Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Экстравагантный визуальный спектакль готовится представить в своих стенах Музей истории искусств в Вене. В середине октября он откроет выставку,в центре которой будут находиться два титана искусства XVII века — живописец Микеланджело Меризи да Караваджо(1571−1610) и скульптор Джованни Лоренцо Бернини(1598−1680). Эти два революционных творца впервые сойдутся в одном показе. Оба художника по-новому воспринимали и передавали реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
,правдоподобность и пафос сильных эмоций.
«Драматические человеческие эмоции в стиле барокко» кураторы готовятся продемонстрировать с помощью свыше семидесяти шедевров римской живописи и скульптуры. Это будет первая в истории крупная выставка Караваджо и Бернини в Австрии.
Музей истории искусств в Вене хранит самую крупную и важную за пределами Италии коллекцию работ Караваджо и его последователей. Однако он ни разу не устраивал большой показ,демонстрирующий художника и его эпоху.
Работы Джованни Лоренцо Бернини — скульптора,рождённого поколением позже — чьи произведения оказали большое влияние на австрийское искусство барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.
Выставка исследует феномен раннего барокко и представляет революционное искусство,возникшее в Риме в первой половине XVII века. Караваджо и Бернини были выдающимися художниками Вечного города,чьи новаторские идеи и нестандартный образ жизни неизменно вызывали сенсацию.
Показ раскрывает роль Рима в художественной революции 1600 — 1650 годов,которая сильно повлияла на остальную часть Европы. В течение этих десятилетий город был магнитом для многочисленных талантливых художников из Флоренции,Неаполя и Ломбардии,а также из Франции,Германии,Фландрии и Низких стран. Все они экспериментировали с новыми темами и композициями. Их произведения наполнены драматизмом и страстью,неожиданными или сильными эмоциями,движением — и характеризуются оригинальным использованием цвета.
Экспансивные жесты,выразительные черты и действия главных героев картин раскрывают и демонстрируют сильные чувства. Художники обратились к эмоциям своей аудитории. Пять десятилетий между 1600-м и 1650 годами ознаменовали рождение горячо эмоционального искусства,не только в живописи и скульптуре,но также в поэзии,литературе,музыке и театре. Внезапный шок в «Мальчике,укушенном ящерицей» Караваджо документально подтверждает увлечение сильными страстями в тот период.
Ещё одна особенность эпохи раннего барокко — растущая готовность художников сотрудничать друг с другом,о чём свидетельствует рождение академий и многочисленные дружеские отношения между творцами. Мастера сотрудничали в оформлении сложных,дорогостоящих семейных часовен и больших галерей,где различные материалы блестяще дополняли друг друга,взаимно усиливая эффект и выразительную силу. Иногда картины и скульптуры сплетаются настолько,что становится трудно их разделить(и это ещё одна особенность искусства барокко): скульптуры,демонстрируют качества живописных полотен,а те,в свою очередь,создают иллюзию архитектуры и скульптуры. Сопоставляя живопись и скульптуру,кураторы Музея истории искусств надеются предложить новый взгляд на искусство,созданное в Риме в начале XVII века.
Джованни Лоренцо Бернини, «Экстаз Святой Терезы. Модель для скульптуры» (1640). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Джованни Лоренцо Бернини, бюст кардинала Ришелье (1641). Лувр, Париж
За пределами Италии ещё никогда не проходили выставки с таким широким выбором важных шедевров того периода. Перед посетителями развернётся калейдоскоп шедевров не только Караваджо и Бернини,но и таких художников,как Артемизия Джентилески, Аннибале Карраччи, Никола Пуссен, Гвидо Рени и Пьетро да Кортона, а также скульпторов,в том числе Франческо Моти,Джулиано Финелли,Алессандро Альгарди и Франсуа Дюкенуа. Работы прибудут из ведущих мировых институтов — Рейксмузеума,Метрополитен-музея,Галереи Уффици,питерского Эрмитажа,музея Гетти,Пинакотеки Ватикана и других — а также из частных собраний.
Картины Караваджо из коллекции самого музея будут дополнены такими ключевыми работами,как«Нарцисс», «Мальчик,укушенный ящерицей», будет показан знаменитый«Иоанн Креститель» и «Портрет мальтийского рыцаря Антонио Мартелли». Из произведений Бернини в Вене представят«Медузу», модель«Слона с обелиском», бюст кардинала Ришелье,статую святого Себастьяна и модель для скульптуры«Святая Тереза в экстазе».
Впервые публике будут продемонстрированы четыре маленькие бронзовые головы. Они изначально предназначались для украшения кареты скульптора и до сих пор остаются в коллекции его наследников. Среди других ярких моментов — «Избиение младенцев» Гвидо Рени и открытая лишь в 2011 году«Мария Магдалина» Артемизии Джентилески,единственной женщины,которая зарекомендовала себя одним из ведущих итальянских мастеров живописи начала XVII века. Картина,находящаяся в частном собрании,также впервые будет представлена зрителям.
Выставка«Караваджо и Бернини» откроется в венском Музее истории искусств 15 октября 2019 года и будет работать до 19 января 2020-го. Затем она переедет в амстердамский Рейксмузеум,где её можно будет посетить с 14 февраля по 7 июня.
Стоит напомнить,что попасть на показ в венском музее можно будет только по билетам,предварительно забронированным на определённый временной промежуток. Войти на выставку вы сможете только во время,указанное на билете, — но оставаться в галереях позволено сколь угодно долго.
По материалам официального сайта Музея истории искусств в Вене