Регистрация

Семеро обманщиков: кто из старых мастеров имитировал реальность?

Мне нравится17       0  
Тромплей, или обманка — это прием, с помощью которого художники показывают «фокус»: создают на плоскости объемную реальность. Такие картины рвутся наружу — или же, напротив, вам самим интересно в них залезть. Знакомый и модный обман: стрит-арт… скетчинг… Между тем искусство это — весьма не новое.

Самюэл ван Хогстратен: во что горазд ученик Рембрандта?

Старший из семерых детей в семье Хогстратен рисовать любил с малых лет. Сначала брал уроки у отца, затем — у Рембрандта. У него в мастерской Самюэл познакомился с коллегой, который увлек его оптическими иллюзиями — с Карелом Фабрициусом. Так художник полюбил тромплей.

Петрус Кристус (1410-1475): портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше - это серьезно

Петрус Кристус. Портрет картезианца

«Тромплейная часть» картины — деревянная рамка, которая на самом деле нарисована.

В Брюгге мастер не залегал на дно, а усердно работал. Ученик Яна ван Эйка не раз помогал старому мастеру с заказами и получил его мастерскую в наследство. Помимо главного наставника, на стиль Кристуса повлияли Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс (ок. 1630 - 1683): придворный "обманщик" короля

Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты, обманки и поражал королей умением рисовать полотна, максимально похожие на реальность. Корнелис был придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.

На фото: «Тромплей. Оборотная сторона картины в раме» (1668−1672 гг., Копенгаген, Государственный музей искусств). В такую работу Пиноккио точно постарался бы сунуть свой нос.

Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825): не кошмаром единым

Бывший пастор, который стал выдающихся художником — каких работ можно ожидать от такого человека? Только экстраординарных и манящих.

Репродукция картины Фюссли «Ночные кошмары» висела у кабинета Фрейда. Мастер любил все мистическое, мрачное и был не прочь наблюдать за играми разума — немудрено, что его картины нравились отцу психоанализа.
Обманки особенно хороши вживую: важно смотреть на них с правильной точки
Фюссли дружил с поэтом и художником Уильямом Блейком, не боялся заглядывать в глаза человеческим страхам и вообще считался главным новатором в живописи своей эпохи. Но в то же время уважал основательный, классический подход: хорошо знал историю искусств, мифологию, изучал античность и заимствовал из прошлых эпох строгость форм.

Пер Боррель дель Касо (1835 - 1910): cпасаясь от критики

Каталонский художник родился на севере Испании, неподалеку от Пиренеев. Любил пейзажи и религиозную тематику, но также удивлял зрителя и новаторскими штучками. Он дважды имел возможность стать главой крупной школы живописи в Барселоне, но вместо этого создал собственную Академию искусств.
На фото — актуальная картина о том, как надо поступать с мнением тех, кто вечно всем недоволен:
«Бегство от критики» (1874 г., коллекция банка Испании, Мадрид)

Хуан Санчес Котан: живенько!

Один из основателей испанского реализма, человек с мурчащей фамилией Котан много лет писал в Толедо натюрморты и портреты, а затем бросил все и стал послушником в монастыре. Усталость от мирской суеты привела художника туда, где у него появилось много времени на совершенствование мастерства. Нет, ну каков огурец, а?!

Гелий Коржев (1925-1012): так и тянет выпить чаю

Гелий Коржев — представитель «сурового стиля». Это направление советского реализма, характерное для стыка 50-х и 60-х. «Суровые ребята» стремились на холсте передать брутальность новых героев и новой жизни. В основном их персонажи похожи на Гошу из фильма «Москва слезам не верит»: резкие, где-то даже навязчивые, но подкупающие напором. В этом ряду экспрессивные, драматичные работы Коржева стоят особняком — достаточно окинуть взглядом хотя бы фото c ретроспективы его работ, которая прошла недавно в Третьяковской галерее.

А мы сейчас обращаем внимание на то, что Коржев писал еще и необычные натюрморты.

Гелий Михайлович Коржев. Самовар

Федор Толстой (1783−1873): все для королев

Граф Толстой зарабатывал на творческие эксперименты «утилитарными», но впечатляющими обманками и натюрмортами. Акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
«Ягоды красной и белой смородины» (1818 г.) художник повторял так часто, что сам шутил: «Моя семья питается одной смородиной!». Говорят, его работы заказывала сама императрица Мария Федоровна (жена Александра III).

Граф прославился не только талантом, но и своенравностью, необычными манерами и страстью к путешествиям.

Федор Петрович Толстой. Ветка винограда
Федор Петрович Толстой
1814
Федор Петрович Толстой. Вилла на озере Обго
Федор Петрович Толстой
1796
Федор Петрович Толстой. Ветка сирени и канарейка
Федор Петрович Толстой
1819
Федор Петрович Толстой. Нарцисс
Федор Петрович Толстой
1814

И напоследок: кто все затеял?

Легенда гласит: в VI веке до нашей эры древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили, кто лучше распишет стену храма. Художники устроили конкурс на лучшее полотно. В час презентации Зевекис снял с работы завесу — а там виноград настолько реалистичный, что птицы принялись его клевать.
 — Твоя очередь, снимай покрывало! — бросил сопернику довольный художник.
 — Не могу — ответил Паррасий, — покрывало тоже нарисовано!
Геррит (Герард) Доу. Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)


Так состоялась презентация первых тромплеев. Позже художники начали использовать этот прием, чтобы визуально расширить пространство: рисовали на стенах ниши, окна и другие детали.

Геррит Доу. «Автопортрет»

Титульная иллюстрация: Корнелис Сафтлевен «Кот, смотрящий через забор».
Художники, упоминаемые в статье
Геррит (Герард) Доу
Биография • Работы
Ян ван Эйк
Биография • Работы
Рогир ван дер Вейден
Биография • Работы
Самюэл ван Хогстратен
Биография • Работы
Петрус Кристус
Биография • Работы
Хуан Санчес Котан
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP