войти
опубликовать

Эрнст
Фукс

Австрия • 1930−2015
Эрнст Фукс: (нем. Ernst Fuchs 13 февраля 1930, Вена — 9 ноября 2015, Вена). Австрийский художник, основатель венской школы фантастического реализма.

Особенности творчества художника Эрнста Фукса: Фукс работал в новом, самостоятельно придуманном и разработанном им стиле, который художник называл «фантастическим реализмом». Название говорит само за себя: это художественное взаимодействие классической живописи и радикальных, современных течений. Особая связь направления прослеживается с сюрреализмом, его вызовом и провокацией. Живопись Фукса — это диссонанс, мистификация, вызов обществу и в то же время непрерывный диалог со старыми мастерами. Этот необычайно плодовитый и яркий австрийский художник оставил после себя богатейшее творческое наследие в различных жанрах искусства от архитектуры до музыки.

Известные картины художника Эрнста Фукса: «Скорбный розарий», «Три мистерии святого Розенкранца», «Христос», «Метаморфозы Лукреции», «Царь Соломон».

Детство и взросление Эрнста Фукса


Эрнст Фукс родился в 1930 году в венском районе Оттакринг. Он был единственным ребенком в семье. Его отец Максимилиан Фукс был евреем, который не только не пожелал становиться раввином, но и женился на христианке Леопольдине. В 1941 году он оказался в смертельной опасности из-за своей национальности и был вынужден бежать в Шанхай. Семья же почему-то остается в Вене.

Чтобы сохранить жизнь сыну, который должен был попасть в концентрационный лагерь как сын еврея, Леопольдина оформляет развод. В 12 лет Эрнст принимает крещение в соборе Святого Стефана в Вене и становится католиком. Возможно, со стороны матери это был исключительно формальный шаг, сделанный для спасения сына, но католичество не будет для Эрнста просто конфессией. Оно окажет сильнейшее влияние его на личность.

И все же из-за своего происхождения мальчик не имеет права посещать обычную школу и учиться с «обычными» детьми, поэтому получает образование на дому. Художественный талант Эрнста так очевиден, что его учитель решает включить в образование ученика дополнительные предметы — такие, как живопись и скульптуру. Первые уроки он получает от реставратора Алоиса Шимана. В 15 лет он поступает в Венскую академию изобразительных искусств, где становится самым молодым студентом. Фукс был принят в классе легендарного профессора Альберта Пэрис фон Гютерсло.

Впервые Фукс познакомился с сюрреалистами на выставке 1947 года. Он осознал, что это именно то, что он желал воплощать в своем творчестве. «Мрачная игра» Сальвадора Дали произвела сильнейшее впечатление на Фукса.

Фантастический реализм и духовные поиски Эрнста Фукса


В Академии он встретил своих будущих коллег и соратников: Арика Брауэра, Рудольфа Хауснера, Вольфганга Хаттера и Антона Лехмдена. С ними в 1948 году Фукс создаст Венскую школу фантастического реализма. Это своего рода гибрид сюрреализма и традиций немецкого Возрождения, подразумевающий глубокий подтекст. Его идейная сторона включает переосмысление всех этапов истории искусства, а также взаимодействие христианской и иудейской философий. Обилие деталей в работах Фукса этого периода напоминает Босха, чей знамениты триптих «Страшный суд» в то время уже хранился в Венской академии, а аскетичные лица персонажей — героев Дюрера.

Имя Фукса впервые стало известно в послевоенной Австрии благодаря его «Городскому циклу» (Stadt-Zyklus) и другим рисункам, выполненным гуашью и углем. С этими же работами он принимал участие в первой биеннале в Венеции после войны.

В 1947 году Фукс отправился в Турин, где познакомился с основателем метафизической живописи Джорджо де Кирико и его последователем Феличе Каpорати. В 1949 году он, несмотря на свое бедственное положение, отправляется в Париж. Здесь он попадает в самую гущу культурных событий, в концентрацию новых современных идей. Его знакомыми становятся Анри Бретон, Жан Кокто и экзистенциалист Жан-Поль Сартр. А тем временем его первая жена Труд дома, в Вене, ухаживает за двумя сыновьями Фукса — Элиасом и Даниэлем Фридеманном.

В Париже материальное положение Фукса остается на прежнем плачевном уровне: он не может позволить себе арендовать квартиру или комнату и вынужден жить в кафе. Кафе «Café de Flore» и «Les Deux Magots» стали его мастерскими, где художник работал целыми днями. В 1951 году на одной из выставок он впервые лично встречается с Сальвадором Дали, который более других заинтересовался работами необычного австрийца. Этот факт не послужил импульсом к развитию карьеры Фукса: влияние великого гения сюрреализма на тот момент уже успело ослабеть. Тем не менее, 1950-е годы были временем активного не только творческого, но и философского, ментального развития Фукса. Работы его наполняются символами и преображенными средневековыми образами. Художник увлекается философией и алхимией, читает мистика Майстера Экхарта и Густава Юнга. В этот период австрийский мастер создает свой наиболее значимый графический цикл «Единорог». Там нередко встречается образ его второй супруги – Джери Кронгольд, с которой он познакомился в Париже.

В 1852 году у пары родился сын Майкл. Но свои отношения они оформят лишь два года спустя.

Благоговение и святотатство в творчестве Эрнста Фукса


В 1953 году Эрнст последовал за Джери Кронгольд в Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Фукс органично влился в актуальную культурную жизнь Америки, познакомился с галеристкой и меценатом Пегги Гуггенхайм и джазовыми кумирами тех лет: Дэйвом Брубеком и Чарли Паркером. Но в 1956 году его увлекают духовные, религиозные искания.

