Регистрация

Исследования Русского музея открывают новые факты о работах Брюллова, Тропинина, Шагала

Мне нравится4       0  
Новая атрибуция или вновь открытые детали пейзажа, яркие краски, показавшиеся из-под слоев темного лака или удачное восполнение утраченных деталей — в тихой и размеренной жизни научных исследователей и специалистов Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея бывают свои яркие события. Вашему вниманию — некоторые из них.
Сегодня отдел реставрации Русского музея — это современный научно-реставрационных центр, состоящий из 16 подразделений, где работают более 90 специалистов.

Героиня портрета кисти Брюллова

9 августа в Михайловском дворце открылась выставка одной картины. Причиной для ее представления широкой публике послужило открытие, сделанное сотрудниками Русского музея. Выяснилось, что портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше кисти Карла Брюллова, считавшийся изображением Ульяны Смирновой, на самом деле — портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше великой княжны Александры Николаевны (1825−1844), младшей дочери императора Николая I. Картина, написанная в конце 1830-х годов, поступила в Русский музей в 1920 году из собрания великого князя Константина Константиновича и называлась просто «Женский портрет». Надпись на картине — «У Смирнова» — послужила причиной того, что 60 лет полотно фигурировало в каталогах как портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше некой Ульяны Смирновой.
Карл Брюллов. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше великой княжны Александры Николаевны. 1837−1844
Сотрудник ГРМ Сергей Алексеев заметил очевидное сходство героини работы Брюллова с известными портретными образами княжны. Маленькая собачка — очевидно, любимица юной Александры Николаевны, которую она держит на руках, — позировала вместе с хозяйкой и для другого портрета, выполненного Кристиной Робертсон, что также помогло атрибуции. «Законченный портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше княжны Александры Николаевны находился в собрании мужа Александры Россет, в замужестве — Смирновой — известной дамы пушкинского времени. И этот муж ее — Смирнов — являлся собирателем живописи. И надпись на рисунке означает не имя и фамилию изображенной, а лишь место владения этой вещи», — поясняет заведующий отделом живописи XVIII—XIX веков Русского музея Григорий Голдовский. Уникальность картины и в том, что это единственный завершенный портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше члена императорской семьи в творческом наследии Брюллова.

Произведение можно увидеть на выставке «Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа», которая будет работать в ГРМ до 1 октября 2018 года.


Художник рисует художника: портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Майкова кисти Тропинина

Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше художника Николая Апполоновича Майкова кисти Василия Тропинина был написан в 1821 году. Картина поступила в Русский музей в 1924 году из петербургского Общества поощрения художников. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше было необходимо не только очистить от пожелтевшего лака, а и выяснить происхождение деревянной надставки, которая исказила авторский форма произведения. Дело в том, что Тропинина часто обвиняли в том, что у него «головы подпирают потолок» — иначе говоря, портретам композиционно не хватает пространства над изображением модели. Возможно, одному из владельцев захотелось «улучшить» картину, увеличив ее размер, и холст основы вышел из границ подрамника.
Ведущий художник-реставратор Мария Третьякова за работой по раскрытию авторской живописи от слоёв пожелтевшего лака и записей
Специалисты предположили, что размеры картины «подгонялись» под раму определенного габарита; было решено вернуть портрету первоначальный размер. Реставрация продолжается, и вскоре этот портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше будет в числе других произведений представлять собрание Русского музея на художественной выставке в Йошкар-Оле, которая откроется в октябре 2018 года. Зрители увидят картину так, как ее задумал Тропинин — в первоначальном композиционном и колористическом замысле.
Василий Тропинин. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше художника Н. А. Майкова (фрагмент. 1821). Иллюстрация справа: картине вернули оригинальный размер, снят слой пожелтевшего лака, кроме контрольной полосы на кисти руки. Слева — картина до реставрации, с надписанным пространством над головой портретируемого.

