Новая атрибуция или вновь открытые детали пейзажа, яркие краски, показавшиеся из-под слоев темного лака или удачное восполнение утраченных деталей — в тихой и размеренной жизни научных исследователей и специалистов Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея бывают свои яркие события. Вашему вниманию — некоторые из них.
Сегодня отдел реставрации Русского музея — это современный научно-реставрационных центр, состоящий из 16 подразделений, где работают более 90 специалистов.
Героиня портрета кисти Брюллова
9 августа в Михайловском дворце открылась выставка одной картины. Причиной для ее представления широкой публике послужило открытие, сделанное сотрудниками Русского музея. Выяснилось, что портрет кисти Карла Брюллова, считавшийся изображением Ульяны Смирновой, на самом деле — портрет великой княжны Александры Николаевны (1825−1844), младшей дочери императора Николая I. Картина, написанная в конце 1830-х годов, поступила в Русский музей в 1920 году из собрания великого князя Константина Константиновича и называлась просто «Женский портрет». Надпись на картине — «У Смирнова» — послужила причиной того, что 60 лет полотно фигурировало в каталогах как портрет некой Ульяны Смирновой.Карл Брюллов. Портрет
великой княжны Александры Николаевны. 1837−1844
Сотрудник ГРМ Сергей Алексеев заметил очевидное сходство героини работы Брюллова с известными портретными образами княжны. Маленькая собачка — очевидно, любимица юной Александры Николаевны, которую она держит на руках, — позировала вместе с хозяйкой и для другого портрета, выполненного Кристиной Робертсон, что также помогло атрибуции. «Законченный портрет
княжны Александры Николаевны находился в собрании мужа Александры Россет, в замужестве — Смирновой — известной дамы пушкинского времени. И этот муж ее — Смирнов — являлся собирателем живописи. И надпись на рисунке означает не имя и фамилию изображенной, а лишь место владения этой вещи», — поясняет заведующий отделом живописи XVIII—XIX веков Русского музея Григорий Голдовский. Уникальность картины и в том, что это единственный завершенный портрет
члена императорской семьи в творческом наследии Брюллова.
Произведение можно увидеть на выставке «Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа», которая будет работать в ГРМ до 1 октября 2018 года.
Произведение можно увидеть на выставке «Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа», которая будет работать в ГРМ до 1 октября 2018 года.
Художник рисует художника: портрет Майкова кисти Тропинина
Портрет художника Николая Апполоновича Майкова кисти Василия Тропинина был написан в 1821 году. Картина поступила в Русский музей в 1924 году из петербургского Общества поощрения художников. Портрет было необходимо не только очистить от пожелтевшего лака, а и выяснить происхождение деревянной надставки, которая исказила авторский форма произведения. Дело в том, что Тропинина часто обвиняли в том, что у него «головы подпирают потолок» — иначе говоря, портретам композиционно не хватает пространства над изображением модели. Возможно, одному из владельцев захотелось «улучшить» картину, увеличив ее размер, и холст основы вышел из границ подрамника.Ведущий художник-реставратор Мария Третьякова за работой по раскрытию авторской живописи от слоёв пожелтевшего лака и записей
Специалисты предположили, что размеры картины «подгонялись» под раму определенного габарита; было решено вернуть портрету первоначальный размер. Реставрация продолжается, и вскоре этот портрет
будет в числе других произведений представлять собрание Русского музея на художественной выставке в Йошкар-Оле, которая откроется в октябре 2018 года. Зрители увидят картину так, как ее задумал Тропинин — в первоначальном композиционном и колористическом замысле.
Василий Тропинин. Портрет
художника Н. А. Майкова (фрагмент. 1821). Иллюстрация справа: картине вернули оригинальный размер, снят слой пожелтевшего лака, кроме контрольной полосы на кисти руки. Слева — картина до реставрации, с надписанным пространством над головой портретируемого.
Реставрация картины Марка Шагала "Лавка в Витебске"
Небольшое произведение «Лавка в Витебске» — одна из пяти живописных работ Марка Шагала, хранящихся в Русском музее. Картина была написана художником в 1914 году, вскоре после его возвращения из Парижа в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. Выполненная темперой на бумаге средней плотности, картина впоследствии была наклеенна на картон низкого качества — возможно, это сделал сам Марк Шагал. С течением времени это вызвало деформацию работы: появились горизонтальные изломы с утратами верхнего слоя бумаги и красочного слоя.Марк Шагал. «Лавка в Витебске». 1914
Картина после реставрации
Картина после реставрации
Было решено снять дублировочный картон полностью и заменить его на новый, нейтральный, не содержащий древесной массы. Бумажная основа была бережно восстановлена и укреплена. Теперь работа Шагала помещена в раму под «отнесенное» стекло, не соприкасающееся с бумагой. Дублировочный исторический картон бережно сохранили: его смонтировали на оборотную сторону экспоната.
Плакат Веры Хлебниковой
Графическое произведение графики известного художника Веры Хлебниковой было подарено музею сыном художницы, Маем Петровичем Митурич-Хлебниковым в 1980 году. «Плакат к вечеру памяти В. В. Хлебникова» (1924) состоит из двух частей и посвящен брату художницы, Велемиру Хлебникову (1885 — 1922) — поэту и прозаику, одному из крупнейших деятелей русского авангарда и футуризма, реформатору поэтического языка. Рисунок выполнен на плотной бумаге низкого качества, и со временем она стала хрупкой и ломкой, авторские листы неравномерно пожелтели, сильно загрязнены, затерты и деформированы.Вера Митурич-Хлебникова: «…Архивы, которые попадали ко мне, это все — человеческие жизни. Это свидетельства и нашей общей истории, и жизни какого-то отдельного человека. Чьи-то архивы после смерти хозяина попадают в музей, а кто-то умирает — и все выкидывают. Если все эти бумаги не сохранятся — человек перестает существовать…» Читайте в Артхиве интервью с художницей, внучатой племянницей поэта Велимира Хлебникова.
Так выглядит плакат
перед реставрацией: вдоль краёв — многочисленные мелкие фрагменты утрат авторского листа, своеобразный пазл, который предстоит «собрать» реставраторам.
Илья Машков и "Дама с контрабасом"
В отличие от картины Брюллова, персона, изображенная на картине Ильи Машкова «Дама с контрабасом», известна: это вторая жена художника, Елена Федоровна Федорова. Полнофигурный портрет , написанный в 1915 году, поступил в Русский музей из собрания известного ленинградского коллекционера Соломона Шустера. Произведение очень востребовано на художественных выставках Русского музея как в России, так и за рубежом, поэтому после окончания реставрации картина вернется в музейные залы, минуя фонды, и будет вновь радовать зрителей.Удаление стойких подлаковых загрязнений с лицевой поверхности картины Ильи Машкова «Дама с контрабасом». Фото: Государственный Русский музей
Устраняя разрушительную работу времени и последствия прежних (не всегда удачных) реставрационных работ, сотрудники Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея восстанавливают первоначальный облик картины.
Напомним, что портреты жен русских художников показывали на крупной выставке в Москве.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам публикаций Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея. (включая все приведенные в публикации фото). Главная иллюстрация: Карл Брюллов. Портрет великой княжны Александры Николаевны (фрагмент).
Подготовлено по материалам публикаций Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея. (включая все приведенные в публикации фото). Главная иллюстрация: Карл Брюллов. Портрет великой княжны Александры Николаевны (фрагмент).