«Красота — это совершенство. Как бесконечность, мы пытаемся ее постичь, но никогда не сможем. Я собираю то, что обогащает мою жизнь, наполняет смыслом и озаряет удивлением. Здесь, рядом со мной, в моем доме я могу видеть эти вещи, чтобы каждый мой день был до краев наполнен красотой» — Эрих Мария Ремарк.
Для Ремарка искусство демонстрировало достижения человечества, его гуманистические ценности, и служило оружием и противоядием от варварства, преследований, диктаторской политики и угрозы, которая исходит от войны.
Мировая известность и рождение коллекционера
Через десять лет после окончания Первой Мировой войны в 1928 году, Ремарк, пытаясь освободиться от преследующих демонов войны, написал роман «На Западном фронте без перемен». Книга принесла автору всемирную известность. Гонорары от публикаций и права на экранизацию потекли к писателю щедрым потоком.Внезапно разбогатев, Ремарк решил инвестировать средства в акции, золото, недвижимость и, по совету своей новой приятельницы Рут Альбу, к которой испытывал романтические чувства, — в произведения искусства. Берлинская актриса Рут Альбу была дочерью коллекционера и неплохо разбиралась в антиквариате, и когда в 1931 году Ремарк купил виллу на берегу озера Маджоре в швейцарском Порто Ронко, помогала оформлять интерьеры.
Вскоре дом писателя наполнился изысканными предметами старины, раскрывая эстетические предпочтения своего хозяина. Бронзовые статуэтки и вазы мастеров древнего Египта, Китая и Греции, мебель рококо , персидские ковры XVII века, венецианское стекло — дивные вещи мастеров далеких эпох дарили беспокойному сердцу писателю умиротворение. С большим интересом он принялся изучать историю искусства, покупая десятки книг. Со временем самостоятельные исследования, последующие знакомства с арт-дилерами, визиты в музеи и собственное собрание помогут Ремарку стать не только тонким ценителем искусства, но также эрудированным коллекционером и экспертом.
Приехав в Америку, Росс устроился на работу к крупному нью-йоркскому арт-дилеру и коллекционеру Силверсу. Благодаря знаниям своего нового помощника Силверс частенько представлял Росса своим клиентам как эксперта из Лувра. «За то время, что я пробыл в Брюссельском музее, я усвоил одну истину: вещи начинают говорить, только когда на них долго смотришь. А те вещи, которые говорят сразу, далеко не самые лучшие. […] Так у меня выработалось особого рода умение оценивать на ощупь патину. К тому же я провел много ночей у музейных витрин и узнал кое-что о фактуре старых окисей, хотя никогда не видел их при дневном свете. Но как у слепого вырабатывается безошибочное осязание, так и у меня за это время появилось нечто похожее».
«Эта бронза показалась мне в лавке на ощупь настоящей; правда, ее очертания и рельефы были чересчур определенны, что, возможно, как раз и не понравилось музейным экспертам, но все же она не производила впечатления позднейшей подделки. Линии были четкие. А когда я закрыл глаза и начал обстоятельно, очень медленно водить пальцами по фигуре, ощущение, что бронза настоящая, еще усилилось.
В Брюсселе я не раз встречался с подобными скульптурами. И о них тоже сперва говорили, что это копия эпохи Тан или Мин. Дело в том, что китайцы уже во времена Хань, то есть примерно с начала нашего летоисчисления, копировали и закапывали в землю свои скульптуры эпохи Шан и Чжоу. Поэтому по патине трудно было определить подлинность работы, если в орнаменте или в отливке не обнаруживали каких-либо характерных мелких изъянов».
Два товарища: Бони и Файльхен
В 1930 году Рут Альбу познакомила Ремарка с Вальтером Файльхенфельдтом (Walter Feilchenfeldt) — крупнейшим экспертом живописи модернистов в Европе, который сыграл решающую роль в постепенном превращении коллекции Ремарка в одно из лучших частных собраний своего времени. Писатель в свою очередь со своим огромным состоянием стал для арт-дилера очень важным клиентом в годы Великой депрессии в Германии. Со временем взаимная симпатия и обоюдный интерес к искусству, где Вальтер выступал одновременно экспертом и наставником, переросли в долголетнюю искреннюю дружбу. Ремарк по-приятельски зовет галериста «Файльхен», а Вальтер обращается к писателю, как и другие друзья Ремарка, — «Бони».Ремарк увлекается искусством импрессионистов и покупает у Вальтера работы Моне, Писсарро, Дега, Сезанна и Ренуара. Одним из первых его приобретений была пастель Дега «Три танцовщицы».
Многие события из скитальческой жизни Файльхенфельдта — мастера своего дела, вынужденного работать нелегально, пребывая в бесконечном страхе быть депортированным, — войдут в романы Ремарка «Триумфальная Арка» и «Возлюби ближнего своего».
Ремарк стал крестным отцом сына Вальтера Файльхенфельдта. По семейному преданию Файльхенфельдтов, Ремарк согласился быть крестным, если мальчика назовут в его честь. Родители малыша посчитали имя Эрих «отвратительным», поэтому взяли второе имя писателя — Мария — и сын Файльхена был назван Вальтер Мишель Мария. Сегодня Вальтер Файльхенфельдт — известный эксперт по творчеству Ван Гога и Сезанна, автор монографий и каталогов об этих художниках, один из организаторов он-лайн каталога-резонне работ Поля Сезанна, а также автор публикации «Бони и Файльхен. Коллекционер и его арт-дилер», отдельной главой она вошла в книгу «Импрессионисты Ремарка: Коллекционирование и деятельность арт-дилеров в изгнании».
Позже писателю представится возможность принять участие в проекте по сохранению наследия любимого художника — он стал одним из спонсоров Мемориального Комитета Сезанна, основанного в 1952 году, который выкупил студию Поля Сезанна в Экс-ан-Прованс. В 1954 году в доме открылся музей художника — «Мастерская Сезанна».
Поль Сезанн. Два черепа. 1890 г. Фото strannik17.livejournal.com
В 1939 году Ремарк покупает через Вальтера первое большое полотно Сезанна «На равнинах Бельвю». Словно предчувствуя, что это их последняя сделка, Вальтер дарит Ремарку акварель Сезанна «Два черепа», шутя называя работу их двойным портретом. Вскоре их на долгие годы разлучит война, Ремарк будет часто писать своему «единственному другу юности».
Ремарк, Дитрих, Сезанн. Кто "третий лишний"?
В 1937 году на Венецианском кинофестивале Ремарк познакомился с Марлен Дитрих. Богиня-кинозвезда и интеллектуал-одиночка казались полными противоположностями, но многое их сближало: ранний успех и финансовая независимость, каждый в свое время публично отвернулся от нацистов, хотя они не были евреями и переехали в Америку, и накануне войны оба переживали личные кризисы: «У нас слишком много прошлого, — писал Ремарк актрисе, — и нет будущего».Марлен Дитрих в своей квартире в Нью-Йорке. 1948 год. Источник фото: lumieregallery.net
Дитрих всецело овладела помыслами Ремарка. Писатель мучился из-за непостоянства и холодности актрисы, ревновал к поклонникам и любовникам, которые не исчезли с его появлением в жизни актрисы. В периоды терзаний, тоски и ревности спасением для Ремарка становились новые приобретения для своего собрания, как никогда его успокаивали акварели Сезанна.
Что ж, единственное, что было неподвластно влиянию Марлен, — это коллекция писателя, та страсть, с которой он отдавался своему увлечению. Сезанн всего дороже? Что ж, Дитрих время от времени требовала подарить ей работы французского художника в залог его любви к ней. И Ремарк одаривал свою возлюбленную изысканными украшениями, дарил рисунки Коро, Сезанна и Делакруа (у самой актрисы было несколько живописных пейзажей Коро и Утрилло).
Земля обетованная
Накануне войны в сентябре 1939 года Ремарк приехал в Америку и поселился в Лос-Анджелесе. Первый год в Штатах был для Ремарка сложным: несмотря на финансовую независимость, он страдал от одиночества и депрессии, связанной с вынужденным переездом. Искусство и коллекционирование стало важной частью жизни Ремарка в эмиграции.В Лос-Анджелесе в то время не было крупных музеев и галерей, и когда в июне 1940 года арт-дилер Сэм Зальц (Sam Salz) открывает там филиал своей галереи — Ремарк в числе первых посетителей. По иронии судьбы Зальц был заклятым врагом Файльхенфельдта, но Ремарк и на этот раз стал спасательным кругом для эмигранта Сэма Зальца, познакомив его с голливудскими актерами и продюсерами.
Зальц специально для Ремарка разыскивает Сезанна, но также обращает внимание писателя на работы других модернистов. Собрание Ремарка пополняется работами новых для него художников — Тулуз-Лотрека, Утрилло, Пикассо, Домье и Писсарро.