Реставрация картины Марка Шагала "Лавка в Витебске"

Небольшое произведение «Лавка в Витебске» — одна из пяти живописных работ Марка Шагала, хранящихся в Русском музее. Картина была написана художником в 1914 году, вскоре после его возвращения из Парижа в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. Выполненная темперой на бумаге средней плотности, картина впоследствии была наклеенна на картон низкого качества — возможно, это сделал сам Марк Шагал. С течением времени это вызвало деформацию работы: появились горизонтальные изломы с утратами верхнего слоя бумаги и красочного слоя.
Марк Шагал. «Лавка в Витебске». 1914
Картина после реставрации
Было решено снять дублировочный картон полностью и заменить его на новый, нейтральный, не содержащий древесной массы. Бумажная основа была бережно восстановлена и укреплена. Теперь работа Шагала помещена в раму под «отнесенное» стекло, не соприкасающееся с бумагой. Дублировочный исторический картон бережно сохранили: его смонтировали на оборотную сторону экспоната.

  • Фрагмент картины Марка Шагала до реставрации
  • Процесс расслоения картона

Плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше Веры Хлебниковой

Графическое произведение графики известного художника Веры Хлебниковой было подарено музею сыном художницы, Маем Петровичем Митурич-Хлебниковым в 1980 году. «Плакат к вечеру памяти В. В. Хлебникова» (1924) состоит из двух частей и посвящен брату художницы, Велемиру Хлебникову (1885 — 1922) — поэту и прозаику, одному из крупнейших деятелей русского авангарда и футуризма, реформатору поэтического языка. Рисунок выполнен на плотной бумаге низкого качества, и со временем она стала хрупкой и ломкой, авторские листы неравномерно пожелтели, сильно загрязнены, затерты и деформированы.
  • Вера Хлебникова. "Плакат к вечеру памяти В.В. Хлебникова". 1924
  • Левая и правая части плаката до реставрации
Вера Митурич-Хлебникова: «…Архивы, которые попадали ко мне, это все — человеческие жизни. Это свидетельства и нашей общей истории, и жизни какого-то отдельного человека. Чьи-то архивы после смерти хозяина попадают в музей, а кто-то умирает — и все выкидывают. Если все эти бумаги не сохранятся — человек перестает существовать…» Читайте в Артхиве интервью с художницей, внучатой племянницей поэта Велимира Хлебникова.
Так выглядит плакат×Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. читать дальше перед реставрацией: вдоль краёв — многочисленные мелкие фрагменты утрат авторского листа, своеобразный пазл, который предстоит «собрать» реставраторам.

Илья Машков и "Дама с контрабасом"

В отличие от картины Брюллова, персона, изображенная на картине Ильи Машкова «Дама с контрабасом», известна: это вторая жена художника, Елена Федоровна Федорова. Полнофигурный портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше , написанный в 1915 году, поступил в Русский музей из собрания известного ленинградского коллекционера Соломона Шустера. Произведение очень востребовано на художественных выставках Русского музея как в России, так и за рубежом, поэтому после окончания реставрации картина вернется в музейные залы, минуя фонды, и будет вновь радовать зрителей.
Удаление стойких подлаковых загрязнений с лицевой поверхности картины Ильи Машкова «Дама с контрабасом». Фото: Государственный Русский музей
Устраняя разрушительную работу времени и последствия прежних (не всегда удачных) реставрационных работ, сотрудники Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея восстанавливают первоначальный облик картины.

Напомним, что портреты жен русских художников показывали на крупной выставке в Москве.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Подготовлено по материалам публикаций Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея. (включая все приведенные в публикации фото). Главная иллюстрация: Карл Брюллов. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше великой княжны Александры Николаевны (фрагмент).
Художники, упоминаемые в статье
Карл Павлович Брюллов
Биография • Работы
Василий Андреевич Тропинин
Биография • Работы
Марк Захарович Шагал
Биография • Работы
Вера Владимировна Хлебникова
Вера Владимировна Хлебникова
Биография • Работы
Илья Иванович Машков
Биография • Работы
Кристина Робертсон
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP