Масштабная выставка в таллинском художественном музее KUMU под названием Дикари Германии. Экспрессионисты групп «Мост» и «Синий всадник» до середины января 2018 года представляет работы участников двух важнейших художественных групп начала прошлого века, существовавших в Германии и оказавших огромное влияние на европейское и американское изобразительное искусство.
Название выставки взято из статьи Франца Марка, опубликованной в 1912 году в легендарном альманахе «Синий всадник», изданном участниками одноимённого объединения, основанного в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и самим Францем Марком. Кроме них, участниками объединения стали Пауль Клее и Август Маке, Алексей Явленский и Марианна Верёвкина, Альфред Кубин и Габриэле (Габриель) Мюнтер.
«В эпоху великой борьбы за новое искусство мы выступаем как „дикие“, не организованные против старой сплоченной силы. Бой неравных; но в сфере духовных ценностей побеждают не числом, а мощью идей. Внушающее страх оружие „диких“ — новые мысли; они вернее, чем сталь, поражают наповал и разрушают считавшееся ранее несокрушимым», — писал Франц Марк.
«Кто такие немецкие „дикие“? Большая часть их отлично известна, вокруг неё не раз поднимался шум: дрезденский „Мост“, берлинский „Новый Сецессион“ и мюнхенское „Новое объединение“. Старейший из них — „Мост“. Он сразу же заявил о себе с полнейшей серьёзностью, но Дрезден был слишком чопорен для восприятия его идей. Конечно, не настал еще срок для их распространения. Лишь спустя несколько лет выставки двух других объединений вдохнули новую опасную жизнь в страну».
«В эпоху великой борьбы за новое искусство мы выступаем как „дикие“, не организованные против старой сплоченной силы. Бой неравных; но в сфере духовных ценностей побеждают не числом, а мощью идей. Внушающее страх оружие „диких“ — новые мысли; они вернее, чем сталь, поражают наповал и разрушают считавшееся ранее несокрушимым», — писал Франц Марк.
«Кто такие немецкие „дикие“? Большая часть их отлично известна, вокруг неё не раз поднимался шум: дрезденский „Мост“, берлинский „Новый Сецессион“ и мюнхенское „Новое объединение“. Старейший из них — „Мост“. Он сразу же заявил о себе с полнейшей серьёзностью, но Дрезден был слишком чопорен для восприятия его идей. Конечно, не настал еще срок для их распространения. Лишь спустя несколько лет выставки двух других объединений вдохнули новую опасную жизнь в страну».
Верхнее фото: Франц Марк. Создание лошадей. 1913
Фото ниже: Василий Кандинский. Белое пятно (Белая точка). 1925
Фото ниже: Василий Кандинский. Белое пятно (Белая точка). 1925
Немецкую художественную группу «Die Brücke» («Мост»), просуществовавшую до 1913 года, основали в 1905-м четыре студента, изучавших архитектуру в Технической школе Дрездена: Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Вскоре к группе присоединились Эмиль Нольде, Отто Мюллер и Макс Пехштейн, целый ряд зарубежных художников объявили себя принадлежащими к ней, среди них — Кес ван Донген и Богумил Кубишта.
Главной целью своего творчества художники группы «Мост» считали не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а изображение внутреннего мира человека, той «действительной Действительности», которую нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 году дал название этому течению в искусстве — экспрессионизм . Именно участники групп «Мост» и «Синий всадник» стали основными представителями первой волны течения.
Главной целью своего творчества художники группы «Мост» считали не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а изображение внутреннего мира человека, той «действительной Действительности», которую нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 году дал название этому течению в искусстве — экспрессионизм . Именно участники групп «Мост» и «Синий всадник» стали основными представителями первой волны течения.
Карл Шмидт-Ротлуф. Русская деревня. 1919
Кристиан Рольф. Горы (Бавария). 1911
Алексей Явленский. Цветы
Конрад Мяги. Женский портрет
. 1918−1921 (работа из эстонской секции выставки)
Габриэле (Габриель) Мюнтер. Церковь в Ридхаузене. 1908
Читайте также: Кандинский и «Синий всадник» в музее Ленбаххаус
Кристиан Рольфс. Башня святого Павла в Зосте. 1913
Алексей Явленский. Жёлтый дом. 1914
Карл Шмидт-Ротлуф. Лодка на берегу
Выставка в музее KUMU, организованная кураторами Детмаром Вестхоффом, Ральфом Койнингом, Корой Фассбендер и Лийсом Пяхлапуу, даёт возможность познакомиться с работами всех основных участников обеих групп, на ней представлены работы Эрнста Людвига Кирхнера и Эмиля Нольде, Василия Кандинского и Августа Маке, Франца Марка и Алексея Явленского, Кристиана Рольфса и Карла Шмидта-Ротлуфа, Габриэле Мюнтер и Макса Пехштейна, Отто Мюллера и Эмиля Нольде.
Кроме них, на выставке демонстрируются работы эстонских художников начала ХХ века, испытавших на себе мощное влияние экспрессионизма — Адо Ваббе, Пеэта Арена, Николая Трийка и Конрада Мяги, Мярта Лаармана и Яана Вахтра.
Экспозиция была подготовлена в сотрудничестве с многочисленными художественными музеями и галереями Германии, а также Museum de Fundatie (Нидерланды) и Zwolle Westhoff Fine Arts (Германия). Экспрессионистские произведения эстонских авторов предоставлены Художественным музеем Эстонии, Тартуским художественным музеем и частными коллекционерами.
Кроме них, на выставке демонстрируются работы эстонских художников начала ХХ века, испытавших на себе мощное влияние экспрессионизма — Адо Ваббе, Пеэта Арена, Николая Трийка и Конрада Мяги, Мярта Лаармана и Яана Вахтра.
Экспозиция была подготовлена в сотрудничестве с многочисленными художественными музеями и галереями Германии, а также Museum de Fundatie (Нидерланды) и Zwolle Westhoff Fine Arts (Германия). Экспрессионистские произведения эстонских авторов предоставлены Художественным музеем Эстонии, Тартуским художественным музеем и частными коллекционерами.
Карл Шмидт-Ротлуф. Пейзаж
с полями. 1911
Иллюстрации выше: Эрнст Людвиг Кирхнер. Портрет
Герды. 1914
Эрих Хеккель. Страдающая девушка. 1914
Эрих Хеккель. Страдающая девушка. 1914
Габриэле (Габриель) Мюнтер. Портрет
Мимми Сандбек. 1916
«В душах рождалась мистика, а с ней и древнейшие элементы искусства. Последние произведения этих „диких“ нельзя выводить из развития формы как таковой и перетолкования импрессионизма… „Дикие“ не видели в прекрасных призматических цветах и в кубизме цели, достойной их внимания. Они преследовали другие задачи — создать символы своего времени, символы, место которым уготовано в алтарях грядущих духовных верований, за ними исчезновение генератора технических идей», — писал Франц Марк.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Молодые девушки с острова Фемарн
На выставке в распоряжении посетителей — около десятка масок специально для селфи. Автор этого материала примерил одну из них.
Выставка открыта до 14 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Текст, фото: Евгений Деменок.