войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Каталог-резоне

Многие считают, что каталог-резоне — это что-то вроде большого адронного коллайдера или черного ящика в самолете: то, о чем все слышали, но подробности доступны лишь специалистам. На самом деле множество собраний работ великих художников доступны в онлайн-режиме, и каждый желающий может увидеть их в отличном качестве и изучить всю необходимую информацию. Разбираемся, что же такое каталоги-резоне, какие сведения содержат и для чего они нужны.
Каталог-резоне

Что это такое

Прообраз современных полных перечней произведений был создан, вероятно, в 1550 году, когда известный деятель, художник, писатель и, собственно, первый искусствовед в истории Джорджо Вазари опубликовал книгу, в которой описал и указал местонахождение шедевров художников вроде Микеланджело и Боттичелли. С тех пор восприятие и понимание значения искусства множество раз трансформировалось и менялось, но и сегодня многие организации и фонды, занимающиеся исследованием, сохранением и популяризацией творческого наследия различных художников, создают специальные каталоги-резоне (c французского raisonné - мыслить, рассуждать), в который они в хронологическом порядке включают все известные произведения мастера, таким образом исчерпывающе освещая его творческий путь. Каталоги содержат наиболее полную информацию о каждой работе, среди которой могут быть такие данные:
  • Ее название
  • Размер
  • Дата создания
  • Место создания
  • Текущее местоположение/владелец на момент включения в резоне
  • Провенанс (история владения)
  • Выставки, на которых произведение экспонировалось
  • Его состояние
  • Литература, в которой о нем идет речь
  • Публикации, посвященные художнику
  • Критические оценки и замечания
  • Полное описание картины/скульптуры
  • Подписи, надписи и монограммы художника, присутствующие на ней
  • Номер, под которым работа содержится в каталоге
  • Ее репродукции
  • Права на воспроизведение изображений работы и ее представление на выставках
Скриншот страницы с работой Сальвадора Дали из онлайн каталога-резоне
Скриншот страницы с работой Сальвадора Дали из онлайн каталога-резоне

Как составляются подобные перечни

Над каталогами работает множество экспертов, но в целом есть четыре основных этапа процесса: если речь идет о картине, то начинается все с профессиональной оценки живописного стиля полотна — изучается композиция, манера мазка, цвет, характер красочной поверхности и подпись. Это нужно для того, чтобы определить, действительно ли работа принадлежит кисти определенного мастера.
Далее тщательно изучается провенанс произведения, после чего искусствоведы рассматривают исторический контекст его создания.
К работе привлекают экспертов — ученых, известных искусствоведов, специализирующихся на определенном стиле, жанре, периоде в истории искусства, или же изучающих наследие конкретных художников (так, в случае с предполагаемой работой Казимира Малевича советуются с Александрой Шатских).
В случае необходимости им на помощь приходят исследователи, эксперты, работающие в технически оснащенных лабораторях (таковые могут быть в ведении музеев, а также являться отдельными предприятиями). Специалисты (включая судмедэкспертов) при помощи сложной техники (начиная с электронного микроскопа) предоставляет данные, необходимые для принятия окончательного решения по поводу того или иного творения.
Источник: artworkarchive.com
Источник: artworkarchive.com
«В том случае, если эксперты признают произведение принадлежащим руке мастера, первым делом нужно выяснить, какой у него провенанс: где работа была создана, кто был ее владельцем, где она была приобретена, есть ли какие-то документы, связанные с ней. Нам необходимо собрать всю историю воедино, потому что она очень ценна. Второе — оригинал объекта должен быть изучен самим фондом (организацией по наследию художника — прим. ред.). Таким образом, процесс включения картины или скульптуры в каталог похож на сюжет детектива, и, чтобы получить полное представление о ее значении, нужно собрать все детали воедино, как паззл», — говорит эксклюзивный представитель фонда Александра Архипенко Мэттью Стивенсон.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал

Для чего нужны каталоги-резоне

Есть множество художников, произведения которых представляют большую ценность, а арт-рынки изобилуют подделками либо же творениями их подмастерьев и учеников. Наследие любого выдающегося мастера должно быть исследовано и защищено от засилья фальшивок, поэтому, в первую очередь, подобные перечни составляются для ученых, которым важно иметь заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Важны каталоги-резоне и для выставочной деятельности. Помимо этого, каталоги, конечно же, нужны коллекционерам и дилерам, которым важно не допустить заполнения рынка подделками, ведь последнее в конечном итоге может вызвать его обрушение.

Так, в последние декады изрядно подорвано доверие к русскому авангарду: недавний скандал в Генте лишь один из наиболее ярких примеров. Не все ладно и на рынке работ Модильяни: целая выставка в Генуе оказалась «подделкой» — слишком соблазнительна награда, работы стоят миллионы. По причине обилия подделок и легкости их представления не слишком высоки цены на работы Сальвадора Дали: он действительно подписывал пустые листы, оставлял автографы на работах, которые не сам изготовил.

Где можно увидеть примеры каталогов-резоне

Ранее базы произведений существовали исключительно в бумажном виде, но сейчас наиболее прогрессивные институции представляют их и на своих сайтах, так что изучить их может каждый желающий. Вот несколько примеров таких ресурсов:
Собрание всех произведений Поля Сезанна
Перечень скульптур Александра Архипенко
Коллекция работ Сальвадора Дали, созданных им в 1910—1983 годах
Каталог творений Исаму Ногучи

Рекомендуемые выставки и показы
Каталог-резоне с работами Поля Сезанна 
Источник: cezannecatalogue.com
Каталог-резоне с работами Поля Сезанна
Источник: cezannecatalogue.com
Пожалуй, знание таких деталей, как существование каталогов-резоне и необходимости исследовать провенанс может изрядно подпортить просмотр фильма «Лучшее предложение» (кадр из этого фильма — главная иллюстрация материала), однако истина на арт-рынке несравнимо дороже эффектного представления в киноиндустрии.