войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1562
Размер: 117×162 см
Работа в подборках: 49 подборок
Тэги

Описание картины «Падение мятежных ангелов»

«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего – один из шедевров в коллекции Королевских музеев изящных искусств Бельгии. Институт приобрёл картину в 1846 году, считая работой его сына, Питера Брейгеля Младшего. Позже её создателем был назван Иероним Босх, пока в 1898 году в нижнем левом углу за рамой не обнаружилась надпись «MDLXII / Brvegel». Так панель была приписана истинному автору.

Тема картины – первая битва между Добром и Злом, произошедшая ещё до Грехопадения. Тогда самый могущественный ангел Люцифер («светоносный», – лат.) восстал против божественной власти и по приказу божьему был низвергнут архангелом Михаилом вместе с другими мятежными ангелами. Во время падения они превратились в демонов и были обречены на обитание в Преисподней.

Композиция разделена по горизонтали на две приблизительно равные половины – небеса в верхней части и ад в нижней. Светлые оттенки небес контрастируют с богатыми, мрачными тонами ада, где сливаются охра и тёплые коричневые тона. В центре изображён архангел Михаил в золотой броне и с расправленными крыльями. Его лицо бесстрастно, а плащ развивается в воздухе живописными складками. Правая нога старшего посланника Всевышнего покоится на животе семиглавого монстра, описанного в главе 12 «Откровений Иоанна Богослова».

Брейгель оригинально объединил Люцифера и древнего змия, ссылаясь на две истории – о начале и конце времён – и тем самым намекнув на вездесущность битвы Добра со Злом и одной из его важнейших составляющих, Гордыней. На этой панели художник соединил пространство и время в одном всеобъемлющем изображении.

Архангел Михаил готовится нанести мечом смертельный удар дракону, прежде чем низвергнуть его и падших ангелов в глубины ада. Искривлённая туша Люцифера-дракона и семь запрокинутых голов уже намекают на то, что должно произойти. На заднем плане с неба инфернальной спиралью льются ангелы, которым суждено превратиться в адских тварей. Сторонники Михаила уже трубят, провозглашая скорую победу.

Работа Брейгеля изобилует связями с Новым миром. В течение всего XVI века проводились всё более обширные исследования американского континента. Его фауна, флора и коренные народы стали объектами подробных наблюдений и описаний. Обилие ботанических и зоологических образцов, которые привозили первые исследователи, а также стремление каталогизировать новые знания привели к появлению кабинетов редкостей или кунсткамер.

Большинство коллекционеров того времени отличали то, что было создано человеком («артификалии»), от того, что было создано природой («натуралии»). Брейгель, который внимательно изучал окружающий мир, заполнил свою композицию причудливыми комбинациями одних с другими, как собиратель заполняет свой кабинет редкостей. Так, панцирь броненосца с классическими костными пластинами и ребристым хвостом превращается в тяжелую металлическую броню. Присутствие этого животного предполагает, что Брейгель был знаком с трудами первых исследователей американского континента. А тот факт, что художник связывает его с демоном, характерно для специфического восприятия Нового Света.

Среди натуралий можно идентифицировать части ракообразных, моллюсков и рыб. Например, экзотическую рыбу-ёжа из тропических морей, которая превращается в шипастый шар при угрозе. Понятно, что над ней занесён меч одного из ангелов, сражающихся вместе со святым Михаилом.

Брейгель снарядил падших ангелов различными вручную созданными артефактами, такими как научные или музыкальные инструменты, оружие и доспехи, этнографические предметы и даже произведения искусства. На одном, например, есть нагрудник из солнечных часов, две части которых связаны кожаным ремешком. Такие часы, как правило, изготавливались из слоновой кости и высоко ценились коллекционерами. Кроме того, считалось, что этот прибор способен корректировать земной хаос и синхронизировать жизнь людей с регулярностью Вселенной. Повесив эти часы на падшего ангела, Брейгель, кажется, демонстрирует определённую иронию по отношению к этой идее.

По мнению искусствоведа Тины Меганк, в «Падении мятежных ангелов» Питер Брейгель Старший отразил политический хаос в Нидерландах того периода – растущую напряжённость между католическими правителями страны и местными аристократами-протестантами. В этой работе художник представляет мир, ведомый к апокалипсису, что оказалось предсказанием: четыре года спустя, в 1566 году, по Фландрии прокатились массовые антикатолические беспорядки, послужившие прологом Восьмидесятилетней войны. Таким образом, предупреждение, написанное Брейгелем, – гордыня предшествует падению – стало болезненной реальностью.

Источники вдохновения Брейгеля свидетельствуют о его точном и глубоком знании художественных произведений и окружающего его мира. Его шедевр приглашает зрителя задуматься о возможностях и опасностях человеческих стремлений к знаниям и искусству. Это особенно привлекательная тема для эрудированных коллекционеров того времени, которая, несомненно, не потеряла свою актуальность на протяжении веков.

Автор: Влад Маслов. По материалам книги Тины Меганк «Pieter Bruegel the Elder's Fall of the Rebel Angels: Art, Knowledge and Politics on the Eve of the Dutch Revolt»
Комментарии