Приехав в Израиль, Фукс поселился в бенедиктинском монастыре Успения Богоматери на горе Сион. Здесь он пробыл год, работая над масштабной картиной «Тайная Вечеря». Фукс уделяет время не только живописи, но и изучению иконописной символики и религии в целом. В это же время он получает новый заказ — Фуксу поручают написать картины «Три мистерии святого Розенкранца» для прихода Хетцендорфа в 12-м округе Вены. Создавая невероятные глубокие и одновременно шокирующие, пугающие образы, Фукс был уверен, что создает иконы. Католическая паства была другого мнения, требовала убрать триптих, но в итоге правда осталась за художником. Сегодня в Вене можно любоваться его необычным, захватывающим творением.

В 1962 году Фукс возвращается в Вену, где женится в третий раз. Он и его жена Ева-Кристина стали всеобщими кумирами, популярными личностями в кругах творческой молодежи. Фукс открывает галерею, где собираются приверженцы фантастического реализма. Стиль его картин подвижен, как и его жизнь. Теперь в них можно найти немало эротических и мифологических мотивов.

Фукс, а значит, и его школа фантастического реализма путешествовали с выставками по всему миру. Япония, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Париж — это лишь малая часть географии. На художественных ярмарках, салонах и аукционах работы адептов смелого стиля были самыми желанными.

И не только живопись


Увлечением Фукса теперь становится не только живопись: на свет появляются предметы декоративно-прикладного искусства и даже архитектурные сооружения, придуманные и разработанные Фуксом.

После двух лет реставрационных работ Фукс превратил «Виллу Вагнер», построенную легендарным архитектором Отто Вагнером в 14-м районе Вены, в свою частную студию, оформив особняк в согласии со своим экстравагантным видением. Став владельцем великолепного архитектурного творения, мастер уделил внимание и его внешнему декору, и внутреннему интерьеру: дополнил убранство виллы изготовленной по собственному проекту мебелью, скульптурами, светильниками, гобеленами и картинами. Вилла Вагнера стала музеем Эрнста Фукса, в котором представлены его ранние работы, начиная с 1945 года.

Фукс неустанно расширяет горизонты своего творчества, заказы ждут его по всей Европе. Это и монументальные работы в Вене, и декорации к оперным постановкам: «Парсифалю» Вагнера и «Волшебной флейте» Моцарта для мюнхенской оперы, «Сказкам Гофмана» Оффенбаха, балету «Легенда об Иосифе» в Италии. Вдохновение могло посетить Фукса в любой момент: на борту самолета или в гостиничном номере, и результат мог быть выражен в самой разной форме. В этот благотворный период выходят музыкальные альбомы «Von Jahve» и «Via Dolorosa».

В 1978 году Фукс впервые подписывает работу «Икар» псевдонимом Feuer Fuchs — огненный лис (нем.).

В конце 1980-х Фукс переехал на юг Франции и приступил к созданию масштабных картин, таких, как «Дионис», а также стал работать над дизайном для различных архитектурных проектов. Например, мозаичный фонтан Nymphaeum Omega, находящийся в саду Виллы, целиком спроектирован Фуксом.

Противоречие — кредо Эрнста Фукса


Вскоре художник начнет заниматься тем, что он назовет «Lebenswerk», то есть "делом жизни". Это Собор Святого Эгидия и «Часовня Апокалипсиса», которые находятся в городке Клагенфурт. Религия, апокалиптическая тематика и фантастический реализм причудливо и одновременно шокирующие, как, впрочем, и во всех работах Фукса, переплелись в пространстве часовни. Здесь можно встретить самолеты и архангелов, ракеты и сцену жертвоприношение Авраама, причем все это буйство сюжетов представлено в ярких, первозданных цветах. Работа над проектом заняла 20 лет. Помимо часовни, Эрнст Фукс занимался различные архитектурные проекты в Австрии. Например, отель Kunsthotel Fuchspalast в Каринтии.

Противоречия определяют жизнь и работу Эрнста Фукса. В его творчестве можно встретить Бога и дьявола, смерть и эротику, тонкие иконописные лики и пугающих, отвратительных персонажей. Сам художник сравнил свой рабочий процесс с общением со старыми мастерами. Как объяснял Фукс: «Гроза Микеланджело проносится сквозь ваш разум, до тех пор, пока тенистые гроты Леонардо не укроют вас».

Фукс был плодовитым писателем и, помимо ведения дневниковых записей, публиковал свою поэзию, эссе, эротическую прозу. Написал роман «Аура», представил работу «Небесная архитектура», где выразил свое видение архитектуры, живописи и скульптуры.

В 1990-х и начале 2000-х годов Эрнст Фукс участвовал в нескольких крупных международных выставках. Он был первым западным художником, который удостоился чести выставляться в Русском музее в Санкт-Петербурге после развала Советского Союза в 1993 году. В 2001 году художник посетил Третьяковскую галерею.

Эрнст Фукс скончался 9 ноября 2015 года, прожив по-настоящему фантастическую жизнь. Она была столь же яркой и насыщенной, как и его работы. На счету Фукса, помимо прочего – три официальных брака, многочисленные внебрачные отношения, 15 или даже 16 детей.

Мастер носил диковинные шляпы, созданные по собственному эскизу, ездил на золотом Роллс-Ройсе, интерьер которого придумал сам, декодировав его инкрустацией и росписью. Головной убор и авто стали «визитной карточкой» этого феерического персонажа в Вене. А из работ Фукса более всего на виду у широкой публики скульптура, установленная на крыше авто во дворе Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.

Автор: Людмила Лебедева
Перейти к биографии