«Две сестры» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) были написаны вскоре после возвращения Пикассо в Барселону. В письме от 13 июля 1902 года Максу Жакобу художник описал ещё незаконченную картину, изображающую «шлюху и монахиню в Сен-Лазар» (так называлась тюрьма, в которой находился «специальный лазарет» для лечения венерических заболеваний у женщин, задержанных полицией в борделях; монахини служили там ещё и охранницами).
Прочитав письмо Пикассо, можно представить себе сцену в духе Тулуз-Лотрека, однако фактически на картине изображены две женщины, одна из которых передаёт другой ребёнка – нежеланный плод случайной связи. Художник делает слабый жест в сторону реализма, изобразив «шлюху» (слева) в белом платке – обязательном головном уборе проституток, больных сифилисом. Сама работа выглядит как алтарь и выполнена на панели, а не на холсте – словно средневековая картина.
«Две сестры» – яркий пример того, как Пикассо совместил повседневную реальность с христианской иконографией. Поза и жесты женщин напоминают то, как художники изображают Посещение Марии, синий цвет символизирует Богородицу. Эта сцена соотносится с её встречей с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.
Картина была создана в «голубой период» Пикассо (1900 – 1904 годы), когда художник писал по существу монохромные картины в синих и сине-зелёных оттенках, изредка разбавляя их другими цветами. Эти мрачные работы сейчас входят в число самых популярных у испанца, хотя в своё время он продавал их с трудом. Его первые годы в Париже были тяжёлыми, и эти полотна с изображениями нищих, калек, беспризорников и слепых, казалось, отражают собственную бедность автора и его неуверенность в завтрашнем дне.
Неясно, что именно стало отправной точкой для этого периода. Возможно, на Пикассо повлияло путешествие по Испании и самоубийство его друга Карлоса Касагемаса, который застрелился в парижском кафе 17 февраля 1901 года. Сам художник утверждал, что начал писать синим, когда узнал о смерти коллеги. Но искусствовед Хелена Секель отмечает, что во время суицида его не было в Париже. Это драматическое событие проявилось в творчестве Пикассо лишь осенью того же года, когда он сделал несколько портретов покойного.
Начиная с конца 1901 года Пикассо написал несколько посмертных портретов Касагемаса, кульминацией которых стала мрачная аллегорическая картина
«Жизнь» (1903 год, Музей изящных искусств Кливленда). А «Две сестры» входят в число работ, раскрывающих теневой мир проституток и притонов, вместе с образом
«Селестина» (1903, Музей Пикассо в Париже), на котором представлена содержательница борделя Карлота Вальдивия. Бельмо на её глазу отсылает нас к ещё одной теме «голубого периода» – слепоте (см. гравюру
«Скудная трапеза», картины
«Завтрак слепого» и
«Старый еврей с мальчиком»). Кроме того, художник тогда так же часто изображал обнажённых женщин и матерей с детьми.
За «голубым периодом» последовал «розовый», когда в картинах Пикассо доминировал в основном этот тёплый цвет, однако депрессия художника не прекратилась. Она фактически продолжалась до «кубистического периода» (который следовал за «розовым»), и только в последующую полосу неоклассицизма его работы начали демонстрировать игривость, которая осталась выдающейся чертой его творчества до конца жизни. Современники Пикассо даже не делали различий между голубым и розовым периодами, считая их одним.
Постоянной темой «голубого периода» Пикассо, перешедшей и в «розовый», стала безысходность социальных аутсайдеров – заключённых, нищих, артистов цирка, бедняков или других отчаявшихся. Эта тема отвечала не только его настроению, но и духу времени, художественному и интеллектуальному авангарду начала XX века.
Автор: Влад Маслов