Мы что-то слышали о них. Один, вроде бы, друг Дали, другой — эко-архитектор. Однако оба — великие художники-мыслители! Художник-визионер и художник-философ. Один писал сюрреалистические полотна с христианскими сюжетам с алхимическими символами, другой создавал сказочные дома-норы и кислотных цветов спирали. Равновеликие творцы и хиппари, один из которых отошел в мир иной, а с другим можно встретиться и сегодня. Без прогулки по их культурным тропам в Вене знакомство с арт-миром австрийской столицы будет гораздо менее ярким. А чтобы вы были во всеоружии, с культовыми персоналиями мы познакомим вас заочно.
Реалист-фантазер
Если фамилия Фукс заставляет вас вспомнить старые-добрые «Приключения капитана Врунгеля», а не легендарные полотна одного из основателей школы Венского фантастического реализма, — стоит расширить горизонты. Австрийский фантазер, поэт и философ умел создать полотна, похожие на сны людей с богатым (а то и болезненным) воображением, о которых так мечтают люди, снов не запоминающие. Сюрреализм
? Сам автор считал, что занимается иконописью. Ведь в его понимании искусство заключается в способности крайне реалистично показать невидимый мир!
Автор много работал как график в техниках монотипии и офорта (циклы Эсфирь, Единорог, Самсон). С 70-ых начал создавать скульптуры (Большая Эсфирь из бронзы, установленная около виллы Отто Вагнера в Вене).
Культовый персонаж австрийского арта, подписывающий работы не иначе, как «Огненный Лис» (Feuer Fuchs), всю жизнь старательно оправдывал звание бесбашенного творца. На его счету сотни провокаций и мистификаций, множество жен, а еще 28 детей! Сегодня художник, несмотря на почтенные годы, продолжает нести знамя фантастического реализма и сюра.
Философ в разных носках
«Долой чистоманию и стерильные прямолинейные джунгли современных городов!» — провозгласил он в свое время, мечтая, чтобы его называли волшебником растительности. Это он придумал экологическую архитектуру: когда на крыше многоэтажки вместо антенн растут деревья. Более того, фасад вокруг окна каждый из жителей может раскрасить, как пожелает. Консервативные австрийцы даже побаивались, как бы эксцентричный архитектор не изжил в Вене классическую архитектуру, заполонив улицы разноцветными домишками, похожими на б.у. жилище персонажей сказки Белоснежка и семь гномов — в оформлении автор использовал мозаику из битой керамической плитки, вслед за Гауди.
Справка Артхива:
Фантастический реализм
или сюрреализм
«под старину» — уникальное направление в изобразительном искусстве, возникшее в Вене в 1948 г. В его основу легли традиции немецкого Возрождения, а также интерес его создателей к мистике и религии. Основателями стали Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер. Пик популярности венского фантастического реализма пришелся на 60-ые годы. Симбиозом с не менее популярной в те годы психоделикой стал, так называемый, виженери арт (visionary art).
Немецкий Дали
Двери художественной академии отворились перед Фуксом, когда ему было всего 15 — самый молодой студент в истории заведения на тот момент! И уже тогда он вовсю писал сложносочиненные и мрачноватые картины. В 16 основал ту самую школу фантастического реализма. А как-то раз будущему знаменитому художнику посчастливилось лицезреть «Мрачную игру» — знаковую картину его кумира Сальвадора Дали. И он пропал, без акваланга погрузившись в глубины сюрреализма, который пропустил сквозь фильтр из алхимии и средневекового духа, католицизма и психологии Юнга. Из-за этой гремучей смеси его сравнивали с Босхом и, порой, записывали в безбожники.
Нет пророка в своем отечестве: Фукс на родине стал своеобразным первопроходцем, иллюстрирующим христианские сюжеты сюрреалистическими образами. А его вилла-музей (бывшая вилла, построенная знаменитым архитектором XIX в. Отто Вагнером) — предмет отдельного рассказа (считайте это нашим анонсом-обязательством), достойный посещения не меньше, чем театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Кстати, для него Гуру Сюрреализма приобрел скульптуру работы Фукса!
С Сальвадором Дали Фукс познакомился во время своего парижского периода творчества. Тогда великий Сальвадор выразил восторг от жутких, по его словам, картин коллеги и произнес: «Вы — немецкий Дали! Ну, а я испанский Дюрер».
Гениальный самоучка
У другого венского чудака и гения Фридесрайха Хундертвассера (настоящее имя — Фридрих Штовассер) с высшим образованием так и не сложилось. Зато его сложно произносимую даже для людей с дикторской артикуляцей фамилию знают все многочисленные туристы, ежегодно наводняющие Вену. Правда, в сознании человека с фотоаппаратом и туром а-ля галопом по Европам Хундертвассер автор тех самых цветных домиков, ставших визитной карточкой австрийской столицы.
Богач-бедняк, как все творцы поначалу. Ведь свою матушку, твердившую: «Будешь всю жизнь голодать, если станешь художником! будущий мастер ослушался, поэтому поголодать и в правду пришлось».
19 лет. Париж. Месяцы на одной чечевице, в поисках красок на помойках. И только через несколько лет этих тягот с ним впервые заключила контракт художественная галерея! Тогда Фридрих Штовассер и превратился в Фриденсрайха Хундертвассера. Имя, кстати, в переводе с немецкого, означает богатый миром, или же экологичный отсыл к ста водам. Художник по камушку складывал мозаику своей философии, и вместо скучных лекций по академической живописи черпал знания и опыт в постоянных путешествиях и встречах с интересными людьми.
Выдающийся архитектор и дизайнер, создававший дома не из стен, а из окон в стиле био-тек, был еще и отменным художником, автором манифестов об органическом стиле жизни и организатором перформансов. Чего только стоит его картина «Разговор с Блутре» или все те же психоделически-декоративные спирали и дома, только уже на полотнах. И он до тех пор наполнял картину красками, покуда она не наполнится ими до краев.
Кажется, любое чисто человеческое переживание преломлялось в его сознании, превращаясь из будничного в невероятное. Гражданин мира наследил прекрасным во многих странах, а сегодня в крупных городах Европы экспонируются и его картины. Возле австрийского Граца — эко-курорт по его проекту, в Германии детские сады и центры, а в Новой Зеландии он соорудил дом, переходящий в холм, на котором любят пастись бараны.
Хундертвассер ходил в разных носках, участвовал в телешоу обнаженным и не гнушался оформлением туалетов, чтобы показать: простые бытовые вещи могут и должны быть красивыми. Умер художник, как и полагается птице его полета, на корабле. Было это в Новой Зеландии таков гражданин мира! Согласно завещанию, похоронили его без гроба и одежды. «Я жду момента, когда снова стану прахом, похороненный обнажённым, без гроба, под деревом на моей земле в ао теа роа».
Сегодня интерес к творениям венских оригиналов не угасает, и для ценителей их творчества открылись сразу две ретроспективы: в Братиславе и немецкой коммуне Ригель.
А музей в Копенгагене до середины сентября продлил выставку работ и проектов «Хундертвассер — художник и эко-активист» из-за ее бешеной популярности: 70 000 посетителей!