Портрет
«Селестина» (второе его название – «Женщина с бельмом») написан в 1904 году в конце «голубого периода» Пикассо и ныне находится в музее художника в Париже. Это одна из серии картин, посвящённых теневому миру борделей; её героиня – Карлота Вальдивия, содержательница притона в Барселоне.
«Голубой период» Пикассо приходится на 1900 – 1904 годы, когда он писал по существу монохромные картины в синих и сине-зелёных оттенках, изредка разбавляя их другими цветами. Эти мрачные работы сейчас входят в число самых популярных у испанца, хотя в своё время он продавал их с трудом. Его первые годы в Париже были тяжёлыми, и эти полотна с изображениями нищих, калек, беспризорников и слепых, казалось, отражают собственную бедность живописца и неуверенность в завтрашнем дне.
Слепота – это постоянная тема в работах Пикассо того периода. Она объединяет «Селестину» с такими произведениями, как
«Завтрак слепого» (1903, Метрополитен-музей в Нью-Йорке),
«Старый еврей с мальчиком» (1903, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) или хорошо известной гравюрой
«Скудная трапеза» (1904), на которой изображены слепой мужчина и зрячая женщина, измождённые, сидящие за почти пустым столом.
Неясно, что именно стало отправной точкой для «голубого периода». Возможно, на Пикассо повлияло путешествие по Испании и самоубийство его друга Карлоса Касагемаса, который застрелился в парижском кафе 17 февраля 1901 года. Сам художник утверждал, что начал писать синим, когда узнал о смерти коллеги. Но искусствовед Хелена Секель отмечает, что во время суицида его не было в Париже. Это драматическое событие проявилось в творчестве Пикассо лишь осенью того же года, когда он сделал несколько портретов покойного. Их кульминацией стала мрачная аллегорическая картина
«Жизнь» (1903, Музей изящных искусств Кливленда).
Значительное влияние на картины «голубого периода», посвящённых борделям и проституткам, оказал визит художника в женскую тюрьму Сен-Лазар в Париже, где монахини служили ещё и охранницами. Картина
«Две сестры» (1902, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) – пример того, как художник совместил повседневную реальность с христианской иконографией. Поза и жесты женщин напоминают то, как художники изображают Посещение Марии, синий цвет символизирует Богородицу. Эта сцена соотносится с её встречей с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.
За «голубым периодом» последовал «розовый», когда в картинах Пикассо доминировал в основном этот тёплый цвет, однако депрессия художника не прекратилась. Она фактически продолжалась до «кубистического периода» (который следовал за «розовым»), и только в последующую полосу неоклассицизма его работы начали демонстрировать игривость, которая осталась выдающейся чертой его творчества до конца жизни. Современники Пикассо даже не делали различий между голубым и розовым периодами, считая их одним.
Постоянной темой «голубого периода» Пикассо, перешедшей и в «розовый», стала безысходность социальных аутсайдеров – заключённых, нищих, артистов цирка, бедняков или других отчаявшихся. Эта тема отвечала не только его настроению, но и духу времени, художественному и интеллектуальному авангарду начала XX века.
Автор: Влад Маслов