C 10 октября Музей Бойманса — ван Бенингена знакомит зрителей с повседневной жизнью Нидерландов XVI века. Главный козырь выставки — собранные вместе шедевры гениев Северного Возрождения — Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Причем в Нидерланды впервые за столетия приехал «Воз сена», а картину Босха будут реставрировать при всем честном народе. Экспозицию дополняют около 80 превосходных работ «жанристов» — Луки ван Лейдена, Квентина Массейса, Питера Артсена, Яна Сандерса ван Хемессена, Мартина ван Клеве.
На выставке нет места скучным сценам: наряду с традиционными крестьянскими праздниками и катанием на коньках художники не чурались и иронии, и сатиры, встречаются и «некорректные картины». Ведь еще одно, символическое название выставки — долой респектабельность!
Неизвестный художник XVIвека «Чем больше мы будем тебя предупреждать, тем больше тебе будет хотеться забраться к нам через окно»
Итак, добро пожаловать в мир бродячих монахов, нищих, попрошаек, мошенников-врачей, развратных стариков, скупых мытарей и дураков!
Странник
XVI век, 71×70.6 см
Иеронима Босха называют первым жанристом. Его известнейший триптих «Воз сена», «сборище» человеческих пороков, впервые за 450 лет покажут в Нидерландах.
Воз сена. Внешние створки триптиха. Странник
1515, 135×90 см
Об этой работе читайте в нашей новости «Воз сена» Иеронима Босха возвращается в Нидерланды спустя столетия".
Воз сена
1515, 135×190 см
Куратор Фризо Ламмертс (Friso Lammertse) рассказывает: «Каждая выставка с работами Питера Брейгеля Старшего — это огромный вызов. Его работ крайне мало и музеи практически никогда не дают на экспозицию эти хрупкие произведения. В коллекции нашего музея есть четыре работы Босха и одна Брейгеля».
В этом году ради двух исключительны выставок возникла договоренность между двумя музеями. Картину «Крестьянин и разоритель гнезд», которая никогда не покидала стены родного Исторического музея в Вене, покажут в Роттердаме. В свою очередь нидерландский музей отдаст свой шедевр Брейгеля «Вавилонская башня» на крупнейшую выставку в Вену в 2018 году.
Вавилонская башня (малая)
1565, 59.9×74.6 см
Картина «Крестьянин и разоритель гнезд» — поздняя и самая монументальная картина Брейгеля Старшего. Его современники воспринимали ее как забавную шутку. Художник проиллюстрировал пословицу XVI века — «Тот, кто знает, где гнездо, имеет знания, а тот кто грабит — имеет гнездо». Крестьянин идет прямо на зрителя, показывая на разорителя гнезда, и смеется, заметив как тот сейчас упадет с дерева. Потешаясь над ним, сам он не замечает, как направляется прямо в канаву.
Крестьянин и разоритель гнёзд
1568, 59.3×68.3 см
О расшифрованных пословицах, проиллюстрированных в картине Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы», читайте в нашем отдельном материале.
На протяжении веков живопись изображала религиозные сцены и портреты. С XVI века произошли значительные изменения, и художники начали обращать внимание на сцены из повседневной жизни. Их выбор предмета был весьма избирательным: вместо того, чтобы писать добропорядочных и трудолюбивых граждан, они писали шарлатанов, бродяг и пьяниц. При этом, как подчеркивают кураторы выставки, качество всех работ чрезвычайно высоко, все мастера демонстрируют свою виртуозную технику.
Лука ван Лейден «Хирург», 1524, гравюра, 11,7×7,4, Музей Бойманса — ван Бенингена, Роттердам
Лука ван Лейден «Хирург», 1524, гравюра, 11,7×7,4, Музей Бойманса — ван Бенингена, Роттердам
Большинство сцен - едкая сатира с шутками о скупости, пьянстве, сексе, и даже если есть четкий нравственный урок — комедия всегда доминирует.
Испанский праздник
1545, 28.3×41.8 см
Катание на коньках перед воротами Святого Георгия в Антверпене
1550-е
, 23.2×29.9 см
Впрочем, на выставке можно увидеть вполне невинные развлечения и даже полезные занятия общества XVI века.
Пекарня
1560, 86×170 см
Крестьянская свадьба
1572, 33.5×42.9 см
Особенный сюрприз для зрителей выставки! Картину «Святой Христофор» Босха, которой уже более 500 лет, будут реставрировать прямо на глазах зрителей.
Картину «Святой Христофор» Босха, которой уже более 500 лет, будут реставрировать прямо на глазах зрителей. Этот захватывающий процесс можно будет наблюдать в рамках выставки до января 2016 года. В ходе реставрации будут удалены старые слои краски, следы ретуши, деревянную основу укрепят и удалят добавленные позже деревянные вставки, в заключение — картину покроют новым слоем лака. Эту работу готовят к путешествию на выставку в Мадрид, посвященную грандиознейшему мероприятию — Году Босха в 2016 году. О запланированных выставках в честь Босха читайте в наших ближайших анонсах.
Босх «Святой Христофор», 1505, Музей Бойманса — ван Бенингена
Выставка открыта с 10 октября 2015 по 17 января 2016 в Музее Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме.
В новости использованы материалы пресс-релиза официального сайта музея Бойманса — ван Бенингена (www.boijmans.nl). Главная иллюстрация — фрагмент триптиха Босха «Воз сена», 1516, Прадо