На ловца и зверь бежит
Если говорить о русском авангарде, ситуация на арт-рынке с данным ответвлением живописи сложилась, можно сказать, плачевная. С одной стороны, высокий спрос на советских модернистов у западной публики привел к тому, что их начали подделывать в промышленных масштабах. А из-за того, что во времена СССР за провенансом, то есть, за непосредственной историей перехода полотна из одних рук в другие, никто тщательно не следил (из-за специфики тогдашнего арт-рынка, вернее сказать, его легального отсутствия, это было невозможно), определение подлинности холстов становится делом проблематичным. Ведь именно безупречный провенанс традиционно играет решающую роль в атрибуции картин на Западе.Поскольку на наших просторах не было принято официально фиксировать сделки по купле-продаже произведений искусства, для восстановления истории картины приходится прибегать не к изучению архивов, а обращаться к родственникам, которые могли бы подтвердить или опровергнуть ее авторство. Но даже в таких случаях бывает затруднительно безошибочно определить подлинность работы.
Доходит до курьезов. Так, в 2014 году в Италии проходила выставка «Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма», где, по уверениям организаторов, были представлены работы Малевича, Гончаровой, Лентулова и Клюна из частных коллекций, многие из которых никогда прежде не выставлялись. Российские эксперты, такие как искусствовед Андрей Сарабьянов, один из авторов Энциклопедии русского авангарда, и Татьяна Горячева из Третьяковской галереи поставили под сомнение подлинность картин на выставке. И хотя кураторы утверждали, что она подтверждена экспертизой лабораторий Политехнического института Милана, о происхождении работ они деликатно умалчивали.
Аристарх Васильевич Лентулов
Женщина с гармоникой, 1913
Раз Шагал, два Шагал
Обычно мошенники редко рискуют делать копии известных картин, местонахождение которых общеизвестно — понятное дело, никто не примет за чистую монету предложение купить оригинал «Черного квадрата», например. Но некоторые рискуют дублировать менее известные произведения, надеясь на то, что из частной коллекции они никогда не попадут на рынок, и копия таким образом не будет разоблачена.Так поступал Эли Сахай, дилер из США. Он делал копии с приобретенных им картин и продавал их японским коллекционерам, прилагая к ним настоящий сертификат подлинности. Расчет был на то, что подделки осядут на Дальнем Востоке и никогда не пересекутся с оригиналом. Так он приобрел «Лиловую скатерть» Марка Шагала за 312 тысяч долларов, «толкнул» копию с нее японскому коллекционеру более чем за полмиллиона, а затем избавился и от оригинала, продав его несколько лет спустя за 626 тысяч долларов.
Сделано китайцем
Одну из самых грандиозных афер в мире живописи получилось провернуть в период с 1994 по 2009 годы у бывшего арт-дилера Глафиры Росалес. Ей удалось продавать через печально известную галерею Knoedler поддельные картины Джексона Поллока, Роберта Мазервелла, Марка Ротко и других художников. Когда правда всплыла наружу, это привело к закрытию галереи и аресту предприимчивой бизнесвумен. Но к тому моменту она смогла реализовать 31 работу на сумму более 80 миллионов долларов.Настоящим автором работ оказался китаец Пей-Шен Цянь, проживавший в Нью-Йорке. У него выходило настолько искусно копировать оригиналы, что его картины одалживали для экспозиций кураторы из Национальной галереи искусств и музея Гуггенхайма, пока работы считали настоящими. В их защиту можно лишь отметить, что у галереи Knoedler на тот момент была полуторавековая история и безупречная репутация, благодаря чему в принципе стали возможны подобные махинации.
Источник: apnews.com
Авторы поддельных шедевров иногда оказываются настолько талантливыми, что их картины занимают места в специальных экспозициях, где выставляются лучшие подделки, а их коллекционированием занимаются отдельные музеи.
Одна из работ Пей-Шэнь Цяня, выполненная «под Ротко», удостоена чести открывать экспозицию «Сокровища на суде: искусство и наука обнаружения подделок» в Музее Винтертура (Делавэр, США). Так что для некоторых художников путь к 15 минутам славы лежит через обман.
Фото картины Пей-Шень Цяня в стиле Марка Ротко: winterthur.org