Летом 1940 года Ремарк изменил свое отношение к коллекционированию. Обычно его собрание могли увидеть лишь друзья, а теперь он хочет показать свою коллекцию широкой публике. В феврале 1941 писатель передал четыре работы в Музей Метрополитен на выставку «Французская живопись от Давида до Тулуз-Лотрека», а в январе 1942 — работу Ван Гога на выставку в нью-йоркскую галерею Розенберга.
Поближе познакомившись с директором Городского музея в Лос-Анджелесе Роландом МакКинни, он представляет всю свою коллекцию на выставке под названием «Коллекция Э. М. Р.», которая проходила с ноября 1942 по июль 1943 года. Событие для города было значительным и не осталось незамеченным.
В 1943 году Ремарк предоставляет для выставки в Галерее Knodler 13 живописных работ, 32 рисунка и два фаюмских портрета. Критик New York Times Эдвард Алден Джевелл писал о «необыкновенно большой роли» коллекции Ремарка в тогдашнем арт-сезоне.Затем произведения из собрания Ремарка из Галереи Knodler отправились на выставку в Музей Метрополитен, а еще позже — в Цюрихский художественный музей.
Свое собрание работ Сезанна Ремарк передал на временную экспозицию в музей Метрополитен, где они находились с 1949 по 1956 год, а с 1956 до 1979 года они заняли место в Художественном музее Цюриха.
В коллекции Ремарка были два фаюмских портрета — редкие образцы искусства Древнего Египта римского периода. В начале ХХ века эти работы принадлежали коллекционеру Рудольфу Моссе — немецкому издателю еврейского происхождения, владельцу богатейшего собрания. Он умер в 1920 году, оставив все свое состояние дочери Фелисии Лахманн-Моссе. Нацисты конфисковали коллекцию и в 1934 году более 400 произведений из собрания Моссе были проданы на аукционе. Неизвестно, при каких обстоятельствах приобрел эти портреты Ремарк, так как писатель не покупал работы с сомнительным провенансом. В 1970-е фаюмские портреты на аукционе приобрел Цюрихский университет, а в 2015 году по закону реституции они были переданы наследникам семьи Моссе.
Счастье на горе Преображения
В 1948 году Ремарк вернулся на свою виллу «Каса Монте Табор» в Швейцарии. В 1930-е годы она служила ему крепостью, укрывавшей от нацистов, а теперь станет райской обителью, где он будет жить со своей второй женой, голливудской актрисой Полетт Годдар. Для обоих это будет последний и самый счастливый брак. Полетт вернет ему вкус к жизни, меланхолия писателя отступит перед жизнерадостным и легким характером актрисы. Они много путешествуют по Европе: чередой идут Сант-Мориц, Зальцбург, Вена, Лондон, Париж, Канны, Венеция и любимый город Полетт — Рим.Искусство — их общее увлечение. Полетт также собирала произведения искусства задолго до знакомства с Ремарком. Ее интересовала антикварная мебель, декоративно-прикладное творчество древнего Египта, Азии, а также искусство доколумбовой эпохи. В 1947 году вместе со своим третьим мужем Берджессом Мередитом она открыла антикварный магазин и художественную галерею «High Tor Associates» в штате Нью-Йорк.
Полетт Годдар. Источник фото: the-decophile.blogspot.com
У актрисы была также роскошная коллекция ювелирных украшений от Cartier, Van Cleef & Arpels, Trabert & Hoeffer-Mauboussin, Paul Flato, а также эксклюзивные изделия от Сальвадора Дали. Полетт никогда не покупала драгоценности, но давала понять своим мужьям и обожателям, что именно принесет ей удовольствие. Когда актрису не утвердили на роль Скарлетт в фильме «Унесенные ветром», утешением стали два подарка — брошь с бриллиантами от финансиста фильма Джока Уитни и серьги с браслетом с изумрудами и бриллиантами от ее второго мужа Чарли Чаплина.
Она жила в Сан-Анджело-Инн напротив студии художника — актриса случайно узнала о готовящемся аресте и предупредила Риверу. С ее помощью он пересек границу и приехал в Калифорнию, а встретившим его репортерам заявил, что Полетт спасла ему жизнь. Ривера написал портрет актрисы в 1940—1941 годы. Работа, начатая в Мексике, была закончена в Америке.
Полетт Годдар пережила мужа на 20 лет. Она завещала 20 миллионов долларов Нью-Йоркскому Университету (NYU) на развитие образовательных и исследовательских программ. Исполняя ее волю, в 1995 году Университет основал Институт Ремарка. Это учреждение ведет множество проектов, главная цель которых — поддерживать и развивать связи между Европой и Америкой. Таково было желание самого Ремарка.
Автор: Ирина Олих.