Многие считают, что каталог-резоне — это что-то вроде большого адронного коллайдера или черного ящика в самолете: то, о чем все слышали, но подробности доступны лишь специалистам. На самом деле множество собраний работ великих художников доступны в онлайн-режиме, и каждый желающий может увидеть их в отличном качестве и изучить всю необходимую информацию. Разбираемся, что же такое каталоги-резоне, какие сведения содержат и для чего они нужны.
Что это такое
Прообраз современных полных перечней произведений был создан, вероятно, в 1550 году, когда известный деятель, художник, писатель и, собственно, первый искусствовед в истории Джорджо Вазари опубликовал книгу, в которой описал и указал местонахождение шедевров художников вроде Микеланджело и Боттичелли. С тех пор восприятие и понимание значения искусства множество раз трансформировалось и менялось, но и сегодня многие организации и фонды, занимающиеся исследованием, сохранением и популяризацией творческого наследия различных художников, создают специальные каталоги-резоне (c французского raisonné - мыслить, рассуждать), в который они в хронологическом порядке включают все известные произведения мастера, таким образом исчерпывающе освещая его творческий путь. Каталоги содержат наиболее полную информацию о каждой работе, среди которой могут быть такие данные:
- Ее название
- Размер
- Дата создания
- Место создания
- Текущее местоположение/владелец на момент включения в резоне
- Провенанс (история владения)
- Выставки, на которых произведение экспонировалось
- Его состояние
- Литература, в которой о нем идет речь
- Публикации, посвященные художнику
- Критические оценки и замечания
- Полное описание картины/скульптуры
- Подписи, надписи и монограммы художника, присутствующие на ней
- Номер, под которым работа содержится в каталоге
- Ее репродукции
- Права на воспроизведение изображений работы и ее представление на выставках
Скриншот страницы с работой Сальвадора Дали из онлайн каталога-резоне
Как составляются подобные перечни
Над каталогами работает множество экспертов, но в целом есть четыре основных этапа процесса: если речь идет о картине, то начинается все с профессиональной оценки живописного стиля полотна — изучается композиция, манера мазка, цвет, характер красочной поверхности и подпись. Это нужно для того, чтобы определить, действительно ли работа принадлежит кисти определенного мастера.
Далее тщательно изучается провенанс произведения, после чего искусствоведы рассматривают исторический контекст его создания.
К работе привлекают экспертов — ученых, известных искусствоведов, специализирующихся на определенном стиле, жанре, периоде в истории искусства, или же изучающих наследие конкретных художников (так, в случае с предполагаемой работой Казимира Малевича советуются с Александрой Шатских).
В случае необходимости им на помощь приходят исследователи, эксперты, работающие в технически оснащенных лабораторях (таковые могут быть в ведении музеев, а также являться отдельными предприятиями). Специалисты (включая судмедэкспертов) при помощи сложной техники (начиная с электронного микроскопа) предоставляет данные, необходимые для принятия окончательного решения по поводу того или иного творения.
Далее тщательно изучается провенанс произведения, после чего искусствоведы рассматривают исторический контекст его создания.
К работе привлекают экспертов — ученых, известных искусствоведов, специализирующихся на определенном стиле, жанре, периоде в истории искусства, или же изучающих наследие конкретных художников (так, в случае с предполагаемой работой Казимира Малевича советуются с Александрой Шатских).
В случае необходимости им на помощь приходят исследователи, эксперты, работающие в технически оснащенных лабораторях (таковые могут быть в ведении музеев, а также являться отдельными предприятиями). Специалисты (включая судмедэкспертов) при помощи сложной техники (начиная с электронного микроскопа) предоставляет данные, необходимые для принятия окончательного решения по поводу того или иного творения.
Источник: artworkarchive.com
«В том случае, если эксперты признают произведение принадлежащим руке мастера, первым делом нужно выяснить, какой у него провенанс: где работа была создана, кто был ее владельцем, где она была приобретена, есть ли какие-то документы, связанные с ней. Нам необходимо собрать всю историю воедино, потому что она очень ценна. Второе — оригинал объекта должен быть изучен самим фондом (организацией по наследию художника — прим. ред.). Таким образом, процесс включения картины или скульптуры в каталог похож на сюжет детектива, и, чтобы получить полное представление о ее значении, нужно собрать все детали воедино, как паззл», — говорит эксклюзивный представитель фонда Александра Архипенко Мэттью Стивенсон.
Для чего нужны каталоги-резоне
Есть множество художников, произведения которых представляют большую ценность, а арт-рынки изобилуют подделками либо же творениями их подмастерьев и учеников. Наследие любого выдающегося мастера должно быть исследовано и защищено от засилья фальшивок, поэтому, в первую очередь, подобные перечни составляются для ученых, которым важно иметь заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Важны каталоги-резоне и для выставочной деятельности. Помимо этого, каталоги, конечно же, нужны коллекционерам и дилерам, которым важно не допустить заполнения рынка подделками, ведь последнее в конечном итоге может вызвать его обрушение.
Так, в последние декады изрядно подорвано доверие к русскому авангарду: недавний скандал в Генте лишь один из наиболее ярких примеров. Не все ладно и на рынке работ Модильяни: целая выставка в Генуе оказалась «подделкой» — слишком соблазнительна награда, работы стоят миллионы. По причине обилия подделок и легкости их представления не слишком высоки цены на работы Сальвадора Дали: он действительно подписывал пустые листы, оставлял автографы на работах, которые не сам изготовил.
Так, в последние декады изрядно подорвано доверие к русскому авангарду: недавний скандал в Генте лишь один из наиболее ярких примеров. Не все ладно и на рынке работ Модильяни: целая выставка в Генуе оказалась «подделкой» — слишком соблазнительна награда, работы стоят миллионы. По причине обилия подделок и легкости их представления не слишком высоки цены на работы Сальвадора Дали: он действительно подписывал пустые листы, оставлял автографы на работах, которые не сам изготовил.
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в картинной галерее в Брюсселе
1650, 123×163 см
Где можно увидеть примеры каталогов-резоне
Ранее базы произведений существовали исключительно в бумажном виде, но сейчас наиболее прогрессивные институции представляют их и на своих сайтах, так что изучить их может каждый желающий. Вот несколько примеров таких ресурсов:
• Собрание всех произведений Поля Сезанна
• Перечень скульптур Александра Архипенко
• Коллекция работ Сальвадора Дали, созданных им в 1910—1983 годах
• Каталог творений Исаму Ногучи
• Собрание всех произведений Поля Сезанна
• Перечень скульптур Александра Архипенко
• Коллекция работ Сальвадора Дали, созданных им в 1910—1983 годах
• Каталог творений Исаму Ногучи
Каталог-резоне с работами Поля Сезанна
Источник: cezannecatalogue.com
Источник: cezannecatalogue.com
Пожалуй, знание таких деталей, как существование каталогов-резоне и необходимости исследовать провенанс может изрядно подпортить просмотр фильма «Лучшее предложение» (кадр из этого фильма — главная иллюстрация материала), однако истина на арт-рынке несравнимо дороже эффектного представления в киноиндустрии.