Описание картины «Вавилонская башня (малая)»
Картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» – грандиозная работа художника, написанная в 1565 году.
Живописец создал ряд произведений на данную тематику. В основе работы Брейгеля Старшего под названием «Вавилонская башня» – аллегория о гордыне человека. Любопытно, что в работе, которая была создана на этот же сюжет раньше («Малая Вавилонская башня»), строение полностью подавляло человеческое начало. Вторая же картина мастера, при всей ее грандиозности и поэтичности, наполнена ощущением жизни, которое сквозит и в многочисленных фигурах строителей, и в движущихся повозках, и в ландшафте (в особенности – в море крыш вблизи башни). Тут живописец не просто уходит от эффекта подавления, а следует далее — он пытается отыскать в природе человеческое начало.
В основе картины Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» лежит эпизод одной из книг Моисея о возведении башни, каковую люди задумали, чтобы достать до небес. Дабы смирить человеческую гордыню, Господь смешивает языки, из-за чего становится нельзя понять друг друга. Это разобщает людей, поэтому строительство так и не закончилось. Вывод этой работы — тленность сущего, тщета желания человека поравняться с Богом.
«Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего вполне соответствует традиционному представлению притчи в живописи: видны впечатляющие масштабы работ, изображено множество персонажей, различная техника. Есть данные, что в 1553-м живописец посетил Рим. В работе «Вавилонская башня» можно запросто узнать Колизей с присущими тому элементами. Сооружение окружают бараки, краны, подъемники, которые применяли тогда; лестницы, леса; 7 этажей строения возведены, кипит работа над следующим. У основания башни находится портовый город. Место, где строят башню, характерным морским ландшафтом подобно Нидерландам.
Персонажи, показанные на полотне (разнорабочие, каменотесы) кажутся необычайно маленькими, своим рвением они подобны муравьям. Намного заметнее фигура Нимрода, известного завоевателя (II тыс. до н. э.), который инспектировал этот объект – его традиционно считают руководителем при возведении башни, также отчетливо видна его свита внизу полотна. Глубокий, восточного типа поклон работников начальнику — дань происхождению сюжета. Как полагал автор, провал, постигший такой грандиозный проект, вызвал не языковой барьер, а погрешности, которые были допущены при строительстве. Громадная башня может казаться довольно основательной, но при более близком наблюдении заметно, что ярусы располагаются косо, этажи снизу не достроены или разрушаются, само здание накренилось в направлении города, а будущее проекта в целом достаточно печально.