Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста
Робер Кампен
Робер
 Кампен
Нидерланды 1375−1444
Подписаться19                
Подписаться19                
Биография и информация
 
Робер Кампен.
Нидерландский живописец Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. В период с 1418 по 1432 год Кампен руководил в Турне художественной мастерской, в которой среди прочих учились выдающиеся нидерландские живописцы Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Кроме того, исследователи предполагают, что Кампен мог встречаться с еще одним знаменитым современником — Яном ван Эйком, который в тот момент жил в Лилле. В эпоху соперничества между бургундским герцогством и французским королевством Кампен выступал на стороне последнего, за что неоднократно подвергался судебным преследованиям. Скончался Кампен в 1444 году в Турне.
Изучение художественного наследия Кампена крайне затруднено тем, что нет ни одной картины, где бы имелась его подпись. В соответствии с принципами работы в средневековых художественных мастерских, живописец, как правило, лишь намечал композицию картины, прорисовывал лица, а остальное заканчивали его ученики. К тому же с картин часто делалось несколько копий, принадлежавших как руке самого мастера, так и учеников. Таким образом, атрибуция всех произведений, приписываемых в настоящий момент Кампену, спорна. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря («Святая Троица»; «Дева Мария с младенцем»; «Святая Вероника», две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), «Портрет мужчины в красном тюрбане» (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке).
Робер Кампен стоит у истоков так называемых «фламандских примитивов». Его художественную манеру отличает реалистичность в изображении персонажей и деталей интерьера. В живописи Робера Кампена бытовые подробности заслоняют или полностью вытесняют прежде характерные для полотен религиозной тематики атрибуты: на его картинах отсутствует золотой фон, а также нет ореолов над святыми.
Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей — представителей местной знати — характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины. Умер художник в 1444 г.
Читать дальше
Работы понравились
Полина Кланг
+1

Лента
Робер Кампен. Рождение Христа.
1425, 87×70 см. Масло, Дерево. Музей изящных искусств, Дижон

«Христос, маленький, беспомощный головастик, лежит на холодной голой земле, судорожно поджав ножки и бессмысленно шевеля ручонками. Младенец Христос любой итальянской картины показался бы рядом с этим тщедушным кусочком плоти настоящим Геркулесом лет двух от роду. Кампен жертвует красотой воплотившегося Спасителя ради трогательной правды Его очеловечивания. Благочестие тех, для кого написана эта картина, – не в любовании красотой дитяти, рождённого Девой Марией, а в сердечном порыве: защитить, укрыть, согреть Младенца, не дать прерваться жизни, затеплившейся, как огонёк свечи, заслоняемой от ветра стариком Иосифом. Вот зачем Мария, Иосиф и повитухи окружают Иисуса с трёх сторон, не оставляя зазора, а спереди оградой служит белая лента.

На ленте написаны слова, с которыми повитуха обращается к женщине по имени Саломея: «Дева родила Сына». Та отвечает: «Уверую, когда проверю (девство ее)». В Протоевангелии Иакова рассказано, что едва недоверчивая протянула палец, как рука ее стала «отниматься, как в огне», и она взмолила Бога снять с нее этот срам. Ангел летит к ней со спасительным советом: «Коснись Младенца – и исцелишься». Конец истории в Протоевангелии таков: «И подошла Саломея, и взяла Младенца на руки, сказала: поклонюсь Ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась».

Мария, изумленно всплеснув руками, замерла на коленях перед «великим царем Израиля». Кампен был едва ли не первым, кто изобразил ее так, какою видела ее св. Бригитта: «Когда пришло время ей родить... она опустилась на колени и стала молиться. Пока она так молилась, воздев руки, Младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа».

(Из книги Александра Степанова. «Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды. Германия.Франция. Испания. Англия»)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Робер Кампен. Триптих: погребение Христа
Робер Кампен. Триптих: погребение Христа. Фрагмент: возложение в гробницу
Робер Кампен. Триптих: погребение Христа. Фрагмент: Ангелы над гробницей
Робер Кампен. Триптих: погребение Христа. Фрагмент: гробница Христа
Робер Кампен. Триптих: погребение Христа. Фрагмент: плачущий Ангел у гробницы Христа
Вся лента
Работы художника
всего 68 работ
Робер Кампен. Благовещение
1
Благовещение
1438, 58×64 см
Робер Кампен. Мадонна с младенцем Христом у камина. Правая створка диптиха
0
Мадонна с младенцем Христом у камина. Правая створка диптиха
1430, 34.3×24.5 см
Робер Кампен. Женский портрет
0
Женский портрет
1435, 40×27 см
Робер Кампен. Раскаявшийся разбойник на кресте. Фрагмент
0
Раскаявшийся разбойник на кресте. Фрагмент
1440, 133×93 см
Робер Кампен. Распятие Христа
0
Распятие Христа
1425, 77×47 см
Робер Кампен. Дева Мария во Славе
0
Дева Мария во Славе
1430, 47×31 см
Робер Кампен. Алтарь чуда о расцветшем посохе и обручении Марии
0
Алтарь чуда о расцветшем посохе и обручении Марии
1430, 77×88 см
Робер Кампен. Троица. Левая створка диптиха
0
Троица. Левая створка диптиха
1430, 34.3×24.5 см
Робер Кампен. Дева с младенцем в апсиде с двумя ангелами
0
Дева с младенцем в апсиде с двумя ангелами
Начало XV века, 45.1×34.3 см
Посмотреть 68 работ художника