Sign up

Хиты 2020 года в музеях Москвы и Санкт-Петербурга: главные выставки года

  11 
Арчимбольдо, Рафаэль, Гейнсборо, Дали, Анненков, Бенуа, Васнецов, Фальк… Начался новый музейный сезон, и мы представляем нашим читателям самые интересные и значимые выставки, которые музеи Москвы и Санкт-Петербрурга запланировали на 2020 год. Отмечайте понравившееся, планируйте отпуск и выходные, и главное — заранее запаситесь билетами и хорошим настроением!

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Главная выставка года в Третьяковской галерее будет посвящена современному искусству. Экспозиция «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж» откроется 11 ноября 2020 года в Западном крыле Новой Третьяковки. После выставку покажут в Берлине и Париже. Зрители увидят около 200 работ, созданных более чем 80-ю важнейшими европейскими художниками разных поколений, живущих в разных странах. Среди участников — Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Моника Бонвичини, Олафур Элиассон, Илья Кабаков, Жанна Кадырова, Алисия Кваде, Маурицио Каттелан.
Анри Сала. «В подвешенном состоянии. Небесно-голубой». 2008. © Anri Sala. Источник.
Среди других любопытных проектов Третьяковской галереи на предстоящий год — «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» — выставка-путешествие между мирами классического и современного искусства, кинематографа и русского фольклора. Ориентированная на семейное посещение, выставка объединит произведения известных русских художников — Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Василия Поленова, Михаила Врубеля — с современными образами мира кино и мультипликации, старинными былинами, миром природы. Экспозиция откроется 26 февраля и будет работать до 10 мая 2020.
На март-апрель 2020 года запланировано продолжение проекта, который ГТГ начала выставкой «Оттепель» — экспозиция «Это было навсегда». Как отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, выставка будет посвящена советскому искусству 1968−1985 годов, «…периоду, который принято называть эпохой застоя. Но на самом деле идея этой выставки состоит как раз в обратном — показать невероятную интенсивность интеллектуальной, духовной жизни этого времени и ее невероятную двойственность». Зрители увидят произведения Ильи Кабакова и Эрика Булатова, Натальи Нестеровой и Татьяны Назаренко.

Виктор Пивоваров (род. 1937). «Московская вечеринка». 1971
12 марта 2020 откроется выставка работ из коллекции Чувашского государственного художественного музея — в столицу привезут картины знаменитых мастеров, таких как Иван Крамской, Исаак Левитан, Валентин Серов, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова. А на октябрь Третьяковка запланировала персональную выставку Роберта Фалька, на которой покажут работы художника разных лет (даты мероприятия уточняются).

ГМИИ им.Пушкина, Москва

До 1 марта 2020 года в ГМИИ им. Пушкина работает выставка «Томас Гейнсборо», которая знакомит посетителей с творчеством выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века, любимого художника короля Георга III и наиболее яркого и своеобразного представителя эпохи, перевернувшего мир британского искусства. В экспозиции представлено около 100 произведений Томаса Гейнсборо из 11 ведущих музеев Великобритании, а также из собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа.
Масштабная выставка графики «От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» стартует 24 марта 2020 и продлится до 28 июня. Экспозиция, включающая около 170 листов, охватит пять веков истории европейского рисунка — от конца XV до середины XX века.

В июле ожидают выставку из коллекции музея Каподимонте (Неаполь, Италия) — зрителям обещают шедевры таких прославленных мастеров, как Караваджо, Тициан, Рафаэль, Аннибале Карраччи.
А главным событием выставочного сезона в ГМИИ им. Пушкина станет грандиозная выставка «Джузеппе Арчимбольдо и его время». Предварительные даты — 10 декабря 2020 — 10 марта 2021. Зрителям обещаны восемь знаменитых «голов» — портретов из овощей, цветов и фруктов, созданных знаменитым итальянским маньеристом, — которые впервые привезут в Россию. Помимо ярких «хитов» будут показаны около 80 произведений живописи и графики, которые прибудут из музеев Италии, Швеции, Германии и других стран.

ЦВЗ "Манеж", Москва

С 28 января по 25 марта 2020 года у российского зрителя появится уникальная возможность познакомиться с творчеством гениального Сальвадора Дали. В Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Основу экспозиции составят работы из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии», также будут показаны работы из частных европейских коллекций. Будет представлено более 180 произведений гения сюрреализма — живопись, рисунки, акварели и гравюры. Выставка даст возможность проследить весь долгий творческий путь Сальвадора Дали, исследовать все этапы его развития как живописца.

Музей русского импрессионизма, Москва

13 февраля 2020 года Музей русского импрессионизма открывает выставку «Юрий Анненков. Революция за дверью». Более всего известны канонические графические портреты «звезд» Серебряного века, выполненные художником, а также иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать». На выставке зрители увидят гораздо больше: в музее представят еще и Анненкова-живописца, художника театра, книжного иллюстратора — неутомимого экспериментатора, в чьем творчестве отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века. В экспозиции — более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции. Впервые будут показаны произведения из собрания Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, созданные Юрием Анненковым в эмиграции и ранее не выставлявшиеся в России.
Летняя выставка Музея русского импрессионизма будет посвящена Сергею Виноградову (11 июня — 20 сентября 2020) — не только замечательному русскому живописцу круга Константина Коровина и Валентина Серова, но и активному участнику художественной жизни России начала ХХ века и влиятельному арт-консультанту.

Музей современного искусства «Гараж», Москва

2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» в Музее современного искусства «Гараж» стартует 12 июня 2020 и будет работать до 18 октября. Масштабное событие-исследование станет ироничным анализом систем отношений между учителями и учениками, действующих в современном арт-сообществе.
Морешин Аллахиари. «Та, которая видит неизведанное». Видеоинсталляция. Фото: VI Московская международная биеннале молодого искусства. Источник.

Музей Москвы

Месяц спустя, 13 июля 2020, в российской столице начнет работу еще один крупный проект, посвященный современному искусству — VII Московская международная биеннале молодого искусства. Задачи биеннале — открытие новых имен, поддержка и стимулирование творческих инициатив художников и кураторов нового поколения, создание условий для их публичного высказывания. Вы можете успеть принять участие — заявки принимаются до 1 марта 2020.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

2020-й год объявлен годом Рафаэля — исполняется 500 лет со дня смерти мастера, круглая дата, которую многие музеи отметят замечательными выставками. Государственный Эрмитаж подготовил выставку «Линия Рафаэля. 1520−2020», на которой покажут не только подлинники художника из собрания Эрмитажа, Лувра и других музеев, но и произведения мастеров, наследовавших его творческую линию. Выставка откроется 7 декабря 2020 и будет работать до 28 марта 2021 года.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После успешной юбилейной выставки произведений Константина Сомова Русский музей приготовил для зрителей экспозицию еще одного корифея общества «Мир искусства», его идеолога и основателя Александра Бенуа. Даты выставки пока уточняются (открытие предположительно в марте 2020), но одно несомненно — выставка, посвященная известному теоретику и историку искусства обязательно окажется в центре внимания. Еще один интересный проект музея — выставка «Иван Шишкин. Живопись, рисунки, гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
из фондов Русского музея», которая намечена на начало осени.

Олег Котельников. «Всадник (Петр I на коне)». 1982

В ближайших планах Русского музея — выставка «Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины — второй половины ХХ века», которая откроется уже 23 января 2020. Ход исторических событий ХХ века сделал Ленинград оплотом экспрессионизма, продолжившего авангардные традиции художественного пространства этого города. Блокада и репрессии конца сороковых, и, с другой стороны, творчество не подчинявшихся внешнему давлению модернистов — исторические предпосылки нового подъема экспрессионизма в послевоенное время.

При подготовке обзора использованы материалы theartnewspaper.ru, tass.ru. Картины, использованные в качестве иллюстраций к материалу, приведены для ознакомления и могут не присутствовать на выставке. Титульная иллюстрация — коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
произведений: Виктор Васнецов, «Иван Царевич на Сером Волке», 1889; Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», 1591; Томас Гейнсборо, «Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом», 1785
  11 
 Comments
To post comments log in or sign up.