Сцена
«Жизнь», написанная в 1903 году – один из шедевров «голубого периода» Пикассо. Художник никогда не пытался дать миру чёткое представление об этой картине, которая сейчас является одной из жемчужин Музея изящных искусств в Кливленде. Однако нам известны трагические обстоятельства, которые стали «спусковым крючком» для легендарного «голубого периода».
Он приходится на 1900 – 1904 годы, когда Пикассо писал по существу монохромные картины в синих и сине-зелёных оттенках, изредка разбавляя их другими цветами. Эти мрачные работы сейчас входят в число самых популярных у испанца, хотя в своё время он продавал их с трудом. Его первые годы в Париже были тяжёлыми, и эти полотна с изображениями нищих, калек, беспризорников и слепых, казалось, отражают собственную бедность живописца и неуверенность в завтрашнем дне.
Предполагается, что отправной точкой для этого периода у Пикассо стало самоубийство его друга Карлоса Касагемаса, который застрелился в парижском кафе 17 февраля 1901 года. Сам художник утверждал, что начал писать синим, когда узнал о смерти коллеги. Но искусствовед Хелена Секель отмечает, что во время суицида его не было в Париже. Это драматическое событие проявилось в творчестве Пикассо лишь осенью того же года, когда он сделал несколько портретов покойного.
Начиная с конца 1901 года Пикассо написал несколько посмертных портретов Касагемаса, кульминацией которых стала мрачная аллегорическая картина «Жизнь». Такое же настроение пронизывает хорошо известную гравюру
«Скудная трапеза» (1904), на которой изображены слепой мужчина и зрячая женщина, измождённые, сидящие за почти пустым столом. Слепота – это постоянная тема в работах Пикассо этого периода, например, таких как
«Завтрак слепого» (1903, Метрополитен-музей в Нью-Йорке) и портрет
«Селестина» (1903, Музей Пикассо в Париже). Кроме того, он также часто изображал обнажённых женщин и матерей с детьми.
Значительное влияние на картины Пикассо «голубого периода» оказал его визит в женскую тюрьму Сен-Лазар в Париже, где монахини служили ещё и охранницами. Картина
«Две сестры» (1902, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) – пример того, как художник совместил повседневную реальность с христианской иконографией. Поза и жесты женщин напоминают то, как художники изображают Посещение Марии, синий цвет символизирует Богородицу. Эта сцена соотносится с её встречей с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.
За «голубым периодом» последовал «розовый», когда в картинах Пикассо доминировал в основном этот тёплый цвет, однако депрессия художника не прекратилась. Она фактически продолжалась до «кубистического периода» (который следовал за «розовым»), и только в последующую полосу неоклассицизма его работы начали демонстрировать игривость, которая осталась выдающейся чертой его творчества до конца жизни. Современники Пикассо даже не делали различий между голубым и розовым периодами, считая их одним.
Постоянной темой «голубого» и «розового» периодов Пикассо стала безысходность социальных аутсайдеров – заключённых, нищих, артистов цирка, бедняков или других отчаявшихся. Эта тема отвечала не только его настроению, но и духу времени, художественному и интеллектуальному авангарду начала XX века.
Автор: Влад Маслов