки вместо антенн растут деревья. Более того, фасад вокруг окна каждый из жителей может раскрасить, как пожелает. Консервативные австрийцы даже побаивались, как бы эксцентричный архитектор не изжил в Вене классическую архитектуру, заполонив улицы разноцветными домишками, похожими на б.у. жилище персонажей сказки Белоснежка и семь гномов — в оформлении автор использовал мозаику из битой керамической плитки, вслед за Гауди.

Справка Артхива:
Фантастический реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
или сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
«под старину» — уникальное направление в изобразительном искусстве, возникшее в Вене в 1948 г. В его основу легли традиции немецкого Возрождения, а также интерес его создателей к мистике и религии. Основателями стали Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Пик популярности венского фантастического реализма пришелся на 60-ые годы. Симбиозом с не менее популярной в те годы психоделикой стал, так называемый, виженери арт (visionary art).

Немецкий Дали

Двери художественной академии отворились перед Фуксом, когда ему было всего 15 — самый молодой студент в истории заведения на тот момент! И уже тогда он вовсю писал сложносочиненные и мрачноватые картины. В 16 основал ту самую школу фантастического реализма. А как-то раз будущему знаменитому художнику посчастливилось лицезреть «Мрачную игру» — знаковую картину его кумира Сальвадора Дали. И он пропал, без акваланга погрузившись в глубины сюрреализма, который пропустил сквозь фильтр из алхимии и средневекового духа, католицизма и психологии Юнга. Из-за этой гремучей смеси его сравнивали с Босхом и, порой, записывали в безбожники.
Нет пророка в своем отечестве: Фукс на родине стал своеобразным первопроходцем, иллюстрирующим христианские сюжеты сюрреалистическими образами. А его вилла-музей (бывшая вилла, построенная знаменитым архитектором XIX в. Отто Вагнером) — предмет отдельного рассказа (считайте это нашим анонсом-обязательством), достойный посещения не меньше, чем театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Кстати, для него Гуру Сюрреализма приобрел скульптуру работы Фукса!

С Сальвадором Дали Фукс познакомился во время своего парижского периода творчества. Тогда великий Сальвадор выразил восторг от жутких, по его словам, картин коллеги и произнес: «Вы — немецкий Дали! Ну, а я испанский Дюрер».

Гениальный самоучка

У другого венского чудака и гения Фридесрайха Хундертвассера (настоящее имя — Фридрих Штовассер) с высшим образованием так и не сложилось. Зато его сложно произносимую даже для людей с дикторской артикуляцей фамилию знают все многочисленные туристы, ежегодно наводняющие Вену. Правда, в сознании человека с фотоаппаратом и туром а-ля галопом по Европам Хундертвассер автор тех самых цветных домиков, ставших визитной карточкой австрийской столицы.

Богач-бедняк, как все творцы поначалу. Ведь свою матушку, твердившую: «Будешь всю жизнь голодать, если станешь художником! будущий мастер ослушался, поэтому поголодать и в правду пришлось».

19 лет. Париж. Месяцы на одной чечевице, в поисках красок на помойках. И только через несколько лет этих тягот с ним впервые заключила контракт художественная галерея! Тогда Фридрих Штовассер и превратился в Фриденсрайха Хундертвассера. Имя, кстати, в переводе с немецкого, означает богатый миром, или же экологичный отсыл к ста водам. Художник по камушку складывал мозаику своей философии, и вместо скучных лекций по академической живописи черпал знания и опыт в постоянных путешествиях и встречах с интересными людьми.

Выдающийся архитектор и дизайнер, создававший дома не из стен, а из окон в стиле био-тек, был еще и отменным художником, автором манифестов об органическом стиле жизни и организатором перформансов. Чего только стоит его картина «Разговор с Блутре» или все те же психоделически-декоративные спирали и дома, только уже на полотнах. И он до тех пор наполнял картину красками, покуда она не наполнится ими до краев.

Кажется, любое чисто человеческое переживание преломлялось в его сознании, превращаясь из будничного в невероятное. Гражданин мира наследил прекрасным во многих странах, а сегодня в крупных городах Европы экспонируются и его картины. Возле австрийского Граца — эко-курорт по его проекту, в Германии детские сады и центры, а в Новой Зеландии он соорудил дом, переходящий в холм, на котором любят пастись бараны.

Хундертвассер ходил в разных носках, участвовал в телешоу обнаженным и не гнушался оформлением туалетов, чтобы показать: простые бытовые вещи могут и должны быть красивыми. Умер художник, как и полагается птице его полета, на корабле. Было это в Новой Зеландии таков гражданин мира! Согласно завещанию, похоронили его без гроба и одежды. «Я жду момента, когда снова стану прахом, похороненный обнажённым, без гроба, под деревом на моей земле в ао теа роа».
Сегодня интерес к творениям венских оригиналов не угасает, и для ценителей их творчества открылись сразу две ретроспективы: в Братиславе и немецкой коммуне Ригель.

А музей в Копенгагене до середины сентября продлил выставку работ и проектов «Хундертвассер — художник и эко-активист» из-за ее бешеной популярности: 70 000 посетителей!
  4 
 Comments  1
Olga Potekhina
, November 9, 2015 09:17 AM 0
Original   Auto-Translated
P.S. Художник Эрнст Фукс умер 9 ноября 2015 г. в Вене, в возрасте 85-ти лет. Ушел дальше, открывать и рисовать иные миры...
To post comments log in or sign